Русская православная диаспора во второй половине XX века

Рассказывая о русской православной эмиграции в каждой отдельно взятой стране, остановимся на рассмотрении положения не только существующих в данном регионе приходов, и подчиняющихся той или иной ветви Русской Церкви, но, и рассмотрим положение приходов, подчиняющихся Московской Патриархии. Вдобавок к этому, не будем заострять внимание на существующие между ними, церковно-канонические проблемы, а покажем их, как представляющих одну единую Русскую Православную Церковь.

Данная монография начинается описанием формирования второй волны русской эмиграции, сложившейся после окончания Второй Мировой войны, а также описанием становления различных церковных центров русской диаспоры, как в Европе, так и в Америке.

Далее будем придерживаться регионального принципа описания исторического развития православной Церкви в Русском Зарубежье за последние полвека второго тысячелетия. Отдельно остановимся на истории некоторых наиболее важных приходов, на которых зиждется целостный организм Русского Православия вне границ Российской Федерации.

В конце монографии совершим небольшой обзор истории формирования и развития православного русского монашества за границами бывшего СССР.

В настоящей работе мы постараемся привлечь максимум существующего материала по данной теме, насколько это было возможно в столь ограниченный срок, отведенный для ее написания. Трудно перечесть все названия тех исторических материалов, которые мы использовали в нашей работе. Немаловажную информацию о Русском Зарубежье в целом удалось почерпнуть из изданного в 1997 году объемного труда протоиерея Владислава Цыпина: "История Русской Церкви 1917-1997"[2]. В нем целая глава посвящена жизни русской православной диаспоры после революции и до наших дней, то есть включает в себя период, охватываемый и нами. Что касается отдельных стран, то здесь мы столкнулись с некоторыми затруднениями. До сих пор ни в эмиграции, ни в России нет такой работы, рассматривающей историю русской православной диаспоры не в совокупности, а по отдельным странам и континентам. Исключение составляет двухтомный труд графа А.А. Соллогуб "Русская Православная Церковь за границей".[3] Но в нем речь идет только о епархиях, монастырях и приходах, входящих в юрисдикцию Русской Зарубежной Церкви.

О судьбе русской эмиграции в Италии речь идет в монографии биографического характера "Хроника одной жизни".[4] Ее автором является известный иерарх РПЦЗ епископ Митрофан (Зноско-Боровский). Храмоздательству и истории русских православных приходов в Италии уделил внимание М. Талалай.[5] Православию в Китае посвятил свой труд священник Дионисий Поздняев.[6] Неожиданною помощью оказалось, вышедшее в 2000 году, сочинение клирика Александро-Невского Собора в Париже Сергея Тутунова.[7] О русской православной Миссии в Индии, рассказывается в книге архимандрита Андроника (Елпидинского).[8]

О жизни и трудах выдающихся иерархов Русского Зарубежья - митрополите Владимире (Тихоницком), митрополите Анастасии (Грибановском), митрополите Василие (Кривошеине), вышли соответствующие работы. Они так же были использованы в этой диссертации.

Отдельно нужно сказать о той массе периодических изданий, из которых пришлось черпать крупицы информации, дабы получить целостную картину жизни русской православной диаспоры во второй половине нашего века. Для осмысления путей образования и развития второй волны русской эмиграции нами были использованы статьи Н.Л. Пушкаревой, напечатанные в журналах "Этнографическое обозрение" и "Отечественная история", В.Н. Земскова в "Социологических исследованиях" и т.д. Нужно отметить, что все эти работы были изданы лишь в последнее время, поэтому эта тематика до сих пор не исследована. Впрочем, за рубежом в многочисленных русских церковных и светских изданиях ("Вестник Русского Студенческого Христианского Движения", "Путь" и т.д.) появлялись статьи на эту тему. Как в годы советской власти, так и поныне, издается официальный орган Русской Православной Церкви Московского Патриархата - "Журнал Московской Патриархии". Из него был использован ряд статей по рассматриваемой теме.

Работа зарубежного исследователя Сейда, посвященная русским православным монастырям и скитам за границей, легла в основу этой диссертации.

Приходится констатировать тот факт, что тема, которой посвящен этот труд, до сих пор является крайне мало разработанной, как отечественными, так и зарубежными церковными историками. Данная диссертация не претендует на всеобъемлемость, потому что весь материал, касающийся истории Русского Церковного Зарубежья, вряд ли можно исчерпать. Дополнить же эту работу, может быть, смогут те, кто преодолеет все преграды на своем пути. Автор надеется на то, что своей работой он все-таки внесет некоторый вклад в дело объединения русской диаспоры в одну Русскую Православную Церковь.

Глава I. Волна "перемещенных лиц". Пути формирования русской церковной диаспоры

Период, последовавший по окончании Второй Мировой войны, принес новую волну русской эмиграции, последовавшей уже не непосредственно из СССР, а из стран Западной Европы и Китая. Русские люди попали туда разными путями: фашистами были угнаны с оккупированных территорий Советского Союза на работы в Германию или сами ушли вместе с отступающей германской армией.

В Китае они оказались еще после гражданской войны. Дальнейшая их судьба после поражения Германии и Японии во Второй Мировой войне далеко не всегда зависела от них самих, часто за них решали другие люди. Трагедия русского народа продолжалась в, казалось бы, мирных условиях, - когда они становились заложниками чьей-то злой воли. Пройдя сквозь бурю невероятных испытаний, русские эмигранты пронесли через это горнило скорбей свою православную веру, гонимую и преследуемую на их далекой Родине.

В годы Второй Мировой войны в Германии и в сопредельных с нею странах оказались миллионы русских людей, участь которых в любом случае зависела от исхода войны. Победа Красной Армии не привела всех "остарбайтеров" и беженцев из СССР к единогласному решению вернуться на Родину. Но согласно обоюдному договору членов антигитлеровской коалиции, заключенному на Ялтинской конференции в 1945 году, все советские граждане должны были возвратиться обратно в Советский Союз.[9]