Искусство борьбы с помыслами

В духовной практике очень важно воспитать в себе ум, умеющий сосредоточиваться на одном предмете и не позволять ему рассеиваться в других направлениях. Имеется, однако, иной способ не дать уму отвлекаться. Сердце, очищенное и просвещенное благодатью, не нуждается ни в каких средствах для его контроля. В это случае ваше внимание, или ум, не рассеивается. До этой стадии вы с покаянием и смирением повторяете Иисусову молитву, внимательно наблюдая, чтобы внимание не рассеивалось и не принимало помыслы. Если вы расслабите внимание и перестанете повторять молитву, ваша сосредоточенность сразу же исчезнет. Ваш ум вернулся в состояние, в котором он легко рассеивается; это уже неуправляемый ум. Тот, кто раз и навсегда отдал свое сердце, очищенное покаянием и Иисусовой молитвой – Божественной благодати, не обратится вспять, даже если против него ополчится весь мир. Он целый день движется, но остается в благодати Божественной Любви, сияющей в его сердце. Живи так, словно ты уже умер – и победишь. Это удел того, кто постиг пределы спасения души во Христе – это пределы аскетики.

ЧАСТЬ 3 Дарование жизни

Существует множество аскетических приемов, но все они служат одной цели – победить помыслы и стяжать чистое сердце. Но главное – это стяжание Божественной Любви, Божественной Жизни, принять в сердце самого Христа. Вы можете владеть сотней приемов в искусстве борьбы с помыслами, но исход мысленной брани определяется тем, насколько вы стяжали эту Любовь. Состояние Божественной Любви определяется тем, что сердце никогда не покидает своей обители – Любви, вне зависимости от того, удерживаете ли вы его или нет. Когда Божественная Любовь пребывает в сердце, ее энергия проявляется вовне: «Для добра существовать означает распространять благодать во все сущее». (Св. Дионисий Ареопагит. О Божественных именах. Т. 4. СПб., 2003).

Для сердца сознание – это жизненный центр, сознание остается внутри и использует ум вовне. Сердце пользуется услугами ума. Если ум, оставаясь вовне по отношению к сознанию, бродит где-попало или остается там, увлеченный каким-либо предметом, цель не будет достигнута. Поэтому не следует позволять уму задерживаться на одном каком-либо помысле вовне. Если Старец отправит послушника по какому-нибудь делу, а тот задержится по пути, дело не будет сделано. Если внимание, или ум задержится на каком-либо предмете или помысле и не вернется в сердце, состояние вашего сознания будет нарушено, и ваш ум может быть поражен и пленен чуждой ему силой – злым помыслом или грехом. По этой причине умение не дать вниманию рассеяться и застрять вовне на одном помысле важно не только в искусстве борьбы с помыслами, но и в любом другом деле. Поэтому нужно всегда помнить о важности духовного закона, что болезнь сознания или духовного сердца – это помыслы, и необходимо в течение жизни успеть избавиться от них и спасти свою душу стяжанием Божественной благодати.

Когда вы трудитесь, то плохо, если вы работаете слишком быстро или слишком медленно. Хорошая естественная работа – спокойная, без помыслов, с молитвой. Плохо все чрезмерное или недостаточное: всегда избирайте середину. Вы спешите, потому что вы встревожены, возбуждены. Вы медлите, потому что вы испуганы, вы боитесь. Идеальное состояние – это когда вас ничто не смущает в сердце. Это то благодатное состояние сердца, в котором отсутствуют помыслы. Это состояние сердца само становится глубокой сокровенной молитвой. Если вы стараетесь не потерять такое состояние сердца, вы уже потеряли его. Суть здесь в том, что не менять состояние сердца, пребывающего в хранящей его благодати и действовать в ней – это то, что нужно. Это то состояние сердца, когда ничто не тревожит вас ни внешне, ни внутренне, и вы постоянно пребываете во Христе, в Его нескончаемой Божественной Любви.

Во всех своих действиях следует пребывать в сердечной благодати, которая одна только может защитить и сохранить того, кто не уповает на свои силы и умения. Необходимо всегда быть осторожным, чтобы не допустить неправильным действием по своей воле ослабления или даже отхода благодати из сердца. Внимательное наблюдение за своим сердцем и за ходом событий называется пребыванием в сердечной Божественной благодати. Бог всегда смотрит на то, как вы ведете себя в критические моменты: действуете ли по своей воле или уповаете на Божественную волю, пребывающую в вашем сердце и руководящую им. Если вы не имеете стояния в сердечной благодати, вам ничего не удастся сделать правильно, потому что ваше внимание привязано к помыслу, задержится на нем и будет застигнуто врасплох.

Божественная благодать сообщит вам дар проникать в помыслы и различать их цели и намерения. Этот дар очень важен, потому что вы становитесь способны распознавать помыслы издалека и это поможет вам правильно действовать. Рассматривайте эту способность сердца различать помыслы и их цели – как первое действие, а умение использовать дар при поражении помыслов и избавлении от них – как второе действие. Когда вы видите глазами – это наблюдение, а когда вы видите сердцем – это постижение.

Избавление от болезни сознания – от помыслов или греха, означает способность видеть цели и намерения помыслов. Вы избавляете сердце от болезни сознания – помыслов, чтобы научиться издалека видеть их намерения и цели. Если вы не избавитесь от помыслов, вы станете их пленником и не увидите, не постигните то, что следует – Истину, Которая освободит вас, Христа. Если вы не сможете постичь то, что вам следует постичь – вы проиграете и отдадите жизнь вечному рабству помыслов. Болезнь сознания – это его склонность задерживаться то на одном, то на другом помысле. Старайтесь никогда не давать вниманию задерживаться на том помысле, которому вы нанесли молитвенный удар. Нужно отрешиться от этого помысла, но не потерять сердечное внимание. Во время всех ваших действий внимание не должно выходить из сердца. Никогда не забывайте об этом.

Видеть посредством сердечной благодати – это основа. Глаза следуют за сердцем. Видеть сердцем означает не давать своему вниманию отходить от обители сердца. Вы видите сердцем, поэтому вы можете видеть глазами. Вы никогда не должны позволять своему уму расставаться с сердцем. Всегда помните, что если изначально вы не будете держать ум наготове, пребывая вниманием в сердечной обители, ваше тело не сможет правильно двигаться, а сознание – правильно работать.

Действовать торопливо, в спешке – худшее, что может быть. Если вы действуете по помыслам и совершаете действие прежде, чем достигли чистоты сердца, вы потерпите неудачу. Быстрые действия в быстрой последовательности приемлемы только в том случае, когда сердце установилось в Божественной благодати, и вы с самого начала внимательно следите за помыслами, пребывая вниманием в сердце, храня непрестанную молитву и всецелое упование на помощь от Господа.

Вы наносите поражение помыслу и думаете: «я поразил помысл», и ваше внимание задержалось на этой мысли, которая влечет за собой скрытый помысл тщеславия. Поскольку ваш ум не возвращается назад, в сердце, он рассеивается и ослабевает, и вы позволяете врагу нанести второй удар сильным помыслом тщеславия, тем самым утрачивая преимущество от нанесения первого – и проигрываете. Обращение внимания обратно в сердце означает следующее: если вы нанесли поражение помыслу вниманием и сосредоточенной непрестанной молитвой, не задерживайте внимания на нем, обратите ум назад, в сердце, и пребывайте неотрывно в сердечной благодати. Враг, получив удар, думает: «Что это! Меня задели!» – и приходит в ярость. Разозлившись, он становится решительнее. Если вы расслабитесь, пребывая вниманием вне сердца, он поразит вас и пленит вашу волю и внимание. Врага, которого вы поразили, считайте подобным бешеному разъяренному зверю. Помните, что в то время, пока вы думаете: «Я поразил помысл!», то позволяете уму задержаться и расслабляетесь, а враг, которого вы опалили молитвенным огнем, вновь исполняется решимости. Затем, в момент, когда он атакует вас, он будет настороже. Если вы будете продолжать действовать в том же состоянии рассеянности внимания, вы ничего не сможете предпринять, лишенный поддержки укрепляющей и охраняющей Божественной благодати. Если вы ничего не сможете предпринять, враг перехватит инициативу и поразит вас.

Вернуть внимание назад, в сердце, означает не дать ему задержаться на том помысле, который вы поразили молитвой, и быстро возвратить ум обратно, в сердце. Это значит вернуть внимание в сердце и соединиться с сердечной благодатью. Или же это – то наивысшее состояние ненарушаемого сердечного внимания и благодатной непрестанной молитвы, когда вы наносите помыслу второй и третий удар без перерыва, так что враг не успевает даже мотнуть головой. Вот что значит не оставить сердечную благодатную обитель даже на мгновение. Это значит нанести последовательно по помыслу несколько сокрушительных ударов, не рассеиваясь умом ни на мгновение. Если вы рассеетесь даже на миг, вам конец. Итог мысленной брани будет ясен. Вот что значит не выйти из сердца вниманием даже на мгновение. Это быстрота вашей реакции из состояния благодати, когда вы наносите по помыслу второй и третий удар непрестанной молитвой без перерыва.

Сердце должно быть избавлено от разнообразия вещей и помыслов. Под разнообразием вещей имеется в виду желания разнообразных вещей, а также помыслы о них. Это болезнь сознания. Вы должны все это отсечь правильным рассуждением. По сути дела, сердце, которое на чем-то задерживается – это больное сердце, иначе говоря, больное сознание. Такая задержка именуется привязанностью, чего больше всего нужно опасаться. Если ваше сердце к чему-либо привязывается: к помыслам, предметам, людям, оно перестает замечать и постигать то, что следует – Царство Божие внутри вас, и, несмотря на все усилия, вы терпите поражение.

Промедление сознания на помыслах и желаниях является болезнью или грехом. Чистота сердца состоит в том, чтобы полностью отсечь правильным рассуждением эту болезнь. Вы избавляетесь от этой болезни целиком, в противном случае вам не удастся достичь чистоты сердца и сподобиться принятию Божественной благодати.