«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

105. — Следующие слова в псалме: «Ты же, Господи, не удали от Меня помощи Твоей, обратись на защиту Мою. Освободи душу Мою от меча и единородную Мою от лапы пса; сохрани Меня от пасти льва и смирение Мое от рогов единорогов», — также указывали и предвозвещали, какая природа Его и что имело случиться с Ним. Ибо, как я выше сказал, Он был Единородный у Отца всего, собственно от Него рожденный, как Слово и Сила, а потом сделался человеком от Девы, как мы знаем из записей Его апостолов. О том, что Он умер на кресте, я также выше упомянул. «Освободи душу Мою от меча и единородную Мою от лапы пса, сохрани Меня от пасти льва и смирение Мое от рог единорогов» так же показывали, от какого страдания Он умрет, то есть от распятия на кресте; ибо я вам уже изъяснил, что слова «от рог единорогов» указывают на образ креста. Прошение же Его, чтобы Его душа была избавлена от меча, от пасти льва и от лапы пса, было молитвою о том, чтобы никто не овладел душою Его; дабы и мы, при отходе из жизни, просили того же от Бога, Который силен отвратить всякого бесстыдного и злого ангела, чтобы он не овладел нашею душою. А существование душ я доказал вам тем, что чревовещательница по требованию Саула вызвала душу Самуила. Но кажется, что и все души подобных праведников и пророков подвергались власти тех сил, какая обнаруживается из самого дела в этой чревовещательнице. Посему Бог чрез Сына Своего научает нас постоянно стараться быть праведными и при кончине молиться о том, чтобы души наши не подвергались подобной силе. Испуская на кресте дух, Он сказал: «Отец! в Твои руки Я предаю Дух Мой» (Лк. 23:46), как узнал я также из памятных записей. Увещевая учеников Своих превосходить жизнь фарисеев и внушая им, что они в противном случае не спасутся, Он, как написано в этих записях, так сказал: «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то не войдете в царство небесное» (Мф. 5:20).

106. — То, что Он знал, что Отец Его даст Ему все по Его прошению и воскресит Его из мертвых, — что Он увещевал всех боящихся Бога хвалить Бога за помилование всего рода верующих людей чрез таинство этого Распятого, и что Он стал среди братьев Своих апостолов — которые после воскресения Его из мертвых, будучи уверены Им Самим, что и прежде страдания Он говорил о необходимости претерпеть это и что пророки предсказали об этом, рас каялись в своем отступничестве от Него во время Его распятия — и что Он, находясь вместе с ними восхвалил Бога, как это показано и в памятных записях апостольских, — все это изобразили последние слова псалма. «Я поведаю имя Твое братьям моим, посреди церкви буду воспевать Тебя. Вы, боящиеся Господа, восхвалите Его! все семя Иакова, прославьте Его; пусть боится Его все семя Израиля». И то, что Он, как рассказывается также в памятных записях, переименовал одного из апостолов Петром, а равно и других двоих братьев, сынов Заведеевых назвал именем Воанергес, т.е. сынами грома, это означало, что Он есть Тот самый, Который Иакову дал название Израиля и Авсия назвал именем Иисус; чрез каковое имя и введен народ оставшийся от вышедших из Египта в обещанную патриархам землю. И что Он, как звезда, имеет воссиять от рода Авраама, то показал Моисей в словах: «взойдет звезда от Иакова и вождь от Израиля» (Чис. 24:17); и в другом месте Писание говорит: «вот муж, восток имя Ему» (Зах. 6:12). Итак когда при рождении Его и на небе явилась звезда, как написано в памятных записях апостолов Его, то волхвы из Аравии узнали о том по этому знамению, пришли и поклонились Ему.

107. — Касательно Его воскресения в третий день после распятия написано в памятных записях, что люди из вашего рода состязаясь с Ним сказали Ему: «покажи нам знамение»; и Он отвечал им: «род лукавый и прелюбодейный ищет знамения, и знамения не дается ему, кроме знамения ионы пророка» (Мф. 12:38-41). Эти слова Его тогда были прикровенно, так что слушатели не могли из них понять, что Он после распятия в третий день воскреснет.

Даже и сам царь этого города и вельможи носили на себе вретища и пребывали в посте и молитве, и молились, чтобы город их не был разругаем. Но когда Иона сокрушался о том, что на третий день, как он проповедовал, город не был разрушен, то по устроению Божию выросла для него тыква, под тенью которой он сидел, и защищался от жара — это была неожиданная тыква, которой Иона ни насаждал, ни поливал, но внезапно выросшая для доставления ему тени, — и по другому распоряжению Божию она засохла, о чем иона сокрушался; тогда Бог обличил его в несправедливой скорби о том что город Ниневийский не был разрушен, говоря: «ты пожалел о тыкве, над которой не трудился, которой не возвращал и которая в ночь свою выросла и в ночь свою засохла; и Я ли не пощажу Ниневию, город великий, в котором живет более ста двадцати тысяч человек, не знающих различия между правой своей рукой и левой, и множество скота» (Ион. 4:10-11)?

108. —

Вы еще клевещете, что Он научил тем безбожным, беззаконным и нечестивым делам, в которых вы пред всем родом человеческим обвиняете исповедующих Его Христом. Учителем и Сыном Божиим. Кроме того, вы и теперь, когда ваш город взят и ваша земля опустошена, не раскаиваетесь, но еще осмеливаетесь проклинать Его и верующих в Него. Но мы ни вас, ни принявших от вас такое мнение не ненавидим, но молимся, чтобы все вы хоть теперь раскаялись и получили милость от Всеблагого и многомилостивого Отца всего — Бога.

109. — А о том, что народы имели покаяться в нечестии, в котором они жили по своему заблуждению, после того как услышат учение, проповеданное Его апостолами, начиная от Иерусалима, и узнают Его от них, позвольте мне привести несколько слов из пророчества Михея, одного из двенадцати пророков. Вот они: «и в последние дни откроется гора Господня, приготовленная на верху горе, вознесенная выше холмов: и люди дотекут к ней. И многие народы придут и скажут: придите. взойдем на гору Господню и в дом Бога Иакова: и нам покажут пути Его и будем ходить по стезям Его. Ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне из Иерусалима. И Он будет судить среди людей многих, и изобличит сильные народы в отдаленности: и они раскуют мечи свои на орала и копья свои на серпы; не поднимет народ на народ меча и не будут более уметь воевать. И всякий муж будет сидеть под своею лозою и под своею смоковницею, и никто не устрашит его: потому что уста Господа воинств сказали; потому что все люди будут ходить во имя богов своих, а мы будем ходить во имя Бога нашего во век. И будет в тот день, — Я соберу сокрушенную, и приму изгнанную и ту, которую Я поразил, и положу сокрушенную в остаток и угнетенную в народ сильный: и Господь будет царствовать над ними на горе Сион отныне и до века» (Мих. 4:1-7).

110. — Знаю, государи мои, — после тех слов продолжал я, — что и ваши учители все слова этого места разумеют о Христе, знаю также, что они утверждают, будто Он еще не пришел; а если и пришел, говорят, то неизвестно, кто Он; но когда Он явится и прославится, тогда будет известно, кто Он. Тогда исполнится сказанное в этих словах, говорят они; как будто еще не было никакого плода от слов пророчества! Неразумные! Они не понимают того, что видно из всех мест Писания, — что возвещено два пришествия Христа: одно? в котором Он представляется, как Страдалец, бесславный, обесчещенный и распятый, а другое, — в которое Он со славою придет с небес, когда человек отступления, говорящий гордые слова даже на Всевышнего, дерзнет на беззаконные дела на земле против нас — христиан, нас, — которые, узнавши Богопочтения из закона и учения, вышедшего из Иерусалима чрез апостолов Иисуса, прибегли к Богу Иакова и Богу Израиля, и каждый из нас, будучи прежде исполнен войною, взаимным убийством и нечестием всякого рода. по всей земле переменил воинские орудия, — наши мечи на орала и копья на земледельческие орудия — и мы возделываем благочестие, праведность, человеколюбие, веру, надежду, данную Самим Отцом чрез Распятого, в сидим каждый под своей виноградною лозою, то есть, каждый из нас имеет одну законную жену; ибо, вы знаете, пророческое слово говорит: «и жена его, как лоза плодоносная» (Пс. 127:3). Ясно, что никто не ужасает и не порабощает нас, по всей земле верующих во Иисуса. Хотя нам отсекают головы, распинают нас, бросают зверям, в темницы, в огонь, и подвергают всяким другим мучениям, однако, как известно, мы не отступаем от исповедания: но чем более нас так мучат, тем более увеличивается число других верующих и чтящих Бога чрез имя Иисуса. Как виноградная лоза, если кто отсечет ней плодоносные части, снова производит другие цветущие и плодоносные ветви; так точно бывает и с нами; ибо насажденная Богом и Спасителем Христом виноградная лоза есть народ Его. А остальные слова пророчества исполнятся во второе Его пришествие. Что же касается до слов: «сокрушенную и изгнанную», те из мира, то они указывают на то, что каждый христианин, сколько зависит от вас и от других людей, изгоняется не только из своих владений, но и из всего мира, так что вы ни одному христианину не даете жить. Вы говорите, что это сбылось с вашим народом. Но если вы и были изгнаны вследствие войны, то по справедливости потерпели это по свидетельству всех писаний; мы же, которые не совершили никакого подобного преступления после того, как познали истину Божию, получаем свидетельство от Бога, что изгоняемся с земли вместе с праведнейшим и единым не скверным и безгрешным Христом. Ибо Исаия восклицает: «вот как праведник погиб и никто не принимает к сердцу; и праведные люди уничтожаются и никто не думает» (Ис. 57:1).

111. — Я уже сказал, что о двух пришествиях Христа символически было предсказано еще во времена Моисея — посредством символа козлов, приносимых во время поста. И опять тоже самое таинственно было предвозвещено и представлено тем, что сделали Моисей и Иисус. Ибо один из них с распростертыми руками, которые были поддерживаемы, оставался на холме до самого вечера, — это не иное что изображало, как крест; а другой, переименованный Иисусом, предводительствовал в сражении, и Израиль побеждал. Можно думать, что это сделано было обоими святыми мужами и пророками Божиими, потому что один из них не мог представить вместе два таинства, — я разумею, — образ креста и образ наименования; ибо эта сила есть. была и будет свойственна только Тому Одному, Которого даже имени боится всякое начальство, чувствуя мучение, потому что будет разрушено Им. Итак наш страдалец и распятый Христос не был проклят законом, но показал, что Он Один спасет тех, которые не отступают от веры в Него. И тех, которые спаслись в Египте, когда истребляемы были первенцы египетские, спасла кровь пасхальная, которою помазаны были с обеих сторон косяки дверей и перекладина. Ибо Пасха был Христос, Который после был принесен в жертву, как и Исаия говорит: «Он, как овца, был веден на заклание» (Ис. 53:7). Даже написано и о том, что вы взяли, Его в день пасхи и распяли также во время пасхи. И как бывших в Египте спасла кровь пасхальная: так и кровь Христова избавит от смерти уверовавших в Него. Ужели Бог обманулся бы, если бы не было на дверях этого знака? Нет, говорю я; но Он чрез это предвозвестил имеющее быть посредством крови Христовой спасение для рода человеческого. Ибо и знак красной веревки, который дали в Иерихоне блуднице Раав посланные Иисусом Навином соглядатаи, приказавши ей привязать веревку к окну, чрез которое она спустила их, чтобы скрыть от врагов, — также представлял символ крови Христа, посредством которой у всех народов бывшие прежде блудниками и беззаконниками получают спасение, принявши оставление грехов и уже не согрешая более.

112. — А вы, объясняя это унизительным образом, приписываете Бог у большую слабость, если понимаете это просто и не исследуете силы сказанного. Ибо таким образом и Моисей будет обвинен в нарушении закона: он, постановивши, чтобы не делали никакого подобия ни того, что на небе, ни того, что на Земле или в море, сам потом сделал медного змея и утвердивши на знамении, повелел смотреть на него тем, которые были укушены, — и они взирая на него, получали исцеление. Неужели должно думать, что народ спасался тогда посредством змея, которого, как я сказал, Бог проклял в начале и умертвил великим мечем, как говорит Исаия (Быт. 3:14; Ис. 27:1)? и неужели мы будем понимать это так неразумно, как полагают ваши учители, а не принимать за символы? Неужели мы не отнесем того к изображению распятого Иисуса, когда также Моисей посредством распростертых рук вместе с тем, который был прозван именем Иисуса, доставлял победу народу вашему? Таким образом по крайней мере мы не будем сомневаться в том, что сделал законодатель. Ибо он, не по забвению Бога, убедил народ возлагать надежду на зверя, посредством которого получило начало преступление и непослушание. Это блаженным пророком было сделано и сказано с великою мыслию и таинством: да и нет ничего такого в словах и делах всех вообще пророков, за что бы справедливо можно было упрекнуть их, если вы понимаете заключенный в них смысл.

Вы даете десятину с мяты, и поглощаете верблюда, вожди слепые)! Поэтому, если вы не презрите наставлений тех, которые возвышают сами себя и желают, чтобы их звали «учитель, учитель», и не приступите к пророческим писаниям с такою твердостью и настроением духа, что перенесете от ваших людей тоже, что претерпели и сами пророки: то не получите со всем никакой пользы от пророческих писаний.

113. — Вот что я думаю: Иисуса, как я несколько раз говорил прежде, того самого, который назывался Авсием и был послан с Халевом для обозрения в землю Ханаанскую, Моисей назвал Иисусом. Ты не ищешь причины, почему он это сделал, не сомневаешься, не расспрашиваешь; поэтому от тебя сокрыт Христос; и читая ты не понимаешь, и даже теперь, когда слышишь, что Иисус есть Христос наш, ты не рассуждаешь, что это имя дано ему не напрасно и не случайно. Но ты богословствуешь о том, почему прибавлено одно а к прежнему имени Авраама, и с важностью рассуждаешь, почему одно р прибавлено к имени Сарры; а почему у сына Навина отеческое имя Авсий изменено в имя Иисус, ты не исследуешь подобным образом. Не только переменено его имя, но также он сделался преемником Моисея; он один из своих сверстников, вышедших из Египта ввел оставшийся в живых народ во святую землю, и как он ввел народ во святую землю, а не Моисей, и разделил ее по жребию тех, которые вошли с ним: так и Иисус Христос возвратит рассеяние людей и разделит каждому благую землю, только другим образом. Ибо первый дал им временное наследие, по тому что он был не Христос Бог, ни Сын Божий; а Иисус Христос после святого воскресения даст нам вечное владение. Первый остановил солнце, будучи наперед переименован именем Иисуса и получивши силу от Духа Его. Ибо я доказал, что Иисус являлся Моисею, Аврааму и всем вообще патриархам и беседовал с ними, исполняя волю Отца: Он же, говорю, пришел родиться человеком от Девы Марии, и всегда пребывает. Он есть Тот, от Которого и чрез Которого Отец имеет обновить небо и землю; Он есть Тот, Который засветит в Иерусалиме вечный свет; Он есть по чину Мелхиседекову Царь Салимский и вечный Священник Вышнего. Первый, как известно, обрезал народ вторым обрезанием посредством каменных ножей — это было указанием на то обрезание, которым Сам Иисус Христос обрезал нас от служения камням и другим идолам, — и собрал множество тех, которые от не обрезания, т.е. от обольщения мира, на всяком месте были обрезаны каменными ножами — учением Господа нашего Иисуса. Что пророки приточно называли Христа камнем и скалою, это уже показано мною. Под каменными же ножами мы будем разуметь Его учение, чрез которое такое множество заблуждавшихся людей от не обрезания были обрезаны обрезанием сердца. Этим-то обрезанием Бог повелел тогда Иисусу обрезать даже и тех, которые имели плотское обрезание, получившее начало от Авраама, когда Он сказал, чтобы Иисус обрезал вошедших во святую землю вторым обрезанием посредством каменных ножей.

114. — Ибо иногда по действию Святого Духа явно совершалось то, что было образом будущего; а иногда Он прорекал будущие события так, как будто бы говорил о настоящих или даже прошедших. Если читатели не знают этого образа действия, то не в состоянии будут правильно понимать пророческих слов. Чтобы вы поняли мою мысль, приведу для примера некоторых слова пророческие. Когда Дух Святой говорит чрез Исаию: «Он, как овца, веден был на заклание, и как агнец пред стригущим» (Ис. 53:7); то говорит так, как будто страдание уже совершилось. И когда еще говорит: «Я простер руки Мои к народу непокорному и прекословящему»; и когда говорит: „Господь! кто поверил слуху нашему?» (Ис. 65:2; 53:1); то это сказано так, как будто указывается на события уже совершившихся. Я уже показал, что Христос часто приточно называется камнем, а иносказательно Иаковом и Израилем. И опять, когда говорит: «Я увижу небеса, дела перст Твоих», — если я здесь не буду разуметь действия Слова Его, то буду понимать это место неразумно, подобно вашим учителям, которые думают, что Отец всего и нерожденный Бог имеет, подобно сложному существу, руки и ноги и персты и душу, и потому учат, что Аврааму и Иакову являлся Сам Отец. Итак блаженны мы, обрезанные вторым обрезанием посредством каменных ножей.

Ибо ваше первое совершалось и теперь совершается посредством железа, — потому что вы имеете грубое сердце; а наше обрезание, второе по счету, так как явилось после вашего, совершается острыми камнями, т.е. словами апостолов Того Краеугольного Камня, Который отсечен без помощи рук и обрезывает нас от идолослужения и всякого вообще греха; и наши сердца так обрезаны от зла, что мы даже радуемся, умирая за имя того превосходного Камня, который источает живую воду сердцам, возлюбившим чрез Него Отца всего, и напояет желающих пить воду жизни. Но вы не понимаете слов моих: ибо вы не понимаете того, что по пророчествам надлежало совершить Христу, и не верите нам, когда мы приводим вам Писания. Иеремия так говорит: «горе вам, потому что вы оставили источник живой и выкопали себе колодцы сокрушенные, которые не могут держать воды! Ужели будет пустыня там, где гора Сион? Потому что Я дал письмо разводное Иерусалиму в глазах ваших (Иер. 2:12-13; Ис. 16:1; Иер. 3:8).