Искусство борьбы с помыслами

На конечной стадии отсутствие вообще какого-либо помысла о том, что необходимо избавиться от болезни помысла, помогает избавиться от навязчивой болезни. Помысл об избавлении от помысла – это болезнь. Когда вы способны забыть о болезни и пребывать без помысла о ней – то вы уже избавились от нее.

Постарайтесь глубоко это понять. Вы думаете об избавлении от болезни потому, что не избавились от нее, и она пребывает в вашем сердце. На этой стадии болезнь помысла еще не прошла, и что бы вы ни думали и ни делали, сердце остается привязанным к помыслу и это не приводит ни к чему хорошему. Если вы подвизаетесь с тем, чтобы стяжать чистоту сердца, то привязанность к помыслу оставит вас сама по себе, без всяких усилий с вашей стороны, так как в сердечной чистоте не может существовать никакая привязанность.

Монаху, который избавился от всех помыслов и привязанностей и достиг чистоты сердца во Христе, уже ничего не грозит. Он делает все, что нужно, совершенно свободно, руководясь благодатью, вошедшей в его очищенное от мысленного врага сердце, стяжавшее Христа. Монах в искусстве борьбы с помыслами не может быть назван Старцем до тех пор, пока он сохраняет привязанность к тому, что он делает, ибо он еще не свободен от рабства мира сего. Неотполированный драгоценный камень привлекает пыль и легко загрязняется. Полированный же не запачкается, даже если упадет в грязь. Подвизайтесь усердно и очищайте ваше сердце так, чтобы оно могло остаться незапятнанным помыслами. Отдайте его Божественной благодати, чтобы стать свободным в своих действиях.

Сердце, воспринявшее в себя Божественную Любовь – Самого Христа и есть Спасение. Это высшая Истина. Состояние Божественной Любви – это такое состояние, где уничтожены все болезни сознания – помыслы, желания и страсти, и вы не имеете их, пребывая в чистоте сердца. Например, если вы сознаете, что пишете, то, в тот момент, пока вы пишете, вы не сможете быстро и легко писать. Если вы играете на каком-либо инструменте и думаете об этом, вы собьетесь с тональности. Тот, кто пишет, должен забыть каким образом он пишет, как и тот, кто играет на музыкальном инструменте. Что бы вы ни делали, делайте это в чистоте сердца, которое приходит к этой чистоте благодаря непрестанной молитве и вселению в него Божественной благодати. Тогда все выйдет правильно, по Божественной воле.

В каком бы деле вы ни следовали к намеченной цели, предав себя полностью Божественной Благодати, если вы начинаете действовать по своей воле и стремитесь любой ценой преуспеть в задуманном, значит, вы более не следуете чистоте сердца, смирению и благодати. Тот, чье сердце свободно от всего – от помыслов, желаний и страстей, и утверждено в Боге, есть истинный монах. Если в вашем сердце ничего нет, кроме благодати, вы легко исполняете все, за что беретесь, потому что через вас будет действовать воля Божия. Например, когда кто-либо несет тяжелый груз по горной тропе и если позволит какому-нибудь помыслу завладеть его умом, то сразу чувствует усталость и теряет все силы. Но если он хранит в своем сердце непрестанную молитву и пребывает в Божественной благодати, то не будет чувствовать тяжести груза и не заметит, как доберется до конца пути.

Зеркало всегда ясное, не имеющее искажений, четко отражает того, кто в него смотрит. Сердце истинного монаха подобно зеркалу, поскольку в нем ничего нет, кроме Бога, и оно всегда пребывает совершенно чистым, без помыслов. Такое сердце находится в состоянии Божественной Любви, ибо в нем живет Христос. Тот, кто все делает, имея сердце, исполненное совершенной Любви, называется Старцем.

Что бы вы ни совершали, если вы совершаете это по своему помыслу, по своей воле, пытаясь контролировать ситуацию, вы, в конце концов, запутаетесь и уйдете на неправильный путь. Один раз вам удалось что-то сделать правильно, вы начинаете думать, что обрели некоторое умение; но затем вы делаете это неверно. Вам удалось два раза преуспеть в чем-то, но на третий раз вы сделали ошибку; вы можете быть довольны тем, что достигли уровня, когда два или три раза подряд у вас что-то получилось.

Но затем вы ошибаетесь два раза подряд, и приходит смущение и уныние. Все это потому, что вы поставили себе в помыслах цель и следуете за помыслами.

Но если вы пытаетесь контролировать сердце и не даете ему отвлекаться, со временем вы сделаете успехи в пребывании в сердечной чистоте и благодати. По мере того, как вы подвизаетесь, помыслы, отвлекающие вас, устранятся и, что бы вы ни делали, вы начнете делать без всякого участия своей воли, не обращая на помыслы никакого внимания. И вот когда вы перестанете принимать помыслы и ваш ум, ваши глаза, руки и ноги делают то, что им положено делать, без вмешательства вашей воли, тогда, чем бы вы ни занимались, у вас десять раз из десяти все выходит верно. Если же вы позволите помыслам хотя бы немного вмешаться, вы совершите промах. Когда вы без помыслов, вы всегда попадаете в цель. Без помыслов – не означает, что сознание полностью отсутствует, это просто сознание, просвещенное Божественной благодатью и пребывающее в непрестанной молитве.

Когда, например, вы смотрите на человека, не следует принимать в это время различные помыслы в сердце об этом человеке. Следует смотреть просто, без помыслов, сердцем, очищенным непрестанной молитвой и благодатью. Когда вы пишете что-нибудь в тетради, не позволяйте в это время помыслам входить в ваше сердце и заполнять его своими нечистотами. Пишите с сердцем, которое не имеет никаких помыслов, а пребывает в молитве и благодати. Духовное сердце – это благодатное молитвенное сердце, в котором обитает совершенная Любовь. Если вы измените это благодатное состояние сердца и позволите в нем появиться хотя бы одному помыслу, оно изменится вследствие присутствия в нем этого помысла, утратит благодать и ваше состояние, как внутренне, так и внешнее, нарушится также. Если вы делаете что-либо в возбужденном состоянии сердца, нарушенном присутствием в сердце помысла, ничего не будет сделано как следует. Как пишут Святые Отцы – все Святые имеют сердце, преображенное благодатью Святого Духа.

Монаху следует стяжать смиренное сердце, в котором живет Христос. В достижении этого есть начальная и конечная стадии. Если вы имеете рассеянный ум, он будет пребывать в том помысле, на котором остановился и которым полностью пленен. Поэтому, чтобы не дать там остаться, все писания Святых Отцов советуют вам вернуть ум или внимание ума в сердце, где ему положено быть. «Когда в силу такого молитвенного труда, водворится в сердце действо молитвы, тогда она станет удерживать при себе ум, веселит и до пленения не допускает» (Пр. Григорий Синаит. Добротолюбие. М., 2003, стр. 236). Если же вы приняли помысл, ваш ум остается в этом помысле, парализуется им и становится его рабом. И сердце утрачивает состояние чистоты или, иначе сказать, чистота сердца становится недостижимой. Святые Отцы советуют нам, чтобы мы нашли свой ум и вернули его назад, в сердце, с помощью внимания и Иисусовой молитвы. «Сердце – сокровищница разумной способности души и главное телесное орудие рассуждения. Стараясь в строгом трезвении соблюдать и направлять эту свою способность, что же мы должны делать, как не то, чтобы, собрав рассеянный по внешним ощущениям ум, приводить его к внутреннему средоточию, к сердцу, хранилищу помыслов?» (Св. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолствующих. СПб., 2004, стр. 12 3).

В конечной стадии ум, очищенный от помыслов непрестанной Иисусовой молитвой, соединяется с сердцем, сознание становится единым и цельным и обретает способность воспринять всю полноту Божественной благодати, которая укрепляет и преображает его. Ваше сердце уже не задерживается ни на одном помысле, даже если вы позволите ему сделать это.

Если вы стяжали такое сердце, соединившееся с Божественной благодатью, постоянный контроль над ним уже не нужен, ибо сама благодать охраняет его, руководит им и просвещает его светом Божественной Любви. Это сердце, которому чужды все помыслы, оно не принимает их после того, как Христос освободил его. Если вы обладаете таким просвещенным сердцем, вы можете действовать смело.

Тот, кто много читает книг о духовных методах и практиках, перегружает себя многообразными сведениями и представлениями о различных практиках, считая свои представления и безчисленные помыслы обязательными для спасения души. Он проводит всю свою жизнь привязанным к чтению. Это все равно, что держать сердце на цепи помысла. Здесь необходимо передать свое обучение опытному Старцу и научиться отсекать свою волю и помыслы.