Сокровище духовное, от мира собираемое

19. Овцы

Христиане в Святом Писании овцами на­зываются потому, что между христианами и ов­цами немалое имеется сходство. Овцы никако­му скоту не делают обиды. Так и христиане ни­кого не обижают. В овцах примечается простота. Когда одну овцу волк режет, не бе­гут прочь, а все на это смотрят. Так и христиа­не простосердечны, «мудры на добро и просты на зло» (Рим 16:19). Овцы великую пользу при­носят хозяевам, то есть дают им шерсть, моло­ко, кожу, мясо. Так и христиане для всех добры и полезны, и Богу, Господу своему, приносят жертву хваления и исповедания. В овцах при­мечается мир и согласие, ибо и в малом хлеву много их помещается. Так и христиане мирны и согласны между собою. В овцах примечает­ся кротость и терпение: когда стригут их, мол­чат, и когда бьют, молчат. Так и христиане сми­ренны, кротки и терпеливы. В овцах не заме­чается зависти, ибо, когда едят, не дерутся между собой. Так и христиане не завистливы. Овцы весьма алчны, ибо много едят. Так и христиане, хотя и благочестивы, всегда алчут и жаждут благочестия. Овцы своим пастухам послушны. Так и христиане послушны Пас­тырю и Господу своему Иисусу Христу. «Овцы Мои слушаются голоса Моего», — говорит Хри­стос (Ин 10:27). Видишь, христианин, свойства овец Хри­стовых, истинных христиан! Думай о себе, принадлежишь ли ты к этому благословенно­му стаду. Если хочешь в ограде небесной быть, надо тебе непременно быть овцой Христовой.

20. Козлища

Козлищам злые люди уподобляются, так как немалое сходство между козлищами и злы­ми людьми. Козлища почти любой скот рога­ми своими бодают и обижают. Так и злые люди всякого человека, доброго и злого, или делом, или словом обижают. В козлищах примечается гордость, так как ходят все больше по высоким и крутым местам, а часто и на здания восходят. Так и злые люди гордятся и высоко возносятся. Козлища всегда стараются в стаде быть впере­ди. Так и злые люди всегда хотят над другими на­чальствовать или быть на первом месте. Коз­лища, когда их влекут куда или бьют, не мол­чат, а кричат. Так и злые люди, когда их наказывают, не терпят, а ропщут, а часто и ху­лят: какая-де моя вина? чем я согрешил, и прочее. Козлища издают некий особый смрад. Так и злые люди смердят злонравием и беззакон­ной жизнью. Примечай, христианин, сходства козлищ и злых людей и помни, что написано об овцах и козлищах: «И соберутся пред Ним (Христом Ца­рем) все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по ле­вую» (Мф.25:32—33). Исправляй себя покаяни­ем и молитвой. Да будешь овца Христова. Да не явишься как козлище тогда, когда отделятся добрые от злых, как овцы от козлищ.

21. Пастух и стадо

Видим в этом мире, что люди скот поручают пастухам для того, чтобы его пасти и охранять. Так и овцы Христовы, христиане, поручаются Христом Господом пастырям, епископам и иереям для того, чтобы их пасли и охраняли. Пастухи выбираются от всего села или дерев­ни, чтобы пасли их скот. Так и пастыри, епис­копы и пресвитеры избираются от Церкви, что­бы пасли души христианские. Пастухи выби­раются добрые и разумные, чтобы не погубили скота. Так и пастырей нужно избирать добрых и разумных, чтобы не погубили словесных Христовых овец, чтобы и на них не сбылось писанное: «если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф.15:14). Пастухи выгоняют скот на поле, на траву и на доброе пастбище, и там пасут его. Пастыри должны питать овец Хри­стовых Словом Божиим и Тайнами Святыми. Пастухи стадо свое берегут и защищают от вол­ков и прочих зверей. Так и пастыри должны стадо овец Христовых беречь и защищать от диавола, демонов, еретиков, и прочих душев­ных зверей. Пастухи скотину, от стада отлу­чившуюся и заблудшую, ищут и загоняют в стадо. Так и пастыри должны заблудившегося христианина искать и обращать к стаду Хрис­тову. Заблуждается же всякий христианин, который не по-христиански живет. Пастухи пригоняют стадо свое с поля в дома к хозяе­вам. Так и пастыри должны стадо овец Хрис­товых от мира сего предпосылать во ограду не­бесную; чтобы им самим потом, явившись, сказать: «Вот я и овцы Твои, которых Ты дал мне, Господи!» Пастухи за труды, за то, что пасут скот, по­лучают от хозяев плату. Так и пастыри от Христа Господа за труды и за то, что пасут стадо Его, примут плату, «неувядающий венец славы» (1 Петр 5:4). У пастухов, если какой скотины не приго­нят в дом, хозяева спрашивают: «Где моя та­кая-то скотина?» Так и от пастырей, если ка­кой христианин погибнет и не явится в небес­ной ограде, спросит Христос Господь: «Где Моя такая-то овца? Где овца, которую Я не серебром и золотом, но Своей Кровью стяжал? Где овца, которую ты принял, чтобы пасти и хра­нить?» Пастух не может сказать хозяину: «Не знаю где», — потому что он был сторожем ста­да. Так и пастырь не может сказать Христу Гос­поду: «Не знаю, где овца», — потому что был сторожем стада Христова (См. Иез.34:8 и проч.). Хозяин за потерю скотины лишает пасту­ха платы. Так и пастырь лишается от Христа платы за погубление словесной овцы и отда­ется в наказание. Пастух бывает не виновен, если не из-за его нерадения, но каким-либо другим образом скотина погибнет. Так и пас­тырь будет невиновен, когда христианин не из-за его нерадения и недосмотра погибнет, но из-за своего небрежения и своеволия, то есть если пастырь его учил, наставлял, увещевал и образ добрых дел ему показывал, но тот его, пастыря своего, не слушал. Пастухам стадо скота повинуется, поэтому туда идет, куда его гонят. Так и христиане должны пастырям сво­им повиноваться и делать то, чему они учат, по увещеванию апостольскому: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязан­ные дать отчет; чтобы они делали это с радос­тью, а не воздыхая» (Евр.13:17). Пастырь! Помни, что ты сторож стада овец Христовых. Люди! Внимайте, что Христос го­ворит о пастырях, которые учат, но не делают: «на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи. Итак, все, что они велят вам соблюдать, соблю­дайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Мф.23:2—3).

22. Жених и невеста

Что между собой жених и невеста, то и Хри­стос и христианская душа. Невеста жениху об­ручается. Так и душа человеческая верою обру­чается Христу, Сыну Божию и омывается банею Крещения. Невеста оставляет дом и родителей и прилепляется к одному своему жениху. Так и христианская душа, обручившаяся с Христом, Сыном Божиим, должна оставить мир и мирс­кие прихоти и прилепиться к одному своему Жениху Иисусу Христу; к чему Святой Дух че­рез пророка увещевает ее: «Слушай, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей» (Пс.44:11—12). Невеста одевается в пла­тье цветное и украшается, чтобы понравиться жениху своему. Так и душа христианская дол­жна одеваться в подобающее для нее одеяние и украшать себе внутри, чтобы понравиться своему Жениху, Иисусу Христу. Одеяние души указывает Святой Дух через апостола: «облеки­тесь, как избранные Божий, святые и возлюб­ленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение» (Кол 3:12). Добрая невеста хранит верность своему жениху. Так и душа христианская должна быть верна Иисусу Христу до смерти, о чем Сам Христос ей говорит: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр.2:10). Добрая не­веста никого не любит так же или более, чем своего жениха. Так и душа христианская не должна любить никого равно, а тем более сильнее, чем Христа, Жениха своего. Не нравится невеста жениху, когда равную с ним, а особенно, когда большую любовь другому от­дает. Так и душа христианская не угодна Хри­сту, когда другое что равно Христу, или, что хуже того, более Его любит. «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня», — говорит Христос (Мф.10:37). Благородство, честь и достоинство неве­сты от жениха зависит. Так и души христиан­ской честь, благородство и достоинство от Христа зависит. Чем благороднее жених, тем благороднее бывает и невеста, с ним обручен­ная. Но так как нет никого более честного, благородного и достойного, чем Христос, Сын Божий, то и для христианской души не может быть большей чести и достоинства, как быть обрученною невестой Христа, Сына Божиего. Честь, благородство и достоинство невесты не видно, пока с женихом своим браком не соединится. Так и души христианской честь и слава не видна, пока браком с Иису­сом Христом не соединится в будущем веке. «Возлюбленные, — говорит апостол, — еще не открылось, что будем» (1 Ин 3:2). Покажется слава и достоинство невесты, когда с жени­хом своим благороднейшим браком соеди­нится. Так откроется превеликая слава хрис­тианской души, когда во Втором пришествии Его, браком с Ним соединится. Тогда она по­добна будет прекраснейшему своему Жени­ху. «Знаем только, что, когда откроется, бу­дем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин.3:2). После брака невеста в дом жениха приводится с весельем. Так и душа христианская введется в дом и палату Небес­ного своего Жениха, Иисуса Христа, с радос­тью и весельем (Пс.44:16). «Господь их возвра­тит, и придут в Сион с радостью и веселием вечным; ибо на главе их — веселье и хвала и ра­дость примет их, удалятся печаль и воздыха­ние» (Ис.51:11). После брака бывает пир и веселье. Так и на браке этом будет великая вечеря, радость и ве­селье. Тогда есть будут, пить будут, радоваться будут, веселиться в веселии сердца будут (Ис.65:13—14). Это открылось святому апостолу Иоанну: «И слышал я как бы голос многочислен­ного народа, как бы шум вод многих, как бы го­лос громов сильных, говорящих: «Аллилуия!» Ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возраду­емся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых» (Откр.19:6-8). Жених радуется о невесте своей, и невеста о женихе своем. Так и возрадуется Христос, Жених Небесный, о душах спасшихся и про­славленных. «И как жених радуется о невесте, так возрадуется Господь о тебе» (Ис.62:5). И души возрадуются о пресладком и прекрасном Женихе своем во веки веков. «Да возрадуется душа моя о Господе; ибо Он облек меня в ризу спа­сения, одеждою веселия одел меня, как на жени­ха возложил на меня венец и, как невесту, укра­сил убранством» (Ис.61:10). Об этом таинственном обручении и браке говорит Господь через пророка: «Обручу тебя Себе навек, и обручу тебя Себе в правде и суде, в милости и щедротах. И обручу тебя Себе в вере, и ты познаешь Господа» (Ос 2:19—20). И апостол говорит христианам: «я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2 Кор.11:2). Постараемся, возлюбленный христианин, очистить себя покаянием и души наши укра­сить одеждой добродетелей. Да угодим Небес­ному нашему Жениху, Иисусу Христу, и при­мет нас в небесный Свой и вечный чертог.

23. Брань

Видим в этом мире, что когда восстает цар­ство на царство, то между ними бывает война. Так и христиане имеют своих врагов, восста­ющих на них, и бывает с ними брань. В битве этого мира люди на людей восстают. Так и в битве христианской сатана и злые его ангелы против христиан восстают. Люди, на людей восстающие, видимы. Но сатана и ангелы его, враги наши, нам невидимы. В битве мира это­го одна противная сторона другую видит, и так друг друга опасаются. Но в христианской бра­ни христиане видимы врагами своими демо­нами, но сами их не видят. Люты и тяжки наши враги видимые. Но более люты и тяжки нам враги невидимые, то есть демоны. На брани видимой чем злее и хитрее враг, тем опаснее бывает. Но так как нет более злого и хитрого врага, чем сатана и демоны его, то и брань с ними очень опасна для нас. Когда люди против людей воюют, то на вре­мя и отдыхают от битвы. Но сатана и ангелы его злые никогда не спят, а всегда бодрствуют и ста­раются нас низложить. Брань, которая между людьми бывает, хотя и продолжается, однако перестает, и мир заключается. Но у христиан — непрестанная битва, даже до смерти, про­тив врагов своих, и только смертью окончится. Бывает в битве, что неприятель отступает и будто прекращает битву, но тем опаснее бы­вает, так как он хитрость свою употребляет и замышляет, как бы противную сторону искус­нее поразить. Так и наш враг сатана делает. Часто вроде отступает от нас и прекращает битву, но это хитрость и коварство его, так как этим замышляет в неосторожность и беспеч­ность нас привести, чтобы удобнее нас низ­ложить. В битве люди друг против друга с ору­жием выходят, друг друга оружием уязвляют и поражают. Так и в битве христианской есть оружие. Демоны имеют свое оружие, и христиане имеют свое оружие. Демоны бьют нас оружием страстей и членов наших. И столько у них оружия, сколько в плоти нашей страстей. Христианское оружие — слово Божие и молит­ва. Этим оружием христиане против демонов ополчаются и защищают себя, и недействи­тельными делают стрелы своих врагов. Что у воина меч и прочее оружие, то у хрис­тиан молитва и слово Божие. Христианин без молитвы и слова Божиего — как воин без меча и ружья. Воины в битве всегда при себе имеют меч и оружие. Так и христиане всегда должны быть вооружены духовным мечом слова Божиего и оружием молитвы. Ибо непрестанная у них брань против своих врагов. Поэтому повеле­вается им: «Непрестанно молитесь» (1 Фес 5:17). Воины в битве бодрствуют и весьма осторожно поступают из-за окружающих их врагов. Так и христиане в битве своей должны бодр­ствовать и осторожно поступать всегда, ибо их всегда окружают враги. Поэтому говорится им: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что против­ник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою» (1 Петр 5:8—9). Воины в битве все еди­нодушно стоят против неприятеля и сражают­ся. Так и христиане должны все единодушно стоять против врага своего диавола и сражать­ся. Воины в битве друг другу помогают. Так и христиане должны друг другу помогать про­тив врага своего, то советом, то увещанием, то молитвой. Неприятель, когда видит свое изнеможе­ние, других союзников себе на помощь призы­вает. Так и враг наш диавол, когда сам собою не успевает против христианина, то ищет злых лю­дей и борет через них христианина. Поэтому всякий христианин, когда ближнего своего прельщает, гонит, озлобляет и каким-либо образом ко греху приводит, с диаволом вместе против него вооружается. Смотри, христианин, с кем находишься в согласии! В битве имеются начальники и полководцы, которые воинов учат, наставляют и поощряют к доброму подвигу против врага. Так и в битве христианской начальники — пастыри и учите­ля, которые христиан вооружают словом Божиим против врага-диавола, и учат, наставляют, как против него стоять и сражаться. Неприя­тель в битве старается прежде всего начальни­ков и полководцев противной стороны пора­зить и побить, чтобы в непорядок и замеша­тельство все воинство привести и так погубить или пленить его: от начальников и полковод­цев, тем более мудрых, вся целость и благопо­лучие воинства зависит. Так и в битве христи­анской враг-диавол более всего старается па­стырей и учителей низложить, чтобы так удобнее было и прочих христиан пленить и погубить. От пастырей и учителей вся целость и спасение христианского собрания зависит. Без доброго и разумного пастыря христиане — как овцы заблудшие. И когда враг не может па­стыря низложить, то восставляет на него лю­дей, которые творят его волю, чтобы злой слух о нем проносили, и так люди учению его не верили бы. Поэтому бывает, что пастыри и учи­теля много клеветы, поношения, злословия, гонения и изгнания претерпевают, о чем во все века свидетельствуют. Никто так этому врагу не досаждает, как пастыри и добрые учителя. Они его темное царство и власть словом Божиим и силой Святого Духа разрушают и из рук его души христианские, любимую его до­бычу, похищают. Поэтому ни на кого более, чем на пастырей и учителей, злобный дух не злится и не свирепеет. Итак, берегись, христианин, любого человека, а тем более пасты­ря и учителя злословить, — да не будешь с диаволом заодно мудрствовать. В битве этого мира люди стараются свои границы и города защищать или у противной стороны отбирать. Но в битве христианской иначе. Враг-диавол старается не города, не гра­ницы, не богатство наше, а души наши, не тело, а душу нашу пленить и навеки погубить, не земное и временное блаженство, а небес­ное и вечное отнять. Об этом все его стара­ния и заботы, — чтобы нас с собой в погибель привлечь. Смотри, христианин, какова злоба, вражда и лютость твоего врага против тебя, и берегись его. Не золото, не серебро и прочее тленное вещество, а вечное и нетленное сокро­вище, спасение твое старается у тебе отнять враг. Береги это не только больше имения, но более жизни своей. В битве мира этого случается, что тем, для кого с начала события войны складываются неблагополучно, в конце дело оборачивается благополучно, и так благополучно окончившим войну победа приписывается. Та сторона, кото­рая сначала бывает побежденной, по окончании битвы побеждает, и так благополучно кончает битву. Так бывает и в христианской битве. Мно­гие христиане с начала жизни своей побежде­ны бывают своим врагом диаволом. Но потом, благодатью Божиею встав и силой Христовой укрепившись, крепко ополчаются против вра­га и побеждают его, и так благополучно окан­чивают брань. Благополучие же и неблагопо­лучие от конца зависит. Не тот благополучен, кто хорошо начал, но тот кто хорошо кончил. Воин чем больше в битвах и в сражениях бывает, тем искуснее и храбрее становится. Так и христианин чем чаще попадает в иску­шения, беды и напасти, тем искуснее бывает в деле христианском. Поэтому апостол говорит: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпе­ние; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» (Иак.1:2—4). По окончании битвы победители с торже­ством и радостью в Отечество возвращаются и от своего Царя почесть принимают. Так и хри­стиане, благополучно окончившие битву свою и блаженно кончившие жизнь временную, с торжеством и весельем идут в Отечество небес­ное и принимают венец правды от Царя Небес­ного, Иисуса Христа. «Подвигом добрым я подви­зался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, Праведный Судия, в день оный; и не толь­ко мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим 4:7—8). Эту христианскую битву представ­ляет нам апостол и вооружает нас: «Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуще­ством силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против коз­ней диавольских, потому что наша брань не про­тив крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего пришлите всеоружие Божие, дабы вы могли про­тивостать в день злой и, все преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а прежде все­го возьмите щит веры, которым возможете уга­сить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф.6:10—17). Отсюда видишь, христианин: 1) Христианская жизнь в мире этом есть не что иное, как непрестанная битва. 2) Битва не против плоти и крови, то есть не против людей, но против диавола и демо­нов. 3) Эти враги невидимые, весьма злобные, враждебные, хитрые, против нас восстают и бо­рются с нами. 4) Не временную корысть, но вечное спасе­ние стараются отнять у нас и с собою в поги­бель привести. 5) Поэтому видишь, какая лютая и тяжкая битва против этих врагов. Для этого мы должны не дремать, а бодрствовать и осторожно по­ступать. Здесь спасение вечное или приобре­тается, или губится. 6) Подвиг этот и победа без помощи Хрис­товой не бывает. Здесь сила человеческая ниче­го не может. Для этого мы должны непрестан­но молиться и воздыхать ко Христу Подвигаположнику — да поможет нам и укрепит. Непрестанно требуем помощи Его, так как не­престанно нас враги наши окружают. 7) Поскольку на пастырей и учителей на­ших более враги наши устремляются, то все христиане более о них должны молиться — да поможет им Господь. 8) Поскольку слово Божие и молитва — ору­жие христианское, то тот, кто слово Божие и мо­литву оставляет, делает так, как воин, который, будучи на брани, меч и оружие бросает, и это знак, что врагу уступил. 9) Вступив в подвиг, не унывай, не отчаи­вайся, видя такую страшную битву, но стой не­подвижно. Христос нас ободряет, христиане: «Мужайтесь, ибо Я победил мир» (Ин 16:33). Дерзай, христианин! Бог за нас стоит. «Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим 8:31). «При по­мощи Божией мы явим силу, и Он уничтожит врагов наших»(Пс.107:14). 10) Упавший и лежащий, встань, как обыч­но бывает с воинами в битве. Они падают и встают, уязвляются и уязвляют. И ты так делай, христианин! Встань на ноги свои и обо­дрись, и, призвав Господа Сил, Иисуса Хрис­та, на помощь, стой и сражайся. И Он непре­менно поможет тебе, видя твое старание и усердие. Поможет тебе Тот, Который сделал­ся подобным тебе ради тебя, и пострадал, и умер за тебя. Воинам, не привычным к битве, сначала страшна бывает брань, но потом не страшна, и с дерзновением выходят на битву. Так и тебе страшен сначала этот подвиг, но потом будет легок и удобен. Дерзай, возлюб­ленный, иди и сражайся против твоего врага. Христос — Царь наш, Христос — Заступник наш, Христос — Помощник наш, Христос кре­пок и силен в брани. Он зовет нас на брань и на подвиг против нашего врага, который от од­ного имени Его трепещет. Зовет и обещает нам помощь Свою подать: «мужайтесь, ибо Я побе­дил мир». И Он в нас победит его: только вста­нем и станем добре, и Он встанет в помощь нашу и станет за нас, и будет столп крепости от лица вражьего. «Воскресни, Господи! Помози нам и избави нас имене Твоего ради» (Пс.43:27). 11) Пастырь, начальник в битве этой духов­ной, видишь, каким разумным и мудрым подо­бает быть тебе! Если на видимой брани, где люди с людьми и плоть с плотью сражаются, требуются искусные и мудрые начальники, тем более в битве духовной должны быть разумные и мудрые начальники, где битва бывает у лю­дей против демонов, и у плоти и крови против духов невидимых и хитрых. О пастырь! Тебе, который и прочих наставлять и умудрять дол­жен, более всего подобает быть умудренным в слове Божием. Тебе более всего надо препоя­саться мечом слова Божия, и облечься во все­оружие, и бодрствовать, и осторожно поступать в этой битве, на которой супостат более всего тебя уязвить и низложить старается, и так себя и прочих порученных тебе хранить. От руки твоей все христианские души взыщутся. По­мни это, возлюбленный, и вложи в сердце твое, и не дремли, стоя на страже Господней! 12) Воины в битве надеждой победы и выс­шего ранга себя ободряют и так храбро сража­ются. Возлюбленный христианин! Твоя победа не над плотью и кровью, а над духом злобы, и потому преславна будет, и венец тебе, и почесть, и слава, и похвала, и мир, и торжество не вре­менное и земное, а небесное и вечное, не от че­ловека, а от Бога, солгать не могущего, обеща­ны. «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр.2:10). Ради временного и тленного сыно­вья этого века трудятся и сражаются. Нам ли ради вечного и неизреченного добра не сражаться? 13) Орудия демонов, которыми они нас бо­рют и ко злу приводят, — помышления злые, ими в сердце нашем возбуждаемые. Это они в нас стреляют. Сколько раз им соизволяем, или мыслим, или говорим, или делаем зло, столько раз ими побеждены бываем. Сколько раз про­тивимся им, столько раз их побеждаем, и Бога нашего почитаем, Который милостиво посе­щает и поощряет нас, чтобы мы с ними боро­лись, Который помогает нам, чтобы их побеж­дали, укрепляет нас, чтобы не ослабевали в брани, обещает нам венец нетленный, да пре­будем до конца в подвиге. «Будь верен до смер­ти, и дам тебе венец жизни».

О том же

В битве этого мира люди побеждают тогда, когда противную сторону гонят. И наоборот, тогда побеждаются, когда противникам уступа­ют. В битве христианской не так. Тогда хрис­тиане побеждают, когда врагам своим уступа­ют; когда от людей терпят зло, но сами им зла не делают; когда люди их ругают и осмеивают, но сами не ругают, не осмеивают; когда люди их бьют, но сами их не бьют, и прочее. Ибо когда людям уступают, тогда диаволу не уступают. Это победа христианская, которая в терпении, а не в отмщении состоит. Большая язва диаволу и славнейшая победа христиан, когда они любят врагов своих, благословляют проклинающих их, благотворят ненавидящим их и молятся за обижающих их и гонящих их (См.Мф.5:44). Преславная христианская победа — любовью и благостью побеждать злобу врагов своих! Этот пример нам Христос подал и показал, как нам врагов своих побеждать; Он за вра­гов Своих молился: «Отче! Прости им» (Лк 23:34). Вот тебе, христианин, христианская победа — не мстить врагам, а молиться за вра­гов! «Не будь побежден злом, но побеждай зло доб­ром» (Рим 12:21).

О том же

Так как слово Божие и молитва — оружия хри­стианские, то слушай и внимай. Диавол поощ­ряет тебя ко греху, но ты в сердце своем отвечай ему: «Не хочу, ибо это Богу противно, Бог это запретил». Диавол возбуждает в тебе скверную и блудную мысль — ты отвечай ему: «Бог мой запретил мне это». Диавол возбуждает в тебе гнев и злобу ко мщению — ты пресекай эту мысль ме­чом слова Божиего, говоря в сердце своем: «Бог этого не повелел». Указывает тебе диавол на чу­жую вещь и подстрекает сердце твое к хищению ее — говори в своем сердце: Бог это запретил: «не укради, не пожелай» (Исх.20:15,17). Так и при прочих мыслях, противных закону Божию, вос­стающих в твоем сердце, поступай и смотри, со­гласна ли, или противна закону Божию твоя мысль? Согласную принимай и в дело произво­ди. Противную закону отражай, да, укрепив­шись, не победит тебя. Пример в этом подал нам Христос, Спаситель наш, Который на всякое диавольское искушение отвечал искусителю: «написано, написано» (Мф.4:4, 7, 10). Приводит тебя сатана к отчаянью и гово­рит в твоем сердце: «Нет тебе спасения, ты много согрешил, ты столько и столько зла сде­лал». Ты отвечай ему: «Ты осужденный, а не судья, нет тебе спасения, а уготован вечный огонь. Моя Надежда и Спасение — Христос Бог, Который пришел в мир грешников спас­ти. Спасет и меня, так как и я один из греш­ников, которых Он пришел спасти». Но везде нужно и другое оружие, то есть мо­литва, без которой все наше старание и сопро­тивление бессильно. В любом искушении нуж­но возводить очи свои ко Христу и молиться Ему: Господи, помози мне; или иначе просить от Него помощи. Укрепляйся, христианин, «Гос­подом и могуществом силы Его»(Еф.6:10). И как садовник отрезает сучки и отростки, дереву вредные, чтобы, когда вырастут, дерево не по­вредили, так и ты возникающие злые помыс­лы тотчас пресекай мечом слова Божиего и мо­литвой, чтобы, укрепившись, не повредили и не умертвили внутреннего человека. Гаси ис­кру, пока в пламя не выросла, и убивай врага, пока мал. Если искру не погасишь, то вели­кий огонь будет, и если врага не убьешь, пока мал, то, когда вырастет, укрепится, одолеет и низложит тебя. «Блажен тот, кто возьмет и разобьет младенцев этих о камень» (Пс.136:9)!