«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

86. — Послушайте, — присовокупил я. — как древо жизни, насажденное в раю. и события, надлежавшие произойти со всеми святыми, были символом Того. кто. по свидетельству Писаний, после Своего распятия опять придет во славе. Моисей был послан с жезлом для освобождения народа и, держа его в руках, впереди народа рассек море; посредством жезла он источил воду из камня; бросивши дерево в горькую воду Мерры, он сделал ее сладкого Иаков, положивши жезлы в сосуды с водою, получил то, что овцы дяди его зачинали во чреве, и он брал себе приплод. Тот же Иаков хвалится. что он с жезлом перешел реку. Он же говорил, что видел лестницу, и на ней, по свидетельству Писаний, утверждался Бог, но то не был Отец, как мы доказали из Писания. И когда Иаков на этом же месте излил елей на камень, то от Самого явившегося ему Бога получил свидетельство, что он помазал столп Богу явившемуся ему. А мы доказали, что Христос во многих местах Писания таинственно назван камнем; доказали также, что всякое помазание елеем или стактиею или другими благовонными мазями было образом Его, по слову Писания: «поэтому Бог, Бог Твой, помазал Тебя елеем радости более причастников Твоих» (Пс. 44:7). Все цари и помазанники получили от него название царей и помазанников; тогда как Сам Он получил от Отца названия: Царя, Христа, Священника, Ангела и другие подобные тому имена, какие Он имеет или имел. Прозябший жезл Аарона показал быть ему первосвященником. Исаия предсказал, что от корня Иессеева родится жезл — Христос (Ис. 11:1). И Давид говорит, что праведный, «как дерево, посаженное при проходах рек которое во время свое дает плод свой и которого лист не отпадет» (Пс. 1:3). Еще сказано, что праведник «процветет, как финик» (Пс. 93:13). У дерева Бог явился Аврааму, как написано, «у дуба Мамврийского» (Быт. 18:1). По переходе чрез Иордан народ нашел семьдесят ив и двенадцать источников. Давид говорит, что чрез жезл и палку он получил от Бог а утешение. Елисей, бросив дерево в реку Иордан, вызвал со дна железный топор, с которым сыновья пророческие пришли рубить деревья на постройку дома, чтобы в нем читать и размышлять о законе и повелениях Божиих, как и Христос наш искупил нас, погруженных в тягчайшие грехи, сделанные нами, — чрез Свое распятие на дереве и чрез освящение нас водою, и сделал нас домом молитвы и поклонения. Жезл показал, что Иуда — отец рожденных не без великого таинства от Фамари.

87. — Не думай вперед, сказал Трифон по окончании моих слов, — что стараюсь опровергнуть, что ты говоришь, когда спрашиваю: но я желаю научения о том, о чем спрашиваю. И так скажи мне: если Писание чрез Исаию говорит: «жезл выйдет от корня Иессея и цвет выйдет из корня Иессеева и почиет на нем Дух Божий, Дух мудрости и разума, Дух совета и силы, Дух ведения и благочестия и наполнит Его Дух страха Божия» (Ис. 11:1-3), и эти слова, продолжал он, — по твоему признанию, относятся ко Христу, и ты говоришь, что Он, как Бог, существовал прежде, но по воле Божией воплотился и родился от Девы, как человек: то как можно доказать, что прежде существовал тот, который исполняется силами Духа Святого, исчисленными Исаиею, как будто он имел нужду в них?

— Ты предложил весьма замысловатый и умный вопрос, Отвечал я. В самом деле здесь представляется некоторое затруднение; но чтобы ты понял решение его, выслушай, что намерен я сказать. Писание говорит, что эти исчисленные дары Духа Святого сошли на Него не потому, что Он нуждался в них, но потому что они должны были почить на нем, т. е. придти к концу в Нем т) так, что впоследствии в вашем народе не должны были, как прежде, являться пророки: это вы сами можете видеть, потому что после Него совершенно ни одного пророка не было у вас. Обратите внимание на то, что я скажу: именно, каждый из ваших пророков получал от Бога какую-либо одну или и другую силу, и делал или говорил то, что мы знаем из Писаний. Соломон имел Дух премудрости, Даниил — Дух совета и разума, Моисей — силы и благочестия, Илия — Дух страха, Исаия — ведения; также и другие имели каждый одну силу или в соединении с другою какой-либо силою, каковы Иеремия, двенадцать пророков, Давид и все вообще бывшие у вас пророки. Итак, силы Святого Духа почили, то есть перестали действовать с пришествием Того, после Которого, во время этого домостроительства, совершенного им между людьми, они должны были удалиться от вас, и опочивши на Нем, снова, согласно с предсказанием, сделаться дарованиями, которые Он от благодати силы того Духа дает верующим в Него, смотря по достоинству каждого. Что было предсказано, что это будет исполнено Им после Его вознесения на небо, я уже говорил и теперь повторяю. Писание так говорит: «восшел на высоту, пленил плен, дал дары сынам человеческим» (Пс. 67:18). И еще в другом пророчестве сказано: и будет после этого то, что я изолью Дух Мой на всякую плоть и на рабов Моих и на рабынь Моих, и они будут пророчествовать».

88. И можно видеть среди нас и женщин и мужчин, имеющих дары от Духа Божия. Итак не потому, чтобы Он имел нужду в силе, было предсказано, что придут на Него исчисленные Исаиею силы, но потому, что они более не будут существовать. Свидетельством этого да будет вам то, что было сделано, как уже сказал, волхвами из Аравии: они непосредственно по рождении Младенца пришли и поклонились Ему. Ибо как только Он родился, уже имел Свою силу: и возрастая общим для всех других людей образом, пользуясь пригодными вещами, Он отдавал свойственное каждому возрасту, питался всякого рода пищею, и пребывал тридцать лет, больше или меньше, пока не пришел наперед Иоанн вестником Его пришествия и был Его предтечею на пути крещения, как я уже показал. И когда Иисус пришел к реке Иордану, где Иоанн крестил, и сошел в воду, то огонь возгорелся в Иордане; а когда Он вышел из воды, то Дух Святой, как голубь, слетел на Него, — как написали апостолы этого самого Христа нашего. И мы знаем, что Он пришел к реке не потому, чтобы нуждался в крещении или в Духе, сошедшем на Него в виде голубя; также Он снизошел быть рожденным и распятым не потому, чтобы имел в этом нужду, но Он совершил это за род человеческий, который от Адама подпал смерти и обольщению змия, потому что каждый по своей собственной вине творил зло. Ибо Бог, желая чтобы и ангелы и человеки, одаренные свободою выбора и самовластием, делали то, к чему Он сделал их способными, так сотворил их, что если они изберут благоугодное Ему, то он сохранит их нетленными и свободными от наказания; если же сделают зло, — накажет каждого, как Ему угодно, — И то, что Он седши на осла, вступил в Иерусалим — о чем, как я показал, было предсказано, — не дало Ему силы быть Христом, но доставило людям указание, что Он Христос, подобно тому, как и при Иоанне нужно было дать людям указание, чтоб они узнали, кто Христос. Ибо когда Иоанн сидел при Иордане и проповедовал крещение покаяния, нося только пояс кожаный и одежду из верблюжьих волос и ничего не вкушая, кроме акрид и дикого меда, то люди думали, что Он Христос, но он сам объявил им: «Я не Христос, но голос вопиющего; ибо придет Сильнейший, нежели я, Которого сапогов я не достоин понести» (Ин. 1:20,23; Лк. 3:16; Мф. 3:2). Но когда Иисус пришел к Иордану, а Его почитали сыном Иосифа плотника и Он казался, как предвозвестили Писания, безвидным и был принимаем за плотника — ибо Он живя среди людей занимался плотничными работами, делал орала и ярма (Мк. 6:3), и тем поучал и праведности и деятельной жизни, — то Дух Святой для людей, как я выше сказал, сошел на Него в виде голубя и в то же время пришел с небес голос, провещанный и чрез Давида, который как бы от своего лица говорил то, что имело быть сказанным Ему от Отца: «Ты Сын Мой, Я днесь родил Тебя» (Пс. 2:7).

Этот голос изъявлял, что Его рождение последует для людей с того времени, как Он сделается известным им.

89. — Ты хорошо знаешь — сказал Трифон, — что весь народ наш ожидает Христа, и мы признаем, что все приведенные тобою места из Писаний сказаны об Нем; я признаюсь также, что имя Иисус, данное сыну Навину, расположило меня согласиться и на это. Но мы сомневаемся, надлежало ли Христу быть так бесславно распятым, ибо в законе сказано: «проклят всякий распятый» (Вт. 21:23), так что я весьма затрудняюсь поверить этому. Что Писания говорят о том, что Христос имеет пострадать, это ясно; но мы желаем знать, можно ли доказать что, что Он претерпит род страдания проклятый в законе?

— Если бы — отвечал я, — Христос не имел пострадать, и пророки не предсказали, что чрез беззакония народа Он будет веден на смерть, обесчещен, бит и сочтен между беззаконными, и будет веден как овца на заклание Тот, Коего род, по слову пророка, никто не может изъяснить, — то справедливо можно было бы удивляться. Но если это характеризует и указывает Его всем, то как можем и мы не веровать в Него смело? И все, кто поняли слова пророков, скажут, что это — Он, а не другой, если только они услышат, что Он был распят.

90. — Научи же нас — сказал Трифон — из Писаний, чтобы и мы поверили тебе. Что Христос имеет пострадать и быть веден как овца, мы это знаем; но надлежало ли Ему быть распятым, и так постыдно и бесславно умереть смертью, проклятою в законе, — докажи нам, потому что мы не можем даже понять это.

— Ты знаешь — отвечал я, — что пророки свои слова и действия, как и вы согласились, открывали в притчах и прообразах, прикрывая содержащуюся в них истину, так что многое не могло быть легко понятым всеми, дабы потрудились желающие найти ее и узнать.

— Мы признали это, — сказали они.

— Слушай же — сказал я, — что далее следует. Моисей первый показал это кажущееся проклятие Его посредством знамений, которые он сделал.

— О каких это говоришь ты — спросил Трифон.

— Когда народ — отвечал я — воевал с Амаликом и сын Навина, названный Иисусом, управлял сражением, то сам Моисей молился Бог у, распростерши руки свои на обе стороны; Он же и Аарон поддерживали их весь день, чтобы они не опустились от его утомления. Ибо если он что-нибудь опускал из этого знамения, представлявшего крест, то как написано в книгах Моисея, народ был побеждаем; если же он оставался в этом положении, то Амалик был побеждаем в той же степени, и сильный имел силу от креста. Не потому народ одерживал победу, что Моисей так молился, но потому, что в то время как имя Иисуса было во главе битвы, сам он делал знамение креста. Ибо кто из вас не знает, что та молитва весьма умилостивляет Бога, которая совершается с плачем и слезами, с повержением на землю и коленопреклонением? Таким именно образом ни он сам, ни другой кто сидя на камне не приносил молитв. И даже камень был символом Христа, как я уже показал.

91.—