Русская православная диаспора во второй половине XX века

В Ист-Лансинге (Мичиган) большую роль в жизни местного прихода сыграл о. Фотий Донахью. Именно он создал в этом городе приход во имя святого Андрея Первозванного, а в 1956 году им были созданы еще две общины Московского Патриархата - во имя святого Великомученика Димитрия Солунского в Джексоне (Мичиган) и во имя святого пророка Ильи в Батл Крике (тот же штат). В 1963 году в Ист-Лансинге был освящен новый храм во имя святого апостола Андрея.[370]

Отец Фотий был редактором журнала Московского Патриархата "One Church".[371] Под его руководством была основана пан-православная студенческая организация, а в 1954 году организованна Восточно-Православная Катехизическая Ассоциация.[372] Скончался многолетний труженик в 1984 году.

Продолжают открываться храмы Московского Патриархата в США и в последние десятилетия. Так, 6 октября 1973 года в городе Хакетстаун (Нью-Джерси) был освящен храм в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. Храм окормляет православных верующих северо-западной части штата.[373]

Для приходов Московского Патриархата в США характерны съезды духовенства и мирян, которые обсуждают самые разнообразные вопросы церковной жизни - административные, духовные и многие другие. На съезде, проходившем в 1963 году, обсуждалось завершение судебного процесса, связанного с передачей Московскому Патриархату Свято-Николаевского собора в Нью-Йорке.[374] На другом съезде, проходившем в 1970 году в здании культурного центра Петропавловского прихода в города Пассейк, обсуждались вопросы литургического характера и издание журнала "One Church".[375]

IV съезд духовенства и мирян патриарших приходов в США, проходивший в 1984 году в Дейроте, собрал 80 делегатов. На повестке дня обсуждались бюджет и другие финансовые вопросы, вопросы религиозного образования, воспитания и культурного характера.[376]

Русские в Америке бережно хранят свое культурное достояние. Это касается не только тех исторических памятников, которые находятся на территории штата Аляски, но, например, такого архитектурного сооружения, как русская крепость Форт Росс в Калифорнии. Уже в 1903 году Форт Росс стал достоянием штата. В 50-ые годы были проведены очередные реставрационные работы, восстановлены стены и башни форта. В 1945 году был найден один из трех церковных колоколов, находившихся в часовне, когда в Форт Россе еще были русские. К несчастью, пожар, случившийся в 1970 году, уничтожил сооруженную в 1825 году уникальную часовню во имя Святой Троицы. Чтобы возместить огромный ущерб, нанесенный форту пожаром, был объявлен сбор средств на восстановление крепости. В 1974 году она была вновь открыта для посетителей . Ежегодно 30 мая духовенство собора Всех Скорбящих Радость города Сан-Франциско посещает Форт Росс и совершает здесь заупокойное богослужение. И поныне крепость остается свидетельством неразрывных связей русских и американцев.[377]

Как и в Европе, православные люди в Америке имеют полную возможность получить богословское образование в стенах духовных школ.

Первая духовная семинария была открыта еще в 1905 году в Миннеаполисе. Впоследствии, она была закрыта и лишь в 1938 году открыта вновь. В 1948 году Архиерейский Собор Американской Митрополии, в подчинении у которой находилась семинария, получившая название святого равноапостольного князя Владимира, присвоил своей высшей богословской школе название Богословской Академии.[378] И неспроста. Дело в том, что в семинарии после Второй Мировой войны оказались такие светила русской богословской науки, как Г.Р.Федотов, Н.С.Арсеньев, Е.В.Спекторский, Н.О.Лосский, П.П.Зубов и др.[379] Начало новой эры семинарии связано также с прибытием из Парижа о. Георгия Флоровского, преподавателя Свято-Сергиевского института. Он был назначен ректором этой первой православной школы Американского континента. С его именем связано развитие русского богословия в Америке.[380]

Чуть ли не самого начала своего существования в Нью-Йорке Свято-Владимирская семинария стала многонациональной. В 1949 году в число студентов был принят первый грек, а через некоторое время, православный армянин и представитель Индийской Церкви. За короткий период, с 1948 по 1950 год число студентов увеличилось с 8 до 58.[381]

6 октября 1962 года митрополит Леонтий освятил новый дом семинарии. В июне 1966 года Свято-Владимирская семинария была принята в Члены Американской Ассоциации Богословских школ.[382]

Другое учебное заведение Американской Православной Церкви - Свято-Тихоновская семинария была основана в 1938 году в стенах монастыря во имя святителя Тихона Задонского в Саут-Канаане (штат Пенсильвания).[383]Жизнь в Свято-Тихоновской семинарии проходит согласно распорядку. Каждый день для семинаристов начинается и заканчивается молитвой, что очень важно для поддержания духовной жизни. Они поднимаются в 6.40 утра, совершают утренние молитвы. В среду, пятницу, субботу и воскресенье поют литургию в монастырском храме.[384]

Другое учебное заведение, подобное Свято-Тихоновской семинарии, существует в штате Нью-Йорк. Это Свято-Троицкая семинария Русской Православной Церкви Заграницей, расположенная в монастыре Пресвятой Троицы в Джорданвилле. Она была основана в 1948 году. Само здание семинарии было построено в период с 1966 по 1971 год. В 1979 году оно было расширено зданием музея, архивами и библиотекой. День в семинарии начинается в 5.30 утра молитвой. Ежедневно все студенты должны присутствовать на литургии. С 8.00 до 11.30 продолжаются занятия. После обеда каждый семинарист несет послушание в типографии, офисе, библиотеке, на поле и т.д.[385]

Семинария издает журнал "Русский Пастырь", в котором содержатся статьи на духовные темы и информационного характера, рассказывающие о жизни различных приходов и епархии Зарубежной Церкви.

Помимо духовных семинарий в США функционирует и единственная в Русском Зарубежье русско-американская Свято-Сергиевская гимназия, основанная в Нью-Йорке в 1959 году. Преподавание в ней ведется на русском и английском языках. Ее учебные программы направлены на подготовку русской молодежи к высшей школе.