Собрание сочинение. Том 3. Слово о смерти. Слово о человеке

      Мытарем именовался во времена Христовы и в пер­вые века христианской Церкви собиратель государ­ственных повинностей. Как эта обязанность, по просто­те древних обычаев, поручалась лицу без положитель­ной ответственности и отчетности, то мытари позволя­ли себе все средства насилия, разного рода ухищрения, придирки, бесчисленные злоупотребления и бесчело­вечное грабительство. Они обыкновенно становились при городских воротах, на рынках и других публичных местах, чтобы никто не мог избежать их зоркого наблю­дения. Поведение мытарей сделало их ужасом для наро­да. По понятию его, имя мытаря выражало человека без чувств, без правил, способного ко всякому злодеянию, ко всякому унизительному поступку, дышащего, живуще­го ими, — человека отверженного. В этом смысле Гос­подь сравнил упорного и отчаянного преслушника Цер­кви с язычником и мытарем (Мф.18:17). Для ветхозаветных по­клонников истинного Бога ничего не было отврати­тельнее служителя идолов: столько же ненавистным был для них и мытарь. Название мытарей распростра­нилось от человеков на бесов, стерегущих восход от земли к небу, по сходству должности и исполнения ее. Как сыны и наперсники лжи, демоны уличают души человеческие не только в содеянных ими согрешениях, но и в таких, каким они никогда не подвергались. Они прибегают к вымыслам и обманам, соединяя клевету с бесстыдством и наглостью, чтобы вырвать душу из рук ангельских и умножить ею бесчисленное множество адских узников [96] .

      Учение о мытарствах есть учение Церкви [97] . Несом­ненно, что святой апостол Павел говорит о них, когда возвещает, что христианам предлежит брань с подне­бесными духами злобы. Это учение находим в древней­шем церковном Предании и в церковных молитвосло­виях. Пресвятая Дева, Богоматерь, извещенная Архан­гелом Гавриилом о приближающемся Своем преставле­нии, принесла слезные молитвы Господу о избавлении Ее души от лукавых духов поднебесной. Когда настал самый час Ее честного Успения, когда низшел к Ней Сам Сын и Бог Ее с тьмами Ангелов и праведных духов, Она, прежде нежели предала пресвятую душу Свою во всесвятые руки Христовы, произнесла в молитве к Нему и следующие слова: «Приими ныне в мире дух Мой, и огради Меня от области темной, чтоб не встретило Меня какое-либо устремление сатаны» (Четьи-Минеи, 15 августа).

      Святой Афанасий Великий, патриарх Александ­рийский, в жизнеописании преподобного Антония Ве­ликого повествует следующее: «Однажды он (Антоний) при наступлении девятого часа, начав молиться перед вкушением пищи, был внезапно восхищен Духом и воз­несен Ангелами на высоту. Воздушные демоны проти­вились его шествию: Ангелы, препираясь с ними, тре­бовали изложения причин их противодействия, пото­му что Антоний не имел никаких грехов. Демоны ста­рались выставить грехи, соделанные им от самого рождения; но Ангелы заградили уста клеветников, ска­зав им, что они не должны исчислять согрешений его от рождения, уже изглаженных благодатью Христовой, но пусть представят, если имеют, грехи, соделанные им после того времени, как он поступлением в монашество посвятил себя Богу. При обвинении демоны произносили много наглых лжей; но как клеветы их лишены были доказательств, то для Антония открыл­ся свободный путь. Тотчас он пришел в себя и увидел, что стоит на том самом месте, на котором стал для молитвы. Забыв о пище, он провел всю ночь в слезах и стенаниях, размышляя о множестве врагов человечес­ких, о борьбе с таким воинством, о трудности пути к небу чрез воздух и о словах апостола, который сказал: несть наша брань к плоти и крови, но к началам власти сего воздуха (Еф.6:12), который, зная, что воздушные власти того только и доискиваются, о том заботятся со всем усилием, к тому напрягаются и стремятся, чтобы ли­шить нас свободного прохода к небу, увещевает: при­имите вся оружия Божия, да возможете противитися в день лют (Еф.6:13), да противный посрамится, ничтоже имея глаголати о нас укорно» [98]  .

      Святой Иоанн Златоуст, сказав, что умирающий, хотя бы был великим властелином на земле, объемлет­ся смущением, страхом, недоумением, когда увидит стратныя власти ангелъския и пришедшия противныя силы, чтоб разлучить душу от тела, — присовокупляет: «Тогда нужны нам многие молитвы, многие помощники, мно­гие добрые дела, великое заступление от Ангелов при шествии чрез воздушное пространство. Если, путеше­ствуя в чужую страну или чужой город, нуждаемся в пу­теводителе, то сколько нужнее нам путеводители и по­мощники для руководства нас мимо невидимых старей­шинств и властей миродержителей этого воздуха, назы­ваемых и гонителями, и мытарями, и сборщиками податей!» От лица почивших христианских младенцев Зла­тоуст так витийствует и богословствует: «Нас святые Ангелы мирно разлучили от тела, и мы свободно мино­вали старейшинства и властей воздушных. Мы имели благонадежных руководителей! Лукавые духи не нашли в нас того, чего искали; не увидели того, что желали бы увидеть. Увидев тело неоскверненное, они посрами­лись; увидев душу чистую, чуждую злобы, они устыди­лись; не нашли в нас слов порочных и умолкли. Мы прошли и уничижили их; мы прошли сквозь них и по­прали их; «сеть сокрушися, и мы избавлены быхом. Благо­словен Господь, иже не даде нас в ловитву зубом их» (Пс.123:7,6). Когда это совершилось, руководившие нас Ангелы возрадо­вались; они начали лобызать нас, оправданных, и го­ворить в веселии: Агнцы Божии! Ублажаем ваше при­шествие сюда; отверзся вам прародительский рай; пре­доставлено вам лоно Авраама. Прияла вас десная рука Владыки; призвал Его глас в десную часть. Благосклон­ными очами воззрел Он на вас; в книгу жизни вписал Он вас. И сказали мы: Господь! Праведный Судия! Ты лишил нас благ земных: не лиши небесных. Ты отлучил нас от отцов и матерей: не отлучи от святых Твоих. Зна­мения Крещения сохранились целыми на нас; тело наше мы представляем Тебе чистым, по причине мла­денчества нашего» [99] .

      Преподобный Макарий Великий говорит: «Слыша, что под небесами находятся реки змиев, уста львов, вла­сти темные, огнь горящий и все члены в смятение при­водящий, не знаешь ли, что, если не восприимеши залога Святаго Духа, при исхождении из тела они душу твою поймут и воспрепятствуют тебе внити на небеса» (Беседа 16, гл. 18).

Чтоб не уловил ее в чем лукавый супостат и не изверг во тьму за неведомые и ведомые грехи, соделанные мною во время сей жизни! Владыка! Будь милостив ко мне и да не узрит душа моя мрачного взора лукавых демонов, но да примут ее Ангелы Твои светлые и пресветлые. Да будет слава Святому Имени Твоему, и Твоею силою возведи меня на Божественное Твое судилище. Когда буду судиться, да не восхитит меня рука князя мира сего для ввержения меня, грешного, в глубину ада; но предстань мне и будь Спасителем и Защитником моим. Телесные же эти мучения суть увеселения для рабов Твоих». Подобным образом и святой великомученик Георгий, поправший благодатью Христовой все ужаснейшие мучения, изобретенные злобою мучителей, воскресивший пред очами их мертвеца, низвергший идолов единым именем Господним, когда пришел на место казни, излил такую предсмертную молитву: «Благословен Господь Бог мой, не предавший меня в челюсти ловцов моих, не возвеселивший о мне врагов моих и избавивший душу мою, как птицу от сети лов­цов! Владыка! И ныне услышь меня: предстань мне в сей час моей кончины и избавь душу мою от козней воздушного князя, этого ужасного противоборца, и его нечистых духов. Не поставь во грех согрешившим про­тив меня в неведении, но Твое прощение и любовь да­руй им, да и они, познав Тебя, получат часть с избран­ными Твоими во Царствии Твоем» [100] .

      Великий угодник Божий, зритель тайн, святой Нифонт, епископ кипрского града Констанции, стоя однажды на молитве, увидел небеса отверстыми и множество Ангелов, из которых одни нисходили на землю, другие восходили горе, вознося человеческие души в небесные обители. Он начал внимать этому зрелищу, и вот — два Ангела стремились к высоте, неся душу. Когда они приблизились к блудному мытарству, вышли мытоимцы бесы и с гневом сказали: «Наша эта душа!

Спрошенный Ангел хранитель сказал: «Точно, много согрешил этот человек; но только что сделался болен, начал плакать и исповедовать грехи свои Богу. Простил ли его Бог, о том Он ведает. Того власть, Того праведному суду cлава». Тогда Ангелы, презрев обвинение бесов, вошли с душою во врата небесные. Потом блаженный увидел и другую душу, возносимую Ангелами. Бесы, выбежав к ним, вопияли: «Что носите души без нашего ведома, как и эту, златолюбивую, блудную, сварливую, упраж­нявшуюся в разбое?» Отвечали Ангелы: «Мы наверно знаем, что она хотя и впала во все это, но плакала, воз­дыхала, исповедываясь и подавая милостыню, и пото­му Бог даровал ей прощение». Бесы сказали: «Если эта душа достойна милости Божией, то возьмите грешни­ков всего мира; нам нечего здесь трудиться». Отвечали им Ангелы: «Все грешники, исповедающие со смире­нием и слезами грехи свои, примут прощение по ми­лости Божией; умирающим же без покаяния судит Бог». Так посрамив бесов, они прошли. Опять видел святой возносимую душу некоторого мужа Боголюби­вого, чистого, милостивого, ко всем любовного. Бесы стояли вдали и скрежетали на эту душу зубами; Ангелы же Божии выходили к ней навстречу из врат небесных и, приветствуя ее, говорили: «Слава Тебе, Христе Боже, что Ты не предал ее в руки врагов и избавил ее от преисподнего ада!» Также видел блаженный Ни­фонт, что бесы влекли некоторую душу к аду. Это была душа одного раба, которого господин томил голодом и побоями и который, не стерпев томления, удавился, будучи научен диаволом. Ангел хранитель шел вдали и горько плакал; бесы же радовались. И вышло повеле­ние от Бога плачущему Ангелу идти в Рим, там при­нять на себя хранение новорожденного младенца, ко­торого в то время крестили. Опять видел святой душу, которую несли по воздуху Ангелы, которую отняли у них бесы на четвертом мытарстве и ввергли в бездну. То была душа человека, преданного блуду, волшебству и разбою, умершего внезапно без покаяния [101] .

      Преподобный Симеон, Христа ради юродивый, до­стигший высоты христианского совершенства, поведая сотаиннику своему диакону Иоанну о приближающейся своей кончине и великом воздаянии на небе, возвещен­ных ему откровением свыше, говорил: «Ничего не знаю в себе такого, что было бы достойно небесного воздая­ния: разве восхощет Господь помиловать меня туне Своею благодатью. Знай, что и ты скоро будешь взят отсюда, почему позаботься, сколько у тебя силы, о душе твоей, да возможешь безбедственно пройти чрез об­ласть воздушных духов и избегнуть лютой руки князя тьмы. Ведает Господь мой, что и я одержим большою печалью и великим страхом, доколе не миную эти гроз­ные места, на которых истязуются все дела и слова че­ловеческие» [102] . Блаженный Иоанн Милостивый, патриарх Алексан­дрийский, постоянно беседовал о смерти и исходе души из тела, как ему о том открыто было преподобным Си­меоном Столпником: «Когда душа выйдет из тела, — говаривал он, — и начнет восходить к небу, встречают ее лики бесов и подвергают многим затруднениям и истя­заниям. Они истязуют ее во лжи, клевете, ярости, зави­сти, гневе, памятозлобии, гордости, срамословии, не­покорстве, лихве, сребролюбии, пьянстве, объядении, злопомнении, волховании, братоненавидении, убий­стве, воровстве, немилосердии, блуде, прелюбодеянии. Во время шествия души от земли к небу самые святые Ангелы не могут помочь ей: помогают ей единственно ее покаяние, ее добрые дела, а более всего милостыня. Если не покаемся в каком грехе здесь по забвению, то милостынею можем избавиться от насилия бесовских мытарств. Братия! Ведая это, убоимся горького часа встречи с суровыми и немилостивыми мытарями, часа, в который придем в недоумение, что отвечать нам истя­зателям нашим. Ныне покаемся во всех грехах наших, дадим по силе нашей милостыню, могущую проводить нас от земли на небо и избавить от задержания бесами. Велика их ненависть к нам, великий страх ожидает нас на воздухе, великое бедствие!» [103]

      Симеон Столпник, открывший о мытарствах патри­арху Иоанну, был Дивногорец, современник патриарха, хотя и старший его. До нас дошел отрывок поучения, принадлежащего собственно святому Симеону, в ко­тором он говорит о загробной участи христианина. В этом поучении преподобный сперва открывает, что ему возвещено Святым Духом о малом числе спасаю­щихся, о малом числе сохраняющихся в руках Ангель­ских в настоящее время, то есть во время жизни угодни­ка Божия. Далее он говорит, что душу неоскверненную и праведную Ангелы воспринимают с любовью, убла­жают, с песнопением возносят, отражая силу врагов и возвышаясь превыше мытарств восхода. Напротив того, грешная душа не допускается подняться в страну, пре­высшую воздуха: диавол имеет повод обвинять ее. Он препирается с несущими ее Ангелами, представляя ее согрешения, по причине которых она должна принад­лежать ему, представляя недостаточество ее в той степени добродетели, которая необходима для спасения и для свободного шествия сквозь воздух (Пролог, 13 марта).

      Преподобный Иоанн Раифский в послании к пре­подобному Иоанну Лествичнику упоминает о воздушных князьях, миродержителях, духах злобы, желая, чтобы душеполезные наставления Синайского Светильника руководили иноков к вратам небесным и сохранили их от темных властей, стерегущих восход к небу. Святой Иоанн Лествичник повествует, что падшие иноки, при­носившие глубокое и постоянное покаяние, среди про­чих, исполненных умиления и сопровождаемых стена­ниями слов своих, произносили следующее: «убо прейде ли душа наша воду воздушных духов непостоянную?» (Пс.128:7) Так говорили они, ибо еще не ощутили уверенности, но издали созерцали то, что совершается на воздушном истязании (Слово 5, гл. 22).

      Преподобный Исаия Отшельник в завещании уче­никам своим заповедал «ежедневно иметь пред очами смерть и заботиться о том, как совершить исход из тела и как пройти мимо властей тьмы, имеющих встретить нас на воздухе» (Прп. Исаия. Слово 1). В XVII Слове он говорит: «Помысли, какова радость души предавшего себя в служение Богу и совершившего это служение! При исшествии его из это­го мира дела его будут подвизаться за него; Ангелы, увидав его избавившимся от властей тьмы, возрадуют­ся о нем. Когда душа выйдет из тела, ей сопутствуют Ангелы; навстречу ей выходят темные силы, желая удер­жать ее и истязуя, не найдут ли в ней чего своего. Тогда не Ангелы противоборствуют врагам, но дела, совершенные душою, ограждают ее и сохраняют от врагов, не допуская им прикоснуться к ней. Если победят дела ее, то Ангелы воспевают ей песнь хвалы и ведут ее с ве­сельем пред лицо Божие. В тот час она забывает все, принадлежащее к земной жизни, и все понесенные ей труды. Со всем тщанием и усилием постараемся во вре­мя сего краткого века делать добро и сохранять его не­прикосновенным для зла, чтобы было нам возможно спастись от рук князей, уже ожидающих нас: они лука­вы и немилостивы. Блажен тот, в ком не найдется чего-либо, принадлежащего им: его радость, веселье, покой и венец превыше всякой меры» (Прп. Исаия жил в VI веке.).

      Некоторый инок, живший в общежитии аввы Сери­да, где безмолвствовал в затворе великий угодник Божий, старец Варсонофий, приближаясь к кончине своей, про­сил этого святого старца, чтобы он спутешествовал ему на воздухе, в том пути, которого он (умирающий инок) не ведал. Великий Варсонофий отвечал: «Брат! Предаю тебя Христу, благоволившему умереть за нас, Владыке неба и земли и всего живущего, да уменьшит Он в очах твоих страх смерти и соделает беспрепятственным вос­ход души твоей» [104] .

      Преподобный авва Дорофей, воспитанник по мо­нашеству того же общежития аввы Серида, пишет в одном из своих посланий: «При нечувствии (жесто­кости) души полезно чтение Божественного Писания и умилительных слов богоносных отцов, памятование о страшном суде Божием, об исходе души из тела, о имеющих встретить ее страшных силах, с соучасти­ем которых она делала зло в этой маловременной и бедственной жизни» (Послание 1).