«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Если же возможешь умно прозреть, лучше же—(когда) Он озарит ум твой и откроет зеницы сердца твоего, тогда ты не будешь отрицать, что Он везде есть, но чрез Него ты всему научишься, хотя бы ты был неученым и простецом.
Если же ты не познал, что око ума твоего отверсто и увидело свет, и не ощутил еще Божественной сладости;
если не просвещен ты Божественным Духом,
если не плакал беспечальными слезами,
если не увидел, что ум твой омыт, и не познал, что сердце твое очищено
и просияло светлыми отблесками;
и (если) нежданно не нашел ты Христа внутри себя,
и не пришел в изумление, увидев Божественную красоту,
и не забыл человеческой природы, всего себя видя измененным, то как, скажи, не трепещешь ты говорить о Боге?
Как, будучи сам весь плотью и не соделавшись еще духом, как Павел, смеешь философствовать или говорить о Духе, который, (как) слышишь ты, не обитает в таковых, как и Слово, потому что они суть плоть (Быт. 6, 8)?
Написал же я это для того, чтобы ты знал, как я верую, и если пожелаешь ты, то поверишь мне и опечалишься.
Ибо поистине если ты не имеешь того сокровища, которого мир не может вместить, если ты не получил еще славу рыбарей, приявшие которую поистине восприняли Бога; то оставишь миp и то, что в миpe, и, вскочив на ноги, потечешь, прежде чем не заключатся для тебя врата, жизни и здешнего зрелища,
и окончится праздник сей жизни,
и омрачится солнце и звезды,
и прейдет земля и отверзется ад,
и наступит всякая тьма и хаос.
и тогда узнаешь ты, любезная душа, и изведаешь, что не имеющие Божественного Духа, светящего в уме, наподобие светильника, и обитающего в сердце неизъяснимо, отсылаются в вечную тьму.
Ибо и Дух есть Господь, и Бог Отец Господа—Дух, один, конечно, Дух, ибо Он не разделяется.
Имеющий Его поистине имеет трех, но неслиянно, хотя и нераздельно.
Ибо есть Отец, и как Он будет Сыном, ведь Он по существу нерожденный?
Есть и Сын, и как Он сделается Духом?
Дух же есть Дух, и как Он явится Отцом?
Отец есть Отец, потому что всегда Он—родитель.
Как же бывает это вечное рождение, что (Сын) совершенно не отделяется от Отца и весь происходит неизъяснимо, всегда пребывая в Отчем лоне и всегда происходя неизреченно?
Сын вечно видится в Отце: родившись, Он пребывает неразлучным, происходя, Он не отделяется от корня; но и отдельно является нераздельным
и будучи соединен весь с Отцом живым,
и Сам есть жизнь, доставляя всем жизнь.
Что есть Отец, то и Сын,