Собрание сочинение. Том 3. Слово о смерти. Слово о человеке

      Призванные милосердием Божиим к иноческому жительству, употребим все тщание для стяжания позна­ний и состояний духовных, существенно нужных для спасения нашего. Не будем удовлетворять пустому лю­бопытству, любознательности суетной и бесполезной. Страшно дозволить себе легкомыслие в подвиге святом: плодом такого легкомыслия могут быть тяжкие, неудо­боисцелимые повреждения, нередко сама погибель. Постараемся снискать нищету духа, плач, кротость, ал­кание небесной правды. Умолим Бога, чтобы Он открыл нам грехи наши и сподобил принести в них ис­тинное покаяние! Умолим Бога, чтобы Он открыл нам страсти наши и даровал исцеление от них! Умолим Бога, чтобы Он открыл нам падение человечества, его искупление Богочеловеком, цель нашего земного стран­ствования и ожидающую нас вечность или в некончаю­щихся наслаждениях, или в некончающихся мучениях, чтоб приуготовил нас и сделал способными к небесно­му блаженству, чтоб снял с нас те печати и уничтожил те рукописания, по которым мы должны быть низверг­нуты в темницы ада! Умолим Бога, чтоб Он даровал нам чистоту и смиренномудрие, плодом которых бывает ду­ховное рассуждение, с верностью отличающее добро от зла! Духовное рассуждение срывает личину с дей­ствия наших страстей, часто представляющегося для неопытных и страстных действием высочайшего доб­ра и даже действием Божественной благодати; духовное рассуждение срывает личину с падших духов, которой они стараются прикрыть себя и свои козни. Умолим Бога, чтобы Он даровал нам духовное видение духов, при посредстве которого могли бы мы усматривать их и в приносимых ими нам помыслах и мечтаниях, расторг­нуть общение с ними в духе нашем, свергнуть с себя иго их, избавиться из плена! В общении с падшими духами и в порабощении им заключается наша погибель. Удер­жимся от невежественного, пагубного желания и стрем­ления к видениям чувственным, вне установленного Бо­гом порядка! С покорностью и благоговением последу­ем учению святых отцов, Преданию Православной Цер­кви! С благоговением подчинимся установлению Бога, покрывшего души наши густыми занавесами и пелена­ми тел на время нашего земного странствования, отде­лившего ими нас от духов сотворенных, заслонившего и защитившего ими от духов падших. Не нужно нам чув­ственного видения духов для совершения нашего земно­го, многотрудного странствования. Для этого нужен иной светильник, и он дан нам: Светильник ногама мои­ма — Закон Твой, и свет стезям моим (Пс.118:105). Путешествующие при постоянном сиянии светильника — Закона Божие­го — не будут обмануты ни страстями своими, ни пад­шими духами, как свидетельствует Писание: Мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна (Пс.118:165). Открывает этот светильник все тайные и явные опасности на пути на­шем; открывает не только наше падение, не только пад­ших духов, но и самые чудеса Божии: паче враг моих умуд­рил мя еси заповедию Твоею, говорит пророк. Уклонитеся от мене лукавнующии, вам нет места, потому что я непрес­танно упражняюсь в исследовании закона Бога моего. Закон Его — поучение мое в течение всего дня и всей ночи, в течение всей жизни моей, которую по справед­ливости могу назвать днем, как освещенную законом Божиим, и по справедливости могу назвать ночью, по преобладанию над обществом человеческим тьмы, ис­ходящей от миродержца (Пс.118:98,115,97). Заповедь Господня светла: она просвещает мысленные очи (Пс.18:9): не может от них скрыться грех, притворяющийся добродетелью, и темный демон, принимающий личину светлого Ангела.

      В свое время, назначаемое единым Богом и извест­ное единому Богу, мы непременно вступим в мир духов. Недалеко от каждого из нас это время! Всеблагий Бог да дарует нам так провести земную жизнь, чтоб мы еще во время ее расторгли общение с духами падшими, всту­пили в общение с духами святыми, чтобы мы на этом основании, совлекшись тела, были причислены к свя­тым духам, а не к духам отверженным. Тогда в неизре­ченной радости увидим и чины святых Ангелов, и чины святых человеков в их чудных нерукотворенных обите­лях, на их вечном духовном празднике. Тогда познаем и узрим падшего херувима с его темными полчищами: тог­да Богом даруемое зрение демонов — этих несчастней­ших существ, удовлетворит вполне нашей о Господе лю­бознательности, без всякой опасности для нас, как за­печатленных перстом Божиим в неизменяемости и в неспособности к обольщению и повреждению злом. Аминь.

СЛОВО О СМЕРТИ

Да поминаете день исхода вашего от земли Египетския

вся дни жития вашего

(Втор.16:3).

      Смерть — великое таинство. Она — рождение чело­века из земной временной жизни в вечность. При со­вершении смертного таинства мы слагаем с себя нашу грубую оболочку — тело и душевным существом, тонким, эфирным, переходим в другой мир, в обитель существ, однородных душе. Мир этот недоступен для грубых ор­ганов тела, чрез которые, во время пребывания нашего на земле, действуют чувства, принадлежащие, впрочем, собственно душе. Душа, исшедшая из тела, невидима и недоступна для нас, подобно прочим предметам неви­димого мира. Видим только при совершении смертно­го тайнодействия бездыханность, внезапную безжиз­ненность тела; потом оно начинает разлагаться, и мы спешим скрыть его в земле; там оно делается жертвой тления, червей, забвения. Так вымерли и забыты бес­численные поколения человеков. Что совершилось и совершается с душой, покинувшей тело? Это остается для нас, при собственных наших средствах к познанию, неизвестным.

      Сокровенное таинство — смерть! До озарения чело-веков светом христианства большей частью они имели о бессмертии души самые грубые и ложные понятия; величайшие мудрецы язычества только умозаключали и догадывались о нем. Однако сердце падшего человека, как бы ни было мрачно и тупо, постоянно осязало, так сказать, свою вечность. Все идолопоклоннические веро­вания служат тому доказательством; все они обещают человеку загробную жизнь — жизнь или счастливую, или несчастливую, соответственно земным заслугам.

      Необходимо нам, кратковременным странникам да земле, узнать нашу участь в вечности. Если во вре­мя краткого здешнего странствования наши заботы со­средоточены на том, чтобы устранить от себя все пе­чальное и окружить себя всем приятным: тем более должны мы озаботиться об участи нашей в вечности. Что совершает с нами смерть? Неужели там нет возда­яния за добро и зло, совершаемые людьми на земле произвольно и непроизвольно? Неужели нет этого воз­даяния? Тогда как зло на земле по большей части преуспевает и торжествует, а добро гонимо и страдает? Необходимо, необходимо нам раскрыть таинство смерти и увидеть не видимую телесными очами заг­робную будущность человека.

      Таинство смерти объясняется нам Словом Божи­им, а посредством действия Святаго Духа соделывает­ся даже доступным и открытым для чувств, очищенных и утонченных благодатью. Святый Дух, сказал апостол Павел, испытуем глубины Божия, не только человече­ские (2кор.2:10).

      Смерть — разлучение души с телом, соединенных волей Божией и волей Божией паки разделяемых. Смерть — разлучение души с телом вследствие нашего падения, от которого тело перестало быть нетленным, каким первоначально создано Создателем. Смерть — казнь бессмертного человека, которой он поражен за преслушание Бога. Смертью болезненно рассекается и раздирается человек на две части, его составляющие, и по смерти уже нет человека: отдельно существует душа его, и отдельно существует тело его.

      И тело продолжает существовать, хотя видим, что оно разрушается и обращается в землю, из которой взя­то: оно продолжает существовать в самом тлении сво­ем; оно продолжает существовать в тлении, как семя в земле, в ожидании вторичного соединения с душой, после которого оно соделается уже неприкосновенным для этой видимой смерти. Тела особенных избранников Божиих противостоят тлению, будучи проникнуты обильно благодатью Божией, и в самой сени смертной являют начала своего славного воскресения. Вместо зловония они издают благоухание; вместо того чтоб раз­ливать вокруг смертоносную заразу, они разливают ис­целение всех недугов, разливают жизнь. Такие тела вместе мертвы и живы, — мертвы по естеству челове­ческому, живы по присутствию в них Святаго Духа. Они свидетельствуют, в каком величии и святости создан Богом человек, и что это величие, эта святость возвра­щены искуплением.

      В то время как тело уснуло сном смертным, что со­вершается с душой? Слово Божие открывает нам, что наши души, по разлучении с телами, присоединяются — соответственно усвоенным ими в земной жизни доб­рым или злым качествам — к Ангелам Света или к ангелам падшим. С ангелами они составляют, по естеству своему, один разряд существ, разделяясь по качеству, подобно им, добром или злом, усвоенными свободным произволением естеству, в первобытности непорочно­му и святому. Неоспоримые доказательства этому нахо­дим в Священном Писании и в писаниях святых отцов. Господь обетовал покаявшемуся разбойнику немедлен­ное преселение душою с креста в рай. Аминь глаголю тебе, сказал Он ему, днесь со Мною будеши в раи (Лк.23:43). Страда­лец, нищий Лазарь, отнесен был, по кончине своей, Ангелами в отделение рая, называемое лоном Авраамо­вым, а умерший немилосердный богач, веселившийся во время земной жизни на вся дни светло, был низверг­нут в ад (Лк.16:19-31). Души праведных, разлучившиеся с телами, наслаждаются блаженством на небе в ожидании воскресения тел, как повествует тайновидец Иоанн Бого­слов (Апок.6:10-11); во аде, в ужасных муках, ожидают его грешни­ки (Апок.20:13). Когда вострубит труба воскресения, тогда рай представит небожителей для славного соединения с те­лами их, которые оживут от гласа Сына Божия (Ин.5:25), как услышал этот голос четверодневный и уже смердящий Лазарь и ожил; ад представит мертвецов своих для страшного суда и окончательного приговора. По из­речении приговора и по исполнении его усугубится блаженство праведников, — грешники возвратятся в ад свой для сугубого мучения (Пс.9:18). О состоянии праведников по воскресении Господь возвестил, что они яко Ангели Божии на небеси суть, равни бо суть Ангелом (Мф.20:30; Лк.20:36). Предвозве­щая о Своем втором пришествии и Страшном Суде, Господь сказал, что тогда Он речет стоящим одесную Его праведникам: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира; а стоящим ошуюю грешникам речет: идите от Мене, про­клятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его (Мф.25:34,41). И то достоверно, что воздаяние как праведников, так и грешников весьма различно. Правосудие Божие воздаст каждому человеку по делом его (Апок.22:12). Не только не­бесных обителей бесчисленное множество, по свиде­тельству Спасителя, но и ад имеет множество различ­ных темниц и различного рода мучения: согрешивший в ведении биен будет много, согрешивший в неведении биен будет мало (Лк.12:47,48).