Искусство борьбы с помыслами

Избавление от болезни сознания – от помыслов или греха, означает способность видеть цели и намерения помыслов. Вы избавляете сердце от болезни сознания – помыслов, чтобы научиться издалека видеть их намерения и цели. Если вы не избавитесь от помыслов, вы станете их пленником и не увидите, не постигните то, что следует – Истину, Которая освободит вас, Христа. Если вы не сможете постичь то, что вам следует постичь – вы проиграете и отдадите жизнь вечному рабству помыслов. Болезнь сознания – это его склонность задерживаться то на одном, то на другом помысле. Старайтесь никогда не давать вниманию задерживаться на том помысле, которому вы нанесли молитвенный удар. Нужно отрешиться от этого помысла, но не потерять сердечное внимание. Во время всех ваших действий внимание не должно выходить из сердца. Никогда не забывайте об этом.

Видеть посредством сердечной благодати – это основа. Глаза следуют за сердцем. Видеть сердцем означает не давать своему вниманию отходить от обители сердца. Вы видите сердцем, поэтому вы можете видеть глазами. Вы никогда не должны позволять своему уму расставаться с сердцем. Всегда помните, что если изначально вы не будете держать ум наготове, пребывая вниманием в сердечной обители, ваше тело не сможет правильно двигаться, а сознание – правильно работать.

Действовать торопливо, в спешке – худшее, что может быть. Если вы действуете по помыслам и совершаете действие прежде, чем достигли чистоты сердца, вы потерпите неудачу. Быстрые действия в быстрой последовательности приемлемы только в том случае, когда сердце установилось в Божественной благодати, и вы с самого начала внимательно следите за помыслами, пребывая вниманием в сердце, храня непрестанную молитву и всецелое упование на помощь от Господа.

Вы наносите поражение помыслу и думаете: «я поразил помысл», и ваше внимание задержалось на этой мысли, которая влечет за собой скрытый помысл тщеславия. Поскольку ваш ум не возвращается назад, в сердце, он рассеивается и ослабевает, и вы позволяете врагу нанести второй удар сильным помыслом тщеславия, тем самым утрачивая преимущество от нанесения первого – и проигрываете. Обращение внимания обратно в сердце означает следующее: если вы нанесли поражение помыслу вниманием и сосредоточенной непрестанной молитвой, не задерживайте внимания на нем, обратите ум назад, в сердце, и пребывайте неотрывно в сердечной благодати. Враг, получив удар, думает: «Что это! Меня задели!» – и приходит в ярость. Разозлившись, он становится решительнее. Если вы расслабитесь, пребывая вниманием вне сердца, он поразит вас и пленит вашу волю и внимание. Врага, которого вы поразили, считайте подобным бешеному разъяренному зверю. Помните, что в то время, пока вы думаете: «Я поразил помысл!», то позволяете уму задержаться и расслабляетесь, а враг, которого вы опалили молитвенным огнем, вновь исполняется решимости. Затем, в момент, когда он атакует вас, он будет настороже. Если вы будете продолжать действовать в том же состоянии рассеянности внимания, вы ничего не сможете предпринять, лишенный поддержки укрепляющей и охраняющей Божественной благодати. Если вы ничего не сможете предпринять, враг перехватит инициативу и поразит вас.

Вернуть внимание назад, в сердце, означает не дать ему задержаться на том помысле, который вы поразили молитвой, и быстро возвратить ум обратно, в сердце. Это значит вернуть внимание в сердце и соединиться с сердечной благодатью. Или же это – то наивысшее состояние ненарушаемого сердечного внимания и благодатной непрестанной молитвы, когда вы наносите помыслу второй и третий удар без перерыва, так что враг не успевает даже мотнуть головой. Вот что значит не оставить сердечную благодатную обитель даже на мгновение. Это значит нанести последовательно по помыслу несколько сокрушительных ударов, не рассеиваясь умом ни на мгновение. Если вы рассеетесь даже на миг, вам конец. Итог мысленной брани будет ясен. Вот что значит не выйти из сердца вниманием даже на мгновение. Это быстрота вашей реакции из состояния благодати, когда вы наносите по помыслу второй и третий удар непрестанной молитвой без перерыва.

Сердце должно быть избавлено от разнообразия вещей и помыслов. Под разнообразием вещей имеется в виду желания разнообразных вещей, а также помыслы о них. Это болезнь сознания. Вы должны все это отсечь правильным рассуждением. По сути дела, сердце, которое на чем-то задерживается – это больное сердце, иначе говоря, больное сознание. Такая задержка именуется привязанностью, чего больше всего нужно опасаться. Если ваше сердце к чему-либо привязывается: к помыслам, предметам, людям, оно перестает замечать и постигать то, что следует – Царство Божие внутри вас, и, несмотря на все усилия, вы терпите поражение.

Промедление сознания на помыслах и желаниях является болезнью или грехом. Чистота сердца состоит в том, чтобы полностью отсечь правильным рассуждением эту болезнь. Вы избавляетесь от этой болезни целиком, в противном случае вам не удастся достичь чистоты сердца и сподобиться принятию Божественной благодати.

Полнота Божественной благодати есть Христос или Любовь. Любовь требует предельной чистоты сердца. Чистота сердца – это условный термин и сама чистота сердца стяжается в предельных усилиях монаха, которому помогает Божественная благодать. Чистота сердца относится к сознанию человека. Это потому, что сознание не имеет ни цвета, ни образа. До тех пор, пока в нем существует болезнь – помыслы и желания, оно не имеет чистоты. Без чистоты сердце никогда не сможет принять и сохранить Божественную благодать. В то же время мы знаем, однако, что среди многих из нас, кто со знанием дела рассуждает о чистоте сердца, лишь немногие стяжали ее и сподобились принять дар Божественной благодати. Слово, исходящее из сердца – лучше слова, исходящего из уст.

Когда сердце нечисто – это проявляется, в первую очередь, в глазах человека. Если у вас что-то на уме, ваши движения меняются. Чистота сердца помогает узнавать движение помыслов издалека, до того, как они приблизятся к сердцу. Движения и действия тела есть проявление сознания. Сознание, которое не движется, есть сердце. Сознание, которое движется, есть ум. Сознание движется, превращается в ум и заставляет работать мозг, руки и ноги. Сознание сосредоточено в сердце, но невидимо глазу.

Читая книги, трудно достичь чистоты сердца; очень трудно достичь его и слушая проповеди. Хорошо, когда перечитывают Священное Писание и умеют произносить проповеди, но часто люди делают это по привычке и что мало таких, кто достиг чистоты сердца и стяжал Божественную Любовь. Если сердце не имеет чистоты – оно больно помыслами, грехом, и поэтому все, что бы вы ни делали, будет не чисто, ошибочно, греховно и порочно. Если же в сердце есть чистота, а внимание находится в сердце, у вас все выйдет как нужно. Важно раз и навсегда обрести такое сердце и стяжать дар Божественной благодати.

Признаки благодати должны быть очевидны в человеке. Те, кто это понимает, должны их различать. Святые Отцы говорят нам, что Святой человек, что бы он ни делал, делает в Боге, правильно: «Если помысл твой будет пребывать в Боге, то и сила Божия пребудет в тебе» (Древний патерик. Св. Гора Афон, 2009. Т. 1, стр. 3). Духовное сердце называют истинным или благодатным сердцем. Искаженное грехом, загрязненное помыслами сердце называют безблагодатным сердцем; его также называют плотским сердцем. Тот, кто воспринял Божественную благодать в своем сердце и следует ей во всем, что бы он ни делал, заслуживает уважения.

К достижению такого состояния сердца следует стремиться всеми силами. Конечно, все это очень непросто, но в искусстве борьбы с помыслами нельзя добиться успеха, когда ваше духовное сердце не в порядке и вы не властны над своим вниманием и телом, ибо им владеет грех. В искусстве борьбы с помыслами без обретения чистоты сердца обойтись невозможно.

Не отдавай сердце мыслям – отдай его Божественной Любви, Христу. Ваш ум, запутываясь в помыслах и желаниях, запутывает ваше сердце. Есть два вида сознания: истинное, или просвещенное благодатью, – и безблагодатное, или греховное. Если вы стяжали благодать в своем сердце, которая представляется как Божественная Любовь, и поступаете соответственно, все, что вы делаете, будет благодатно и исполнено Любви. Но если ваше сознание будет побеждено ложными помыслами, искажено и запятнано грехом, все, что вы делаете, также будет искаженным, запятнанным и греховным. Мы говорим об истинном, благодатном сознании и ложном, греховном сознании, или уме, но это не значит, что эти два явления существуют раздельно. Благодатное сознание – это сознание преображенное, получившее дар Божественного просвещения и Любви, оно не имеет образа и не прекращает существовать. Это – вечная Жизнь, это дар жизни Божией человеку (Еф. 4:18). Ваше тело имеет облик, унаследованный от ваших родителей, но ваше сознание дано вам Богом. Сознание есть нечто, чем наделяется тело, когда зачинается, рождается человек.

Спасение – это жизнь, целью которой является обретение Божественной благодати, которая есть Жизнь вечная во Христе Иисусе. Ложный, греховный ум – это безчисленные помыслы, нечто эгоистичное. Когда вы руководитесь помыслами, вы можете принять за правильное и духовное то, что неправильно и не духовно. Все это потому, что помыслы живут в вашем сердце и наполняют его нечистотой. Ум в таком состоянии является ложным греховным умом. Когда он становится возбужденным и плененным помыслами, он затмевает, окутывает тьмой сердце или сознание и только зло выходит на поверхность.