Собрание сочинение. Том 3. Слово о смерти. Слово о человеке

      При истинном духовном подвиге благодать Божия, насажденная в нас святым Крещением, начинает исце­лять нас мало-помалу от слепоты духа посредством уми­ления. В противоположность состоянию слепоты мы начинаем входить в состояние видения. Как в состоя­нии видения зритель — ум, то и видение названо святы­ми отцами видением умным, то есть умственным. Как состояние видения доставляется Святым Духом, то и видение названо духовным, будучи плодом Святаго Духа. Этим оно различается от созерцания. Созерцание свой­ственно всем людям; каждый человек занимается созерцанием, когда захочет. Видение свойственно одним очищающим себя посредством покаяния; является оно не по произволу человека, но от прикосновения к духу на­шему Духа Божия, следовательно, по всесвятой воле Все­святаго Духа. Учение о духовных, или умных, видениях изложено с особенной ясностью и подробностью свя­щенномучеником Петром, митрополитом Дамаска (Добротолюбие, ч. 3). Умиление есть первое духовое ощущение, доставля­емое сердцу, осенившему его Божественной благодатью. Оно состоит из вкушения Богоугодной печали, раство­ренного благодатным утешением, и отверзает пред умом доселе невиденное им зрелище. От духовного ощу­щения является духовное видение, как Священное Пи­сание говорит: Вкусите и видите (Пс.33:9). От видения усугубля­ется ощущение. «От делания с понуждением рождается безмерная теплота, возгорающаяся в сердце от теплых помышлений, новоприходящих уму. Такое делание и хранение утончают ум теплотой своей и доставляют ему способность видеть. От сего рождаются теплые помыш­ления, как мы сказали, во глубине души, что называется Видением. Эти видения рождают (родившую его) тепло­ту. От этой теплоты, возрастающей от благодати Виде­ния, рождается изобильное течение слез» (Св. Исаак Сирский, начало 59 Слова). Доколе действует ощущение, дотоле действует и видение. С пре­кращением ощущения прекращается видение. Неведо­мо оно приходит, неведомо отходит, не завися от наше­го произвола, завися от устроения. Врата в духовное видение — смирение (изречение прп. Иоанна Колова. Алфавитный Патерик). Постоянное пребывание умиле­ния сопровождено с постоянным видением. Видение есть чтение и приятие духом Нового Завета. С прекра­щением умиления прекращается общение с Новым За­ветом, является общение с Ветхим; вместо преоблада­ния в душе смирения, не противящегося злу (Мф.5:39), является правосудие, усиливающееся исторгнуть око за око, зуб за зуб (Мф.5:38). По этой причине преподобный Сисой Великий со стенанием говаривал: «Читаю Новый Завет, а возвра­щаюсь на Ветхий» (Алфавитный Патерик). Желающему постоянно пребывать в умилении и духовном видении должно заботиться о постоянном пребывании в смирении, изгоняя из себя самооправдание и осуждение ближних, вводя смирение самоукорением и сознанием своей греховности пред Богом и человеками.

      Первое духовное видение есть видение своих согре­шений, доселе прикрывавшихся забвением и неведени­ем. Увидев их при посредстве умиления, подвижник не­медленно получает опытное познание о предшествовав­шей слепоте духа своего, при которой существующее и существовавшее представлялось ему вовсе несущество­вавшим и несуществующим. Это существующее при от­ступлении умиления опять скрывается в небытие и сно­ва представляется несуществующим. При появлении умиления оно опять является. Подвижник опытно пере­ходит от сознания грехов своих к познанию своей греховности, которой заражено естество его, к познанию страстей или разнообразных недугов естества. От виде­ния своего падения он переходит постепенно к видению падения, которым объято все естество человеческое. Затем открывается ему постепенно мир падших духов; он изучает их в своих страстях, в борьбе с ними, в при­носимых духами помыслах, мечтаниях и ощущениях. Отъемлется от него обольстительное и обманчивое воз­зрение на земную жизнь, доселе представлявшуюся ему бесконечной: он начинает видеть грань ее — смерть; он начинает восхищаться, то есть переноситься духом, ощущением к самому часу смерти, к часу нелицеприят­ного суда Божия. Из своего падения он усматривает необходимость Искупителя, а прилагая заповедания Госпо­да к своим недугам и усматривая целительное и животворное действие этих заповедей на недуги и на страж­дущую душу, стяжает живую веру во Евангелие и начи­нает жизнью исповедовать Евангелие. В Евангелии, как бы в зеркале, еще яснее видит и падшее естество свое, и падение человечества, и лукавых духов. Ограничива­емся исчислением этих видений, как существенно нуж­ных и скоро соделывающихся доступными для тщали­вого инока; исчисление заключим словами преподобно­го Максима Исповедника: «Невозможно уму (то есть духу) достигнуть бесстрастия от одного деяния (то есть от одних телесных подвигов), если не приемлющего мно­гие и различные видения» [41] . Слово приемлют показыва­ет, что эти видения не суть, как созерцания, произволь­ные состояния или сочинения ума; можно слово прием­лют перевести словом посетят. Весьма естественно духу нашему стяжание бесстрастия, когда ощущения падше­го естества заменяются ощущениями духовными, после­дующими и сопутствующими умилению, а разум есте­ства падшего заменится духовным разумом, образую­щимся из понятий, доставляемых духовными видения­ми. Чтоб отвлечь нас от жительства по евангельским заповедям, от Христо-подражательного смирения, от умиления, от духовного видения, от освобождения из рабства страстей или от бесстрастия, от воскресения душой, чтобы удержать в слепоте, в смерти, в плену у себя, падшие духи ведут с подвижниками ожесточенную брань. В этой брани истощают всю свойственную им злобу, все свойственное им лукавство. Лукавство и зло­ба названы здесь свойственными падшим духам не по­тому, чтоб они даны им были при сотворении — нет! Падшие духи были сотворены добрыми, чуждыми зла, как мы это уже знаем из учения Антония Великого, — потому что они произвольным падением своим усвоили себе зло, соделались чуждыми добра. Повторяем сказанное выше: падение человеков со­стоит в смешении добра со злом; падение демонов в полном отвержении добра, в полном усвоении зла [42] . Ко всем заповедям твоим направляхся, всяк путь неправды возне­навидев (Пс.118:128), говорит Святый Дух о руководстве Своем че­ловека ко спасению: так, в противоположность этому, дух злобы противодействует всякой заповеди Нового Завета, ненавидит всякий образ Богоугодного житель­ства. Но в этом-то противодействии евангельским запо­ведям, в содействии всем греховным наклонностям, изу­чаются подвижником благочестия падшие духи, усмат­риваются им, познаются: при познании духов, приобре­тенном этим средством, чувственное видение духов, если оно допустится, только пополняет познание. Точ­но таким образом получается познание о человеке: су­щественное познание человека приобретается изучени­ем его образа мыслей и чувствований, его образа дей­ствий; чем такое изучение будет подробнее, тем позна­ние делается определеннее. Знакомством лицом к лицу пополняется это познание; одно личное же знакомство не имеет почти никакого значения в отношении к суще­ствующему знанию человека.

      Падшие духи действуют на нас различными помыс­лами, различными мечтаниями, различными прикосно­вениями. В этих действиях своих они усматриваются и изучаются. О всех этих действиях упоминает Священное Писание. Святое Евангелие изображает диавола сперва вложившим в сердце Иуды Искариотского мысль о пре­дании Богочеловека (Ин.13:2), потом взошедшим в Иуду (Ин.13:27). Из Евангелия явствует, что Иуда имел наклонность к среб­ролюбию (Ин.13:6) и, вопреки заповедям Господа, начал удовлет­ворять влечениям этой страсти, прикрываясь благовид­ным, но в сущности лукавым попечением о нищих. На основании этой страсти диавол начал внушать ему мысль о предательстве; когда Иуда усвоил диавольскую мысль себе и решился привести ее в исполнение, тогда диавол вполне возобладал им. «Смотри, — говорит бла­женный Феофилакт, — взошел в него сатана, то есть взо­шел в самое сердце, объял душу. Прежде он стужал ему извне страстью сребролюбия: ныне окончательно овла­дел им». Страшно согласиться с помыслом диавольс­ким; за такое согласие Бог отступает от человека, и че­ловек погибает. Это случилось с Ананией и Сапфирой, упоминаемых в апостольских Деяниях, которые, по при­нятому ими внушению диавола, согласились солгать пред Духом Святым и немедленно по преступлении по­ражены были смертью. Анании, — сказал святой апос­тол Петр, — почто исполни сатана сердце твое солгати Духу Святому, и утаити от цены села? (Деян.5:3) Что мечтаниями иску­шает диавол человека, это видно из искушения диаво­лом Богочеловека: диавол показал Господу все земные царства и славу их в часе времене (Лк.4:5), то есть в мечтании. Ум наш имеет способность мышления и способность воображения; посредством первой он усваивает понятия о предметах, посредством второй усваивает себе образы предметов. Диавол, основываясь на первой спо­собности, старается сообщить нам греховные по­мыслы, а основываясь на второй способности, старает­ся запечатлеть соблазнительными изображениями. «Как малое и незлобивое дитя, — говорит святой Иси­хий, — видя какого-либо фокусника, веселится и последу­ет фокуснику по незлобию: так и душа наша, простая и добрая, будучи такой создана Всеблагим Владыкой, уве­селяется мечтательными прилогами диавола, — прельща­емая, прилепляется ко злу, как бы к добру, и перемеши­вает (соединяет) свои помыслы с мечтанием бесовского прилога» (Слово о трезвении, гл. 43. Добротолюбие, ч. 2). Мечтание бесовское действует на душу очень вредно, возбуждая в ней особенное сочувствие к греху. Являясь часто, оно может произвести неизгла­димое, пагубнейшее впечатление. О том, как действует диавол на человека чрез прикосновение, читаем в кни­ге Иова (Иов. гл. 2 и 3) и в евангельской повести о женщине, которую связал сатана особенным странным недугом (Лк.13:10-16). От при­косновений бесовских возбуждаются плотские страсти и порождаются болезни, на которые не действуют обычные человеческие врачевания. — Все эти образы бесовских устремлений на человека можно изучить, читая жизнеописания святых и отеческие сочинения, преимущественно составленные для назидания иноков. Но изучение из чтения очень недостаточно: для удовлет­ворительного познания необходимо изучение опытом. Когда же Божественною благодатью начнет очищаться дух человеческий, тогда он постепенно переходит от познания духов к духовному видению их. Это видение совершается умом и сердцем, даруется Духом Святым. Оно естественно уму и сердцу обновленным: так чув­ственное зрение естественно чувственному оку, кото­рое видит не по причине научения, но по естественно­му свойству, а не видит только по случаю болезни, пре­пятствующей естественному действию или прекраща­ющей его.

      Духовное видение духов совершается умом и серд­цем. Обличает духов лукавых сердце; ум недостаточен для сего: ему не различить одними собственными сила­ми образов истины от образов лжи, прикрытых образа­ми истины. Духовное рассуждение основано на духов­ном ощущении, как и святой Исаак Сирин сказал: «Ду­ховный разум есть ощущение живота вечного» (Слово 38), или как засвидетельствовали два ученика о своем ощущении и о значении этого ощущения при беседе с Господом, Которого они не узнали ни чувственными очами, ни по соображению умственному: не сердце ли наше горя бе в наю, егда глаголаше (Господь) нама на пути, и егда сказоваше нама писания (Лк.24:32). Это-то сердце, свидетельствовавшее с верно­стью о Господе, свидетельствует с верностью и о духах, и искушает их, аще от Бога суть (1Ин.4:1), или из царства тьмы и неприязни. Способно к такому свидетельству сердце, очищенное покаянием, обновленное Святым Духом; но сердце, находящееся в плену у страстей и демонов, спо­собно только к показаниям лживым и ошибочным. По этой причине преподобный Варсонофий Великий ска­зал иноку, вопросившему его о том, как различать по­мыслы, приходящие от Бога, от естества и от демонов: «То, о чем ты спрашиваешь, относится к людям, достиг­шим великой меры (духовного возраста). Если внутрен­нее око не будет очищено многими врачеваниями, то оно не может избавиться от терний и волчцов и со­брать гроздь винограда, укрепляющего и веселящего сердце. Если человек не достигает сей меры, то не мо­жет различать (этих помыслов) , но будет поруган демо­нами и впадет в обольщение. Поверив им: потому что они изменяют вещи как хотят, особливо для тех, кото­рые не знают козней их» (Ответ на вопрос 59). Далее в этом послании Ве­ликий отец говорит: «Помыслы, происходящие от де­монов, прежде всего бывают исполнены смущения и печали и влекут вслед себя скрыто и тонко: ибо враги одеваются в одежды овчие, то есть, внушают мысли по-видимому правые, внутренне же суть волцы хищницы (Мф.7:15), то есть восхищают и прельщают сердца незлобивых (Рим.16:18) тем, что кажется хорошо, а в самом деле зловредно. — Свет, происходящий от бесов, обращается впоследствии в тьму. Что ни услышишь, или помыслишь, или уви­дишь, и при этом хотя на волос смутится твое сердце — все это — не от Бога». В другом послании Великий ска­зал: «Знай, брат, что всякий помысл, которому не пред­шествует тишина смирения, не от Бога происходит, но явно от левой стороны. Господь наш приходит с тихостью; все же вражеское бывает со смущением и мятежом. Хотя (бесы) и показываются облеченными в одежду ов­чую, но, будучи внутренне волками хищными, обнару­живаются посредством наводимого ими смущения: ибо сказано от плода их познаете их (Мф.7:15). Да вразумит Господь всех нас, чтоб не увлечься (мнимой) их правдой» (Ответ на вопрос 21). Зак­лючим наше Слово духовномудрым наставлением пре­подобного Макария Великого: «Любителю добродетели должно очень заботиться о стяжании рассуждения, чтоб он вполне мог различать добро от зла, чтоб мог исследовать и познавать разнообразные демонские козни, которыми диавол имеет обычай развращать под ви­дом добрых представлений уму. Полезно быть всегда осторожным для избежания опасных последствий. По легкомыслию не поддавайся скоро внушениям духов, хотя бы то были и Ангелы небесные, но пребывай непоколебимым, подвергая все самому тщательному ис­следованию, и тогда, что усмотришь истинно-добрым, прими, а что окажется злым, то отвергни. Не неявны действия благодати Божией, которых грех, хотя бы и принял на себя вид добра, никак не может подать. Хотя, по апостолу, сатана и преобразуется во Ангела светло­го (2Кор.11:14), чтоб обольстить человека; но если бы и представ­лял светлые видения, то благого действия, как сказано, отнюдь подать не может, что и служит ясным его при­знаком. Он не может преподать ни любви к Богу и ближ­нему, ни кротости, ни смирения, ни радости, ни мира, ни обуздания помыслов, ни ненависти к миру, ни спо­койствия духовного, ни вожделения небесных даров, ниже может укрощать страсти и похоти, что — явное действие благодати, ибо сказано: Плод духовный есть любы, радость, мир и прочее (Гал.5:22). Напротив того, он удобно может сообщить человеку гордость и высокоумие, как очень способный к этому. Итак, ты можешь узнать воссиявший в душе твоей умный свет по действию его, от Бога ли он или от сатаны. Впрочем, и самой душе, если она имеет здравое рассуждение и может различать доб­ро от зла, немедленно делается явным то и другое по разумному чувству (духовному ощущению). Как уксус и вино по внешнему их виду одинаковы, но по вкусу язык немедленно познает различие между ними, являя, что — уксус и что — вино: так и душа, собственно, своей силой, своим духовным чувством действительно может различить дарования Благого Духа от мечтаний лукаво­го» (Слово 4, гл.13). Сердце, осененное Божественной благодатью, воскресает в духовную жизнь, стяжает духовное ощуще­ние, неизвестное ему в состоянии падения, в котором словесные ощущения человеческого сердца умерщвле­ны смешением с ощущением скотоподобными. Духов­ное ощущение или чувство со всей справедливостью называется разумным: потому что податель его — Святый Дух, Свет и Живот, и Живый Источник Умный, Дух Премуд­рости, Дух Разума, Бог и Боготворяй [43] . Вкусите и видите (Пс.33:9), повторяем уже привиденное нами изречение Священно­го Писания. Духовное видение, от которого духовное рассуждение является от духовного ощущения [44] . Совершенных, говорит апостол, есть твердая пища, имущих чув­ствия обучена долгим учением в рассуждение добра же и зла (Евр.5:14). Итак, духовное рассуждение есть достояние совершен­ных христиан; участвуют в этом благе значительно пре­успевшие в благочестивом подвиге; чуждо оно новона­чальных и неопытных, хотя бы они были по телесному возрасту и старцы.

      Что ж делать новоначальным? — Вступая в иноче­ство, они вместе с этим вступают в борьбу с духами; какими правилами они должны руководствоваться, чтобы не сделаться жертвой своего незнания, жертвой злобы и лукавства духов? — Святые отцы Православной Церкви отвечают на этот вопрос так: «Истинного рас­суждения достигаем не иначе, как посредством истин­ного смирения, состоящего в том, чтобы мы открыва­ли отцам не только то, что делаем, но и то, что помыш­ляем, — чтоб мы ни в чем не верили своему помыслу, но во всем последовали словам старцев и признавали доб­ром то, что они одобрят. Это делание не только удержи­вает инока в истинном рассуждении и на правом пути, но и предохраняет его от всех сетей диавольских. Не­возможно управляющему свою жизнь по суду и совету преуспевших пасть от обольщения бесовского, ибо прежде, нежели кто сподобится дара рассуждения, само то, что он являет и открывает отцам свои помыслы, увя­дает их и отнимает у них силу. Как змей, извлеченный из темной норы на свет, старается убежать и скрыться, так и лукавые помыслы, будучи обнаружены искренней исповедью и объявлением их, стараются убежать от че­ловека» [45] . Откровение помыслов и руководство советом преуспевших отцев и братии было общим деланием древнего монашества. Оно — предание апостолов: ис­поведайте друг другу, говорит апостол Иаков, согрешения и молитесь друг за друга яко да исцелеете (Иак.5:16); а апостол Па­вел поведает о себе, что он самым тщательным обра­зом занимался назиданием каждого христианина, ста­рался каждого возвести в христианское совершенство, что так действовала в нем благодать Святаго Духа (Кол.1:28,29). Подобно сему поступали и святые наставники древне­го монашества: будучи сосудами Святаго Духа, они ско­ро возводили учеников своих к совершенству, соделы­вая их храмами Божиими. В этом со всей удовлетво­рительностью можно удостовериться из оставшихся нам их писаний. Не седины, не количество лет, не зем­ная ученость, но причастие Святому Духу возводило на степень наставника и привлекало слышателей слова к говорящему Слово Божие, а не свое, человеческое сло­во. «Хорошо, — говорит преподобный Кассиан в выше­приведенном слове, — не утаивать своих помыслов от отцов, как я уже сказал; однако должно открывать их не кому случится, а старцам духовным, имеющим дар рас­суждения, не по годам их и сединам. Многие, доверив­шись старости и исповедав свои помыслы, не получили врачевства, а впали в отчаяние от неискусства приняв­ших исповедь». Преподобный авва Моисей Скитский просил себе совета у юного монаха Захарии, жившего в Скиту. Захария пал к ногам старца и сказал ему: «Отец! Меня ли ты вопрошаешь?» Старец отвечал ему: «Поверь мне, сын мой Захария, что я видел сошествие Святаго Духа на тебя и потому нахожу нужным вопрошать тебя» (Алфавитный Патерик). Откровение помыслов и жительство под руко­водством духоносных отцов признавалось древними иноками столько необходимым, что иноки, отвергав­шие это делание, причислялись к находящимся вне спасительного пути [46] . С постепенным ослаблением хрис­тианства начало постепенно ослабевать и монашество, начали умаляться живые сосуды Святаго Духа; многие лицемеры, в видах корыстолюбия и приобретения че­ловеческой славы, начали притворяться святыми и ду­ховными, привлекать к себе неопытных искусно сочи­ненной личиной, повреждать и губить их. Уже Симеон Новый Богослов, живший в X веке по Рождестве Хрис­товом, говорил: «Изучай Божественное Писание и пи­сания святых отцов, особливо деятельные, чтобы, с уче­нием их сличив учение и поведение твоего учителя и старца, ты мог их видеть (это учение и поведение) как в зеркале и понимать, согласное с Писанием усваивать себе и содержать в мысли, ложное же и худое познавать и отвергать, чтобы не быть обманутым. Знай, что в наши дни появилось много обманщиков и лжеучите­лей» (Добротолюбие, ч. 1, гл. 33). С течением времени более и более умалялись духоносные учителя, как об этом с болезнованием пове­ствуют позднейшие святые отцы. «Ныне таковые на­ставники до крайности оскудели», — говорит преподоб­ный Нил Сорский, живший в XV веке (Предисловие к Уставу). С оскудением наставников святые отцы, по внушению Святаго Духа, благовременно и презрительно промышлявшему о ду­ховной потребности иноков последнего времени, со­ставили много назидательных сочинений, совокупнос­тью которых удовлетворительно определяется иночес­кий подвиг [47] . Этими святыми писаниями исполняется в некоторой степени недостаток живых органов духа. Позднейшие отцы уже более предлагают в руководство Священное Писание и писания отеческие, как предло­жил их Новый Богослов, не отвергая и весьма осторож­ный совет с современными отцами и братьями, при всевозможном удалении от скитания и от знакомства вне и внутри монастыря, при тщательном содержании духа в мыслях и чувствованиях смирения и покаяния. Весьма затруднительно и весьма косно иноческое пре­успеяние, доставляемое этим деланием; но это делание даровано Богом нашему времени, и мы обязаны с бла­гоговением пользоваться даром Божиим, данным нам во спасение. Косность преуспеяния, многочисленность преткновений невольно смиряют дух наш, столько склонный к тщеславию и превозношению, доставляют драгоценное познание наших немощей, приводят к упо­ванию на единое милосердие Божие. Такое упование не посрамит (Рим.5:5). Почему не дано нам огненных крыл древ­него монашества, которыми оно с быстротой и силою перелетало через море страстей, как то было открыто одному из великих древних отцов? (Алфавитный Патерик, в житии прп. Иоанна Колова) Это судьбы Божии, превышающие наше понятие, исследование их нам воспрещено: оно было бы трудом тщетным, начинанием высокомерным и преступным (так же в житии Антония Великого), яко неиспытани судове Его, и неисследовани путие Его. Кто бо разуме ум Господень? Или кто советник Ему бысть? Ему слава во веки. Аминь (Рим.11:33-36).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Призванные милосердием Божиим к иноческому жительству, употребим все тщание для стяжания позна­ний и состояний духовных, существенно нужных для спасения нашего. Не будем удовлетворять пустому лю­бопытству, любознательности суетной и бесполезной. Страшно дозволить себе легкомыслие в подвиге святом: плодом такого легкомыслия могут быть тяжкие, неудо­боисцелимые повреждения, нередко сама погибель. Постараемся снискать нищету духа, плач, кротость, ал­кание небесной правды. Умолим Бога, чтобы Он открыл нам грехи наши и сподобил принести в них ис­тинное покаяние! Умолим Бога, чтобы Он открыл нам страсти наши и даровал исцеление от них! Умолим Бога, чтобы Он открыл нам падение человечества, его искупление Богочеловеком, цель нашего земного стран­ствования и ожидающую нас вечность или в некончаю­щихся наслаждениях, или в некончающихся мучениях, чтоб приуготовил нас и сделал способными к небесно­му блаженству, чтоб снял с нас те печати и уничтожил те рукописания, по которым мы должны быть низверг­нуты в темницы ада! Умолим Бога, чтоб Он даровал нам чистоту и смиренномудрие, плодом которых бывает ду­ховное рассуждение, с верностью отличающее добро от зла! Духовное рассуждение срывает личину с дей­ствия наших страстей, часто представляющегося для неопытных и страстных действием высочайшего доб­ра и даже действием Божественной благодати; духовное рассуждение срывает личину с падших духов, которой они стараются прикрыть себя и свои козни. Умолим Бога, чтобы Он даровал нам духовное видение духов, при посредстве которого могли бы мы усматривать их и в приносимых ими нам помыслах и мечтаниях, расторг­нуть общение с ними в духе нашем, свергнуть с себя иго их, избавиться из плена! В общении с падшими духами и в порабощении им заключается наша погибель. Удер­жимся от невежественного, пагубного желания и стрем­ления к видениям чувственным, вне установленного Бо­гом порядка! С покорностью и благоговением последу­ем учению святых отцов, Преданию Православной Цер­кви! С благоговением подчинимся установлению Бога, покрывшего души наши густыми занавесами и пелена­ми тел на время нашего земного странствования, отде­лившего ими нас от духов сотворенных, заслонившего и защитившего ими от духов падших. Не нужно нам чув­ственного видения духов для совершения нашего земно­го, многотрудного странствования. Для этого нужен иной светильник, и он дан нам: Светильник ногама мои­ма — Закон Твой, и свет стезям моим (Пс.118:105). Путешествующие при постоянном сиянии светильника — Закона Божие­го — не будут обмануты ни страстями своими, ни пад­шими духами, как свидетельствует Писание: Мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна (Пс.118:165). Открывает этот светильник все тайные и явные опасности на пути на­шем; открывает не только наше падение, не только пад­ших духов, но и самые чудеса Божии: паче враг моих умуд­рил мя еси заповедию Твоею, говорит пророк. Уклонитеся от мене лукавнующии, вам нет места, потому что я непрес­танно упражняюсь в исследовании закона Бога моего. Закон Его — поучение мое в течение всего дня и всей ночи, в течение всей жизни моей, которую по справед­ливости могу назвать днем, как освещенную законом Божиим, и по справедливости могу назвать ночью, по преобладанию над обществом человеческим тьмы, ис­ходящей от миродержца (Пс.118:98,115,97). Заповедь Господня светла: она просвещает мысленные очи (Пс.18:9): не может от них скрыться грех, притворяющийся добродетелью, и темный демон, принимающий личину светлого Ангела.

      В свое время, назначаемое единым Богом и извест­ное единому Богу, мы непременно вступим в мир духов. Недалеко от каждого из нас это время! Всеблагий Бог да дарует нам так провести земную жизнь, чтоб мы еще во время ее расторгли общение с духами падшими, всту­пили в общение с духами святыми, чтобы мы на этом основании, совлекшись тела, были причислены к свя­тым духам, а не к духам отверженным. Тогда в неизре­ченной радости увидим и чины святых Ангелов, и чины святых человеков в их чудных нерукотворенных обите­лях, на их вечном духовном празднике. Тогда познаем и узрим падшего херувима с его темными полчищами: тог­да Богом даруемое зрение демонов — этих несчастней­ших существ, удовлетворит вполне нашей о Господе лю­бознательности, без всякой опасности для нас, как за­печатленных перстом Божиим в неизменяемости и в неспособности к обольщению и повреждению злом. Аминь.

СЛОВО О СМЕРТИ

Да поминаете день исхода вашего от земли Египетския

вся дни жития вашего

(Втор.16:3).