Church-Historical Narratives of Public Content and Presentation: From the Ancient Times of the Christian Church

Вместо зрелища цирка, театра и ристалищ, опасных для нравственности и, в крайнем случае, бесполезных, христианские пастыри древних времен внушают обращать внимание на зрелища великие и поучительные, какие доставляет нам Божий мир, природа. Чистое наслаждение зрелищем природы - вот театр для христианина, по учению св. Киприана. "Христианин, если только пожелает иметь гораздо лучшие зрелища, он имеет истинные и вполне полезные удовольствия. Не стану упоминать о том, что пока нельзя еще созерцать; но он имеет перед собой ту красу мира, какую можно видеть и удивляться ей.

Эти-то, говорю, и другие дела Божьи должны составлять зрелище для верных христиан. Какой театр, построенный руками человеческими, может сравниться с этими делами? Пусть он будет построен из великих груд камней, но гребни гор выше его; пусть потолки его сияют золотом, но блеск звезд совершенно затмевает их"*. Вот ответ св. отца тем, кто сказал бы, что нельзя же проводить жизнь без каких-либо удовольствий!

______________________

* Св. Киприан Карфагенский. О зрелищах. С. 346.

______________________

IV

Канонические постановления о зрелищах; пояснение их. - Меры христианских императоров против зрелищ.

Подобно св. отцам и учителям Церкви, которые направляли свое письменное или устное слово против зрелищ, и вся Церковь в лице своих соборов употребляла постоянно строгие меры, призванные отклонить христиан от посещения зрелищ.

Соборные постановления касаются как исполнителей зрелищных представлений, так и участников их, зрителей.

Вот соборные определения относительно первых.

Древнейшее определение в этом отношении принадлежит западному собору Эльвирскому, бывшему в 306 г. В 62-м постановлении этого собора определено: "Если возница (т.е. исполнитель на конских ристалищах) или пантомим захотят обратиться к христианству, пусть таковые прежде откажутся от своих занятий, и потом нужно надзирать, чтобы и впоследствии они не возвращались к подобным занятиям. Если же кто поступит вопреки такому запрещению, тот отлучается от Церкви"*. Другой западный собор, Арелатский, в 314 г., постановил (пр. 4-е): "Возницы, если они христиане, коль скоро они продолжают свои занятия, отлучаются от причащения". "Актеры (пр. 5-е), коль скоро они продолжают свои занятия, отлучаются от причащения"**. В правилах соборов Карфагенских, принятых Православно-Восточной церковью, говорится (пр. 71-е): "Аще кто восхощет от некоего игралищнаго упражнения приступити к благодати христианства и пребывати свободным от оных нечистот, то да не будет позволено никому склоняти или принуждати такового паки к тем же занятиям". Пятьдесят первое правило Шестого Вселенского собора, направленное против зрелищ, по толкованию Аристина, отлучает от Церкви актеров и других лиц, принимающих прямое участие в исполнении зрелищ***.

______________________

* Hefele. Conciliengeschichte. Bd. I. S. 184. Zweite Auflage.  ** Ibid. S. 207.  *** Правила св. Апостолов, св. соборов с толкованиями. С. 617. Изд. Общ. Люб. Дух. Просвещ. Т. I.

______________________