Собрание сочинение. Том 3. Слово о смерти. Слово о человеке

      Но большая часть человеков не ощущает своего пле­на и своей темницы: они кажутся им удовлетворитель­нейшей свободой. Познание и ощущение такого состоя­ния нашего — дар Божий. Открыл это состояние Свя­тый Дух пророку Давиду, и Давид произнес от всего человечества и от каждого человека умилительнейшую молитву к Богу об избавлении от состояния бедствен­ного. Изведи, молитвенно воспевает и вопиет он, из тем­ницы душу мою исповедатися имени Твоему (Пс.141:8). Апостол Петр называет плотское и душевное состояние человеков, хотя и благочестивых, темным местом. Место может быть не только вещественное, но, в отвлеченном значе­нии, и мысленное, и нравственное, как Писание говорит: в мире (сердечном) место Его (Божие) (Пс.75:3). Заключен­ным в темном месте и желающим спастись должно ру­ководствоваться, как светилом, Священным и Святым Писанием, доколе не низойдет на них Святый Дух и не соделается для них живой книгой Божественного уче­ния, всегда отверстой и неумолкающей. Имамы извест­нейшее пророческое слово, ему же внимающе, яко светилу сияю­щу в темном месте, добре творите, дондеже день озарит и ден­ница воссияет в сердцах ваших (2Пет.1:19).

      Заключенные в темнице земного мудрования! Услы­шим тех, которые стяжали о Господе духовную свободу и озарились духовным разумом! Слепорожденные! Ус­лышим прозревших от прикосновения к очам их перста Божия, увидевших свет истины, увидевших и уведав­ших, при сиянии этого света, невидимое и неведомое для плотских и душевных умов. Слово Божие и содей­ствующий Слову Дух открывают нам, при посредстве избранных сосудов Своих, что пространство между не­бом и землею, вся видимая нами лазуревая бездна воз­дух, поднебесная, служит жилищем для падших ангелов, низвергнутых с неба. Бысть брань на небеси, повествует великий зритель тайн, святой Иоанн Богослов: Михаил и Ангели его брань сотвориша со змием, и змий брася и ангели его. И не возмогоша, и места не обретеся им атому на небеси (Апок.12:7-8). Это низвержение диавола и увлеченных им духов с неба, по объяснению святого Андрея Кесарийского, последовало за первым согрешением их, когда они были устранены святыми силами из Ангельского сонма и изринуты из него, как поведает о том святой пророк Иезекииль (Иез.28:16). В книге Иова падший ангел уже представ­ляется блуждающим в неизмеримом пространстве под­небесной; он скитался в ней, быстро пролетал ее, то­мимый ненасытной злобой к роду человеческому (Иов.1:7). Свя­той апостол Павел называет падших ангелов духами зло­бы поднебесными (Еф.6:12), а главу их — князем власти воздуш­ной (Еф.2:2). Падшие ангелы рассеяны во множестве по всей прозрачной бездне, которую мы видим над собой. Они не престают возмущать все общества человеческие и каждого человека порознь; нет злодеяния, нет преступ­ления, которого бы они не были зачинщиками и участ­никами; они склоняют и научают человека греху всевоз­можными средствами [91] . Супостат ваш диавол, говорит святой апостол Петр, яко лев рыкая, ходит, иский кого по­глотити (1Пет.5:8) и во время земной жизни нашей, и по разлу­чении души с телом. Когда душа христианина, оставив свою земную храмину, начнет стремиться чрез воздуш­ное пространство в горнее отечество, демоны останав­ливают ее, стараются найти в ней сродство с собою, свою греховность, свое падение и низвести ее во ад, уго­тованный диаволу и ангелом его. Так действуют они по праву, приобретенному ими.

      Бог, сотворив Адама и Еву, предал им владычество над землею. Он благословил их, повествует Писание, глаголя: раститеся и множитеся, и наполните землю, и господствуйте ею, и обладайте рыбами морскими, и зверьми, и птицами небесными, и всеми скотами, и всею землею, и все­ми гадами пресмыкающимися по земли (Быт.1:28). Не только земля поручена была первым людям, им поручен был самый рай, который они обязаны были возделывать и охра­нять (Быт.2:15). Они имели над собой Владыкою единого Бога. Что ж сделали они в раю?.. Увы! Несчастное ослепле­ние! Увы! Ослепление и безумие непостижимые! Вняв коварному и убийственному совету падшего ангела, они свергли с себя благое иго повиновения Богу и воз­ложили на себя железное иго повиновения диаволу. Увы! Прародители наши преступили повеление Божие и исполнили советование всезлобного врага своего, духа мрачного, духа богохульного, льстивого и лживо­го. Этим поступком, по весьма естественному порядку, они нарушили свое общение с Богом, и не только всту­пили в общение с диаволом, но и произвольно подчи­нили себя ему, а с собой и ту часть создания, которая сотворена была для них и над которой Богом предос­тавлено было им владычество «Враг, прельстивший Адама, — говорит Макарий Великий, — и таким обра­зом восхитивший господство над ним, лишил его всей власти и объявлен князем века сего. Сначала Бог поставил человека князем этого века и господином всего видимого» [92] . Праотцы наши изринуты из рая на землю, земля проклята ради них, и Херувим с пламенным, вращающимся оружием поставлен хранить путь древа жизни (Быт.3:24). Но и другой Херувим [93] стал на пути человека к раю, тот Херувим, который не пощадил своего див­ного величия, начальник и родитель зла и смерти, ниспавший в пропасть погибели, увлекший туда мно­жество ангелов и весь род человеческий. Этот Херу­вим, по справедливому попущению и распределению Божию, с сонмом ангелов падших, князь воздушный, князь мира и века сего, князь и глава добровольно по­корившихся ему ангелов и человеков, стал на пути от земли к раю и с того времени до спасительного стра­дания и животворной смерти Христовой не пропустил по пути тому ни одной души человеческой, разлучив­шейся с телом. Врата небесные заключились для чело-веков навсегда. И праведники, и грешники нисходили во ад.

      Врата вечные и пути непроходимые открылись пред Господом нашим Иисусом Христом, Который, воспри­яв вольную смерть, сошел Пресвятою Душою Своею и неразлучившимся с Нею Божеством во ад, сокрушил его вереи и врата, освободил его пленников [94] , потом, вос­кресив Свое Тело, прошел уже с ним пространство под­небесной, небо, небеса небес и вступил на престол Божества. Ужаснулись темные власти в ожесточении и ослеплении своем, видя шествие Богочеловека, уничто­жающего всю силу их: в духовной радости, с величай­шим торжеством, чиноначалия святых Ангелов отверз­ли пред Ним горние врата [95] . Потом снова объял ужас демонов, когда они увидели разбойника, за исповедание Христа восходящего за Христом в рай: тогда они с изумлением познали силу искупления.

      Неведомою премудростью Божией, по искуплении рода человеческого Господом нашим Иисусом Христом, предоставлена человекам свобода в избрании жизни и смерти, в принятии Искупителя и искупления или в от­вержении их. И многие, к несчастью, весьма многие, пожелали остаться в общении с сатаной, в плену и раб­стве у него, объявили себя открыто врагами Спасителя и Его Божественного Учения. Также многие, вписав себя в Его воинство и объявив себя Его служителями, наруша­ют обет верности Ему, — действиями своими, явными и тайными, вступают в союз с духами злобы. Все, явно от­вергшие Искупителя, отселе составляют достояние сата­ны: души их, по разлучении с телами, нисходят прямо во ад. Но и христиане, уклоняющиеся ко греху, недостойны немедленного переселения из земной жизни в блажен­ную вечность. Самая справедливость требует, чтоб эти уклонения ко греху, эти измены Искупителю были взве­шены и оценены. Необходимы суд и разбор, чтоб опре­делить степень уклонения ко греху христианской души, чтоб определить, что преобладает в ней — вечная жизнь или вечная смерть. И ожидает каждую христианскую душу, по исшествии ее из тела, нелицеприятный суд Бо­жий, как сказал святой апостол Павел: лежит человеком единою умрети, потом же суд (Евр.9:27).

      Правосудие Божие совершает суд над христиански­ми душами, исшедшими из тел своих, посредством Ан­гелов, как святых, так и злобных. Первые, в течение земной жизни человека, замечают все его добрые дела, а вторые замечают все его законопреступления. Когда душа христианина начнет восходить к небу, руководи­мая святыми Ангелами, темные духи обличают ее неиз­глажденными покаянием грехами ее, как жертвами са­тане, как залогами общения и одинаковой вечной учас­ти с ним.

      Для истязания душ, проходящих воздушное про­странство, установлены темными властями отдельные судилища и стражи в замечательном порядке. По сло­ям поднебесной, от земли до самого неба, стоят сторо­жевые полки падших духов. Каждое отделение заведы­вает особенным видом греха и истязывает в нем душу, когда душа достигнет этого отделения. Воздушные бе­совские стражи и судилища называются в отеческих писаниях мытарствами, а духи, служащие в них — мы­тарями.

      Мытарем именовался во времена Христовы и в пер­вые века христианской Церкви собиратель государ­ственных повинностей. Как эта обязанность, по просто­те древних обычаев, поручалась лицу без положитель­ной ответственности и отчетности, то мытари позволя­ли себе все средства насилия, разного рода ухищрения, придирки, бесчисленные злоупотребления и бесчело­вечное грабительство. Они обыкновенно становились при городских воротах, на рынках и других публичных местах, чтобы никто не мог избежать их зоркого наблю­дения. Поведение мытарей сделало их ужасом для наро­да. По понятию его, имя мытаря выражало человека без чувств, без правил, способного ко всякому злодеянию, ко всякому унизительному поступку, дышащего, живуще­го ими, — человека отверженного. В этом смысле Гос­подь сравнил упорного и отчаянного преслушника Цер­кви с язычником и мытарем (Мф.18:17). Для ветхозаветных по­клонников истинного Бога ничего не было отврати­тельнее служителя идолов: столько же ненавистным был для них и мытарь. Название мытарей распростра­нилось от человеков на бесов, стерегущих восход от земли к небу, по сходству должности и исполнения ее. Как сыны и наперсники лжи, демоны уличают души человеческие не только в содеянных ими согрешениях, но и в таких, каким они никогда не подвергались. Они прибегают к вымыслам и обманам, соединяя клевету с бесстыдством и наглостью, чтобы вырвать душу из рук ангельских и умножить ею бесчисленное множество адских узников [96] .

      Учение о мытарствах есть учение Церкви [97] . Несом­ненно, что святой апостол Павел говорит о них, когда возвещает, что христианам предлежит брань с подне­бесными духами злобы. Это учение находим в древней­шем церковном Предании и в церковных молитвосло­виях. Пресвятая Дева, Богоматерь, извещенная Архан­гелом Гавриилом о приближающемся Своем преставле­нии, принесла слезные молитвы Господу о избавлении Ее души от лукавых духов поднебесной. Когда настал самый час Ее честного Успения, когда низшел к Ней Сам Сын и Бог Ее с тьмами Ангелов и праведных духов, Она, прежде нежели предала пресвятую душу Свою во всесвятые руки Христовы, произнесла в молитве к Нему и следующие слова: «Приими ныне в мире дух Мой, и огради Меня от области темной, чтоб не встретило Меня какое-либо устремление сатаны» (Четьи-Минеи, 15 августа).

      Святой Афанасий Великий, патриарх Александ­рийский, в жизнеописании преподобного Антония Ве­ликого повествует следующее: «Однажды он (Антоний) при наступлении девятого часа, начав молиться перед вкушением пищи, был внезапно восхищен Духом и воз­несен Ангелами на высоту. Воздушные демоны проти­вились его шествию: Ангелы, препираясь с ними, тре­бовали изложения причин их противодействия, пото­му что Антоний не имел никаких грехов. Демоны ста­рались выставить грехи, соделанные им от самого рождения; но Ангелы заградили уста клеветников, ска­зав им, что они не должны исчислять согрешений его от рождения, уже изглаженных благодатью Христовой, но пусть представят, если имеют, грехи, соделанные им после того времени, как он поступлением в монашество посвятил себя Богу. При обвинении демоны произносили много наглых лжей; но как клеветы их лишены были доказательств, то для Антония открыл­ся свободный путь. Тотчас он пришел в себя и увидел, что стоит на том самом месте, на котором стал для молитвы. Забыв о пище, он провел всю ночь в слезах и стенаниях, размышляя о множестве врагов человечес­ких, о борьбе с таким воинством, о трудности пути к небу чрез воздух и о словах апостола, который сказал: несть наша брань к плоти и крови, но к началам власти сего воздуха (Еф.6:12), который, зная, что воздушные власти того только и доискиваются, о том заботятся со всем усилием, к тому напрягаются и стремятся, чтобы ли­шить нас свободного прохода к небу, увещевает: при­имите вся оружия Божия, да возможете противитися в день лют (Еф.6:13), да противный посрамится, ничтоже имея глаголати о нас укорно» [98]  .

      Святой Иоанн Златоуст, сказав, что умирающий, хотя бы был великим властелином на земле, объемлет­ся смущением, страхом, недоумением, когда увидит стратныя власти ангелъския и пришедшия противныя силы, чтоб разлучить душу от тела, — присовокупляет: «Тогда нужны нам многие молитвы, многие помощники, мно­гие добрые дела, великое заступление от Ангелов при шествии чрез воздушное пространство. Если, путеше­ствуя в чужую страну или чужой город, нуждаемся в пу­теводителе, то сколько нужнее нам путеводители и по­мощники для руководства нас мимо невидимых старей­шинств и властей миродержителей этого воздуха, назы­ваемых и гонителями, и мытарями, и сборщиками податей!» От лица почивших христианских младенцев Зла­тоуст так витийствует и богословствует: «Нас святые Ангелы мирно разлучили от тела, и мы свободно мино­вали старейшинства и властей воздушных. Мы имели благонадежных руководителей! Лукавые духи не нашли в нас того, чего искали; не увидели того, что желали бы увидеть. Увидев тело неоскверненное, они посрами­лись; увидев душу чистую, чуждую злобы, они устыди­лись; не нашли в нас слов порочных и умолкли. Мы прошли и уничижили их; мы прошли сквозь них и по­прали их; «сеть сокрушися, и мы избавлены быхом. Благо­словен Господь, иже не даде нас в ловитву зубом их» (Пс.123:7,6). Когда это совершилось, руководившие нас Ангелы возрадо­вались; они начали лобызать нас, оправданных, и го­ворить в веселии: Агнцы Божии! Ублажаем ваше при­шествие сюда; отверзся вам прародительский рай; пре­доставлено вам лоно Авраама. Прияла вас десная рука Владыки; призвал Его глас в десную часть. Благосклон­ными очами воззрел Он на вас; в книгу жизни вписал Он вас. И сказали мы: Господь! Праведный Судия! Ты лишил нас благ земных: не лиши небесных. Ты отлучил нас от отцов и матерей: не отлучи от святых Твоих. Зна­мения Крещения сохранились целыми на нас; тело наше мы представляем Тебе чистым, по причине мла­денчества нашего» [99] .

      Преподобный Макарий Великий говорит: «Слыша, что под небесами находятся реки змиев, уста львов, вла­сти темные, огнь горящий и все члены в смятение при­водящий, не знаешь ли, что, если не восприимеши залога Святаго Духа, при исхождении из тела они душу твою поймут и воспрепятствуют тебе внити на небеса» (Беседа 16, гл. 18).

Чтоб не уловил ее в чем лукавый супостат и не изверг во тьму за неведомые и ведомые грехи, соделанные мною во время сей жизни! Владыка! Будь милостив ко мне и да не узрит душа моя мрачного взора лукавых демонов, но да примут ее Ангелы Твои светлые и пресветлые. Да будет слава Святому Имени Твоему, и Твоею силою возведи меня на Божественное Твое судилище. Когда буду судиться, да не восхитит меня рука князя мира сего для ввержения меня, грешного, в глубину ада; но предстань мне и будь Спасителем и Защитником моим. Телесные же эти мучения суть увеселения для рабов Твоих». Подобным образом и святой великомученик Георгий, поправший благодатью Христовой все ужаснейшие мучения, изобретенные злобою мучителей, воскресивший пред очами их мертвеца, низвергший идолов единым именем Господним, когда пришел на место казни, излил такую предсмертную молитву: «Благословен Господь Бог мой, не предавший меня в челюсти ловцов моих, не возвеселивший о мне врагов моих и избавивший душу мою, как птицу от сети лов­цов! Владыка! И ныне услышь меня: предстань мне в сей час моей кончины и избавь душу мою от козней воздушного князя, этого ужасного противоборца, и его нечистых духов. Не поставь во грех согрешившим про­тив меня в неведении, но Твое прощение и любовь да­руй им, да и они, познав Тебя, получат часть с избран­ными Твоими во Царствии Твоем» [100] .

      Великий угодник Божий, зритель тайн, святой Нифонт, епископ кипрского града Констанции, стоя однажды на молитве, увидел небеса отверстыми и множество Ангелов, из которых одни нисходили на землю, другие восходили горе, вознося человеческие души в небесные обители. Он начал внимать этому зрелищу, и вот — два Ангела стремились к высоте, неся душу. Когда они приблизились к блудному мытарству, вышли мытоимцы бесы и с гневом сказали: «Наша эта душа!