Собрание сочинение. Том 3. Слово о смерти. Слово о человеке

      Смерть — великое таинство. Она — рождение чело­века из земной временной жизни в вечность. При со­вершении смертного таинства мы слагаем с себя нашу грубую оболочку — тело и душевным существом, тонким, эфирным, переходим в другой мир, в обитель существ, однородных душе. Мир этот недоступен для грубых ор­ганов тела, чрез которые, во время пребывания нашего на земле, действуют чувства, принадлежащие, впрочем, собственно душе. Душа, исшедшая из тела, невидима и недоступна для нас, подобно прочим предметам неви­димого мира. Видим только при совершении смертно­го тайнодействия бездыханность, внезапную безжиз­ненность тела; потом оно начинает разлагаться, и мы спешим скрыть его в земле; там оно делается жертвой тления, червей, забвения. Так вымерли и забыты бес­численные поколения человеков. Что совершилось и совершается с душой, покинувшей тело? Это остается для нас, при собственных наших средствах к познанию, неизвестным.

      Сокровенное таинство — смерть! До озарения чело-веков светом христианства большей частью они имели о бессмертии души самые грубые и ложные понятия; величайшие мудрецы язычества только умозаключали и догадывались о нем. Однако сердце падшего человека, как бы ни было мрачно и тупо, постоянно осязало, так сказать, свою вечность. Все идолопоклоннические веро­вания служат тому доказательством; все они обещают человеку загробную жизнь — жизнь или счастливую, или несчастливую, соответственно земным заслугам.

      Необходимо нам, кратковременным странникам да земле, узнать нашу участь в вечности. Если во вре­мя краткого здешнего странствования наши заботы со­средоточены на том, чтобы устранить от себя все пе­чальное и окружить себя всем приятным: тем более должны мы озаботиться об участи нашей в вечности. Что совершает с нами смерть? Неужели там нет возда­яния за добро и зло, совершаемые людьми на земле произвольно и непроизвольно? Неужели нет этого воз­даяния? Тогда как зло на земле по большей части преуспевает и торжествует, а добро гонимо и страдает? Необходимо, необходимо нам раскрыть таинство смерти и увидеть не видимую телесными очами заг­робную будущность человека.

      Таинство смерти объясняется нам Словом Божи­им, а посредством действия Святаго Духа соделывает­ся даже доступным и открытым для чувств, очищенных и утонченных благодатью. Святый Дух, сказал апостол Павел, испытуем глубины Божия, не только человече­ские (2кор.2:10).

      Смерть — разлучение души с телом, соединенных волей Божией и волей Божией паки разделяемых. Смерть — разлучение души с телом вследствие нашего падения, от которого тело перестало быть нетленным, каким первоначально создано Создателем. Смерть — казнь бессмертного человека, которой он поражен за преслушание Бога. Смертью болезненно рассекается и раздирается человек на две части, его составляющие, и по смерти уже нет человека: отдельно существует душа его, и отдельно существует тело его.

      И тело продолжает существовать, хотя видим, что оно разрушается и обращается в землю, из которой взя­то: оно продолжает существовать в самом тлении сво­ем; оно продолжает существовать в тлении, как семя в земле, в ожидании вторичного соединения с душой, после которого оно соделается уже неприкосновенным для этой видимой смерти. Тела особенных избранников Божиих противостоят тлению, будучи проникнуты обильно благодатью Божией, и в самой сени смертной являют начала своего славного воскресения. Вместо зловония они издают благоухание; вместо того чтоб раз­ливать вокруг смертоносную заразу, они разливают ис­целение всех недугов, разливают жизнь. Такие тела вместе мертвы и живы, — мертвы по естеству челове­ческому, живы по присутствию в них Святаго Духа. Они свидетельствуют, в каком величии и святости создан Богом человек, и что это величие, эта святость возвра­щены искуплением.

      В то время как тело уснуло сном смертным, что со­вершается с душой? Слово Божие открывает нам, что наши души, по разлучении с телами, присоединяются — соответственно усвоенным ими в земной жизни доб­рым или злым качествам — к Ангелам Света или к ангелам падшим. С ангелами они составляют, по естеству своему, один разряд существ, разделяясь по качеству, подобно им, добром или злом, усвоенными свободным произволением естеству, в первобытности непорочно­му и святому. Неоспоримые доказательства этому нахо­дим в Священном Писании и в писаниях святых отцов. Господь обетовал покаявшемуся разбойнику немедлен­ное преселение душою с креста в рай. Аминь глаголю тебе, сказал Он ему, днесь со Мною будеши в раи (Лк.23:43). Страда­лец, нищий Лазарь, отнесен был, по кончине своей, Ангелами в отделение рая, называемое лоном Авраамо­вым, а умерший немилосердный богач, веселившийся во время земной жизни на вся дни светло, был низверг­нут в ад (Лк.16:19-31). Души праведных, разлучившиеся с телами, наслаждаются блаженством на небе в ожидании воскресения тел, как повествует тайновидец Иоанн Бого­слов (Апок.6:10-11); во аде, в ужасных муках, ожидают его грешни­ки (Апок.20:13). Когда вострубит труба воскресения, тогда рай представит небожителей для славного соединения с те­лами их, которые оживут от гласа Сына Божия (Ин.5:25), как услышал этот голос четверодневный и уже смердящий Лазарь и ожил; ад представит мертвецов своих для страшного суда и окончательного приговора. По из­речении приговора и по исполнении его усугубится блаженство праведников, — грешники возвратятся в ад свой для сугубого мучения (Пс.9:18). О состоянии праведников по воскресении Господь возвестил, что они яко Ангели Божии на небеси суть, равни бо суть Ангелом (Мф.20:30; Лк.20:36). Предвозве­щая о Своем втором пришествии и Страшном Суде, Господь сказал, что тогда Он речет стоящим одесную Его праведникам: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира; а стоящим ошуюю грешникам речет: идите от Мене, про­клятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его (Мф.25:34,41). И то достоверно, что воздаяние как праведников, так и грешников весьма различно. Правосудие Божие воздаст каждому человеку по делом его (Апок.22:12). Не только не­бесных обителей бесчисленное множество, по свиде­тельству Спасителя, но и ад имеет множество различ­ных темниц и различного рода мучения: согрешивший в ведении биен будет много, согрешивший в неведении биен будет мало (Лк.12:47,48).

      Христиане, одни православные христиане, и при­том проведшие земную жизнь благочестиво или очис­тившие себя от грехов искренним раскаянием, ис­поведью пред отцом духовным и исправлением себя, наследуют вместе со светлыми Ангелами вечное блаженство. Напротив того, нечестивые, то есть неверую­щие во Христа, злочестивые, то есть еретики, и те из православных христиан, которые проводили жизнь в грехах или впали в какой-либо смертный грех и не уврачевали себя покаянием, наследуют вечное мучение вместе с падшими ангелами. Патриархи Восточно-Ка­фолической Церкви в послании своем говорят: «Души человеков, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но еще до разлучения с настоящей жиз­нью покаявшихся, только не успевших принести ника­ких плодов покаяния, каковы: молитвы, слезы, коленоп­реклонения при молитвенных бдениях, сокрушение сердечное, утешение бедных и выражение делами люб­ви к Богу и ближним, что все Кафолическая Церковь с самого начала признает богоугодным и благопотреб­ным — души таких человеков нисходят во ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впро­чем, надежды облегчения от них. Облегчение же полу­чают они по бесконечной благости, чрез молитвы свя­щенников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силой Бескровной Жертвы, которую в час­тности приносит священнослужитель для каждого хри­стианина о его присных, вообще же за всех повседнев­но приносит Кафолическая и Апостольская Цер­ковь» (Член 18). Смерть грешников люта (Пс.18:22), говорит Писание, а для благочестивых и святых она — переход от молв и смятений житейских к нерушимому спокойствию, от непрерывных страданий к непрерывному и некончаю­щемуся блаженству, переход с земли на небо и соеди­нение с бесчисленным сонмом святых Ангелов и бес­численным сонмом святых человеков. В ненасытном созерцании Бога и в непрестанном горении любовью к Нему заключается высшее и существенное наслажде­ние небожителей. Преподобный Макарий Великий рассуждает об этом предмете следующим образом: «Когда исходит из тела душа человеческая, тогда совершается некое великое таинство. Если она повинна бу­дет греху, то приступают к ней полчища демонов и ан­гелы сопротивные и силы темные и похищают душу в область свою. И не должно сему, как бы необычайно­му, удивляться. Если человек, живя еще в сем веке, им покорился, и повинулся, и соделался их рабом, тем более, когда исходит от мира, бывает ими пленен и порабощен. Так же, напротив, в отношении лучшего состояния должно разуметь: святым Божиим рабам и ныне предстоят Ангелы, и святые духи сохраняют и окружают их. А когда из тела изыдут, лики Ангельские, восприяв их душу, относят в свою страну, в мир святы­ни, и приводят их к Господу» (Беседа 22).

      Уже то самое, что для душ человеческих предназна­чено одно место жительства, одинаковое наслаждение и одинаковая казнь с ангелами, служит указанием, что души — существа, по всему подобные ангелам. Это оче­видно из вышеприведенных слов Господа, сказавшего, что праведные люди, по воскресении, подобны и рав­ны Ангелам. Древним праведникам Аврааму, Лоту, Иакову и другим Ангелы являлись в виде мужей, и не вдруг познавали праведники, что явившиеся им не люди, а бесплотные. По Воскресении Христовом Анге­лы явились женам-мироносицам в образе мужей, обле­ченных в блестящие белые ризы (Лк.23:4; Ин.20:12); при вознесении Христовом они явились апостолам также в виде мужей, одеянных в белую одежду (Деян.1:10). Святые отцы часто видели Ангелов светлыми белоризцами, а демонов — черными безобразными эфиопами. Господь, по Воскресении Сво­ем, внезапно стал посреди апостолов, находившихся вместе в горнице. Апостолы устрашились, полагая, что видят дух; но Господь успокоил их, объяснив разность между явлением духа и явлением Своим в прослав­ленном теле. Что смущены есте, сказал Он им, и почто помышления входят в сердца ваша? Видите руце Мои и нозе Мои, яко Сам Аз есмь; осяжите Мя и видите, яко дух плоти и кости не имать, якоже Мене видите имуща (Лк.24:38,39). Здесь не сказано, что дух не имеет никакого вида. Мало этого: предоставлено признавать, что духи, то есть ангелы и души, имеют вид; сказано только, что они не имеют плоти и костей, которые сохранило тело Христово и в прославленном его состоянии. Выразили свое понятие христиане иерусалимские, понятие, что духи имеют вид, признав духом виденного отроковицею Роди апос­тола Петра, чудесно избавившегося из темницы. Ангел его есть (Деян.12:13-15), сказали они. Святой Макарий Великий гово­рит, что ангелы имеют образ и вид, так как и душа имеет свой образ и вид, и что этот образ, наружный вид, как ангела, так и души есть образ и вид внешнего человека в его теле (Беседа 7). Тот же угодник Божий научает, что ангелы и души, хотя и очень тонки по существу своему, однако, при всей тонкости своей, суть тела. Они тела тонкие, эфирные, так как, напротив, наши земные тела очень вещественны и грубы. Грубое чело­веческое тело служит одеждой для тонкого тела — души. На глаза, уши, руки, ноги, принадлежащие душе, надеты подобные члены тела (Беседа 4, гл. 9. Слово 5, гл. 6). Когда душа разлучает­ся с телом посредством смерти, она совлекается его, как бы одежды. Святой Макарий говорит, что совер­шеннейшие из христиан, очищенные и просвещенные Святым Духом, видят образ души, но такого совершен­ства и видения достигают между святыми весьма ред­кие (Беседа 7, гл 6 и 7). Этот великий отец утверждает, что у молящихся молитвой Духа душа во время молитвы иногда выходит из тела особенным непостижимым действием Святаго Духа [48] . И в тот век, в который процветал в пустыне египетского скита Великий Макарий, в век высокого подвижничества монашеского, весьма редкие между святыми иноками сподоблялись видеть образ души: тем реже они ныне. Но и ныне они встречаются, по великой милости Божией и по неложному обетованию Гос­пода Иисуса пребывать с верными учениками Своими до скончания века. По личному свидетельству такого избранника Божия, внезапно узревшего душу свою, при обильнейшем благодатном действии молитвы, исшедшей из тела и стоящей на воздухе, она — эфирное, весьма тонкое, летучее тело, имеющее весь вид наше­го грубого тела, все его члены, даже волосы, его ха­рактер лица, — словом, полное сходство с ним. Не только силы ума и сердца были при душе, но при ней были и все органы чувств: зрения, слуха, осязания, при ней была вся жизнь, а тело оставалось на стуле, как мертвое, как скинутая одежда, доколе, по манове­нию Божию, не возвратилась в него душа так же непостижимо, как непостижимо вышла из него [49] . Ангелы подобны душе: имеют члены, главу, очи, уста, перси, руки, ноги, власы — словом, полное подобие видимого человека в его теле. Красота добродетели и Божия бла­годать сияют на лицах святых Ангелов; этот характер напечатлен на лицах и добродетельнейших христиан. Отчаянная злоба составляет характер падших ангелов; лица их похожи на безобразные лица злодеев и пре­ступников между людьми. Так поведают видевшие Ан­гелов света и ангелов тьмы. Ангел и душа называются бесплотными, как не имеющие нашей плоти называют­ся духом, как существа тонкие, совершенно отличаю­щиеся от предметов, составляющих вещественный мир. Так называются они и на обыкновенном языке человеческом, и в Священном Писании, и в писаниях святых отцов [50] : вещество их несравненно тоньше вещества земных предметов, нами видимых. В обыкно­венном нашем состоянии падения мы не видим духов, но ощущаем влияние их на нас, если проводим внима­тельную благочестивую жизнь. Благодатное, живое, мысленное ощущение духов есть духовное видение их [51] . Ветер, воздух, разные газы и испарения называются обыкновенно, и даже в Священном Писании и отечес­ких писаниях, духом. Так, Господь уподобил действие Святаго Духа действию ветра; ветер в этом месте Еван­гелия назван духом [52] .Но в собственном, точном смыс­ле один Бог — Дух. Он, как Существо всесовершенное, вполне отличается естеством Своим от естества тва­рей, как бы они ни были, сравнительно с другими тва­рями, тонки и совершенны. Нет существа одноестественного Богу! И потому, кроме Бога, нет другого ду­ховного существа по естеству [53] . Дух есть Бог (Ин.4:24), творяй ангелы, Своя духи и слуги Своя огнь палящ (Евр.1:7), — Бог вочело­вечившийся, чтобы воврещи огнь (Лк.12:49) в сердца наши, умер­щвленные грехом и оледеневшие от греха, соделать нас чрез соединение с Собой пламенем и духом, неприступным для тления и диавола. Чужды истинной жиз­ни и истинной духовности и ангелы падшие, и души отверженных грешников [54] .

      Будущие жилища душ соответствуют естеству их, то есть их эфирной природе. Соответствует этой природе эдем, или рай, соответствует ей и ад. Кроме духовного наслаждения и внутреннего царства святой души, рас­крывающегося в ней уже отсюда по мере ее очищения, она помещается в страну и обитель, каковым подобает быть местопребыванию души, удостоенной милостью Божией вечного блаженства. Душа грешная, отвергну­тая Богом, не только мучится своей совестью и своим состоянием отвержения, но и заключается в страшную подземную темницу, именуемую адом, тартаром, геенной, где подвергается лютым мукам, способным терзать ее эфирную природу. Все это сказано в Священном Писании и открывается Святым Духом, по Его избранию и усмотрению, людям, достойным такого откровения, от­кровения душеполезнейшего.

      Часто, когда хотим тщательно обозреть какой-либо предмет видимого мира, избираем удобное место для самих себя, с которого предмет мог бы быть удовлетворительнее виден и рассмотрен: делаем это не потому, чтобы нуждался в этом сам предмет, но потому, что мы нуждаемся пособить ограниченности нашей. Никак не лишним будет избрание для себя приличного мыслен­ного места при нынешнем нашем рассматривании. Мы безошибочно приищем место это и станем на него, ког­да усмотрим и сознаем нашу ничтожность среди гро­мадного мироздания, ничтожность наших средств к приобретению познаний, ничтожность самих позна­ний, нужду настоятельную нужду даже к самопознанию, в Божественном Откровении. Мы не видим ни рая, ни ада нашими чувственными очами; но что видим мы ими? Что видим ими — не говорю в мире духов, — что видим в этом самом чувственном мире, который с та­кой уверенностью называем видимым миром? Видим в нем лишь малейшую часть предметов, ничто в сравне­нии с целым. В этом уличают нас и телескоп, и микро­скоп, уличают обоняние и осязание наши, которые ощу­щают газы, невидимые для глаза, и тем открывают су­ществование их, скрывающееся от зрения; уличает нас пространство, ограничивающее и затрудняющее взор наш тесным, непрестанно изменяющимся горизонтом; уличает непроницаемость земли и многих других пред­метов на ее поверхности; уличает нас ограниченность, крайняя ограниченность нашего зрения, не могущего видеть ни одного предмета в настоящем его виде [55] , не видящего газов по их тонкости, не могущего проницать грубых предметов по их плотности, даже не могущего видеть одной стороны предмета без того, чтобы другая сторона или и многие стороны не скрывались. Что ви­дим мы из видимой природы? — ничтожнейшую ее час­тичку!.. И нашу привычку к ограниченности нашего зре­ния считаем зрением полным и удовлетворительным. Из познания ограниченности нашей, познания смирен­ного и верного, благоговейно устремим взоры ума к тем предметам, которые скрыты от наших грубых чувств, но открываются нам милосердием и благодатью Божией.

      Боговидец Моисей, описывая в Бытейской книге сотворение мира, говорит, что в то же время Господь насадил на Востоке рай сладости (Быт.2:8), куда и поместил пер­вых двух человеков, родоначальников человеческого племени. И взя Господь Бог человека, егоже созда, и введе в рай сладости, делати его и хранити (Быт.2:1). Согласно этому повествованию, Господь засвидетельствовал, как выше было сказано, что Царство небесное уготовано для человеков от сложения мира. Праотцы преступили в раю заповедь Божию: после преступления они внезапно изменились душою и телом, сделались неспособными пребывать в святом раю. Тогда Бог — говорит вдохновенный Быто­писатель — изгнал человека из рая, и изринул на землю, и вселил их на ней прямо рая сладости (Быт.3:23,24). Слова: прямо рая сладости приводят к мысли, что земная природа подоб­на раю красотами своими и напоминает его собой пад­шему человеку. Когда видим великолепие нашего изгнания — земли, невольно восклицаем: это рай! Такое вы­ражение употреблено и Священным Писанием о плодо­роднейшей стране Содомской до ее превращения: она уподоблена раю Божию (Быт.13:24). Боговидец Моисей изобража­ет рай изящнейшим и обширнейшим садом (Быт.2:9). Точно таким видели рай многие угодники Божии Новозаветной Церкви. Таков он и на самом деле: но вещество его и природа тонки, соответствуют естеству его жителей — духов, и потому недоступны для наших чувств, огрубев­ших и притупевших от падения. Когда изгнан был из рая человек, первоначально бывший его хранителем, тогда обязанность райского стража возложена на Херуви­ма (Быт.3:24); душа разбойника, исповедавшего на кресте Госпо­да, помещена в рай (Лк.23:43); туда помещены души многих хри­стиан, удостоившихся спасения: этим объясняется свой­ство райской природы. Святой Макарий Великий гово­рит о людях, приобретших небесное богатство: «Знают их сограждане, то есть духи святых и Ангелов, и с удив­лением говорят: великое богатство приобрели наши братья, находящиеся на земле. Они (эти земные братья небожителей), при отшествии из сего мира, имея с со­бой Господа, идут с великой радостью к небесным жите­лям: обитающие же с Господом приемлют и отводят их в приготовленные им заблаговременно обители (дома и вертограды, сады, рай в греческом во множественном числе) и возлагают на них драгоцен­ные и знаменитые одеяния» (Беседа 16:8). Преподобный Григорий Синаит, ссылаясь на видевших рай и повествовавших о нем, говорит, что он есть низшее небо, что он пре­исполнен благовонными садами, насажденными Бо­гом; что древа этих садов постоянно покрыты цветами и плодами; что посреди рая течет река, его напояющая и разделяющая на четыре рукава [56] . Об этой реке упо­минает и Священное Писание; река же, говорит оно, ис­ходит из Эдема напаяти рай: оттуду разлучается на четы­ре начала (Быт.2:10). Святой пророк Давид также воспоминает о воде, находящейся превыше небес (Пс.148:4). Место рая определя­ется Священным Писанием на востоце. В таком направ­лении находится рай по отношению к земле. Преподоб­ная Феодора поведала, что по исшествии ее из тела она с сопутствовавшими ей Ангелами направилась для достижения небесных обителей к востоку [57] ; великий угодник Божий Симеон Дивногорец видел рай на вос­токе (Четьи-Минеи, 24 мая); на востоке видела его преподобная Ефросиния Суздальская в дивном видении своем (рукописное житие преподобной). На восток стро­ятся православные храмы; православные христиане при молитвах своих обращаются к востоку; тела умер­ших кладутся по направлению к востоку — прямо рая сладости. Тем, для которых остается неудовлетво­рительным определение местности рая изречением Писания на востоце, отвечаем словами преподобного Григория Синаита: «Обычай есть Писанию о недоуме­ваемых доселе творити сказание просто и не много­пытне» [58] .

      Апостол Павел был восхищен в рай и потом до тре­тьего неба — аще в теле, или кроме тела, не вем, говорит он — и слышал там неизреченные глаголы, ихже не лет есть человеку глаголати (2Кор.12:3,4). Природа рая, благолепие не­бес, изобилие там благодатного блаженства так превы­шают все изящное и приятное земное, что святой апостол, для изображения виденного им в священном ис­ступлении, употребил следующие выражения: око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его. Нам же Бог открыл есть Духом Своим (1Кор.2:9,10). В этих словах апостола заключается печаль­ная истина: падение человека так глубоко, что он в со­стоянии падения уже не может получить сам собой никакого понятия о потерянном своем блаженстве; грехолюбивое его сердце утратило всякое сочувствие к духовному наслаждению. Но слова эти, обличающие бедственное состояние падшего и пребывающего в сво­ем падении, вместе с тем возвещают и радостную ис­тину: обновление Святым Духом тех человеков, кото­рые верою и покаянием вступили в духовное племя Нового Адама, Господа нашего Иисуса Христа. Святый дух, вселившись в человека, разрушает в нем царство греха, уничтожает невидимую внутреннюю борьбу и расстройство, водворяет мир Христов, производящий такое духовное наслаждение, что сердце, упоенное им, умирает для сочувствия греху и начинает постоянно пребывать при Боге и в Боге. Водворив Царство Бо­жие в человеке, Дух Святый нередко возводит достой­ных служителей Своих в страны премирные, в обите­ли, уготованные праведникам для вечного их праздни­ка. Многие из угодников Божиих были восхищены в рай, из него проникли в небо, в небеса небес, к само­му престолу Господа, окруженному пламенными Сера­фимами и Херувимами. Свидетельства этих очевидцев о рае согласны. Так преподобный Симеон Дивногорец видел в раю чудные сады, видел там душу праотца Ада­ма и душу разбойника, первого из человеков, введенно­го Богочеловеком, по искуплении, в рай [59] .

      Из известных нам видений святых отцов, бывших зрителями рая, с особенной ясностью и подробностью изложено видение святого Андрея, юродивого ради Христа, пребывшего вышеестественно в течение целых двух недель в созерцании невидимого мира. Он поведал сотаиннику своему иерею Никифору об этом видении следующее: «Я увидел себя в раю прекрасном и удиви­тельнейшем, и, восхищаясь духом, размышлял: что это?.. Знаю, что живу в Константинополе: как же очу­тился здесь, понять не могу. Я видел себя облеченным в самое светлое одеяние, как бы истканное из молний; венец был на главе моей, сплетенный из великих цве­тов, и я был опоясан поясом царским. Радуясь этой кра­соте, дивясь умом и сердцем несказанному благолепию Божиего рая, я ходил по нему и веселился.