Собрание сочинение. Том 3. Слово о смерти. Слово о человеке

Спрошенный Ангел хранитель сказал: «Точно, много согрешил этот человек; но только что сделался болен, начал плакать и исповедовать грехи свои Богу. Простил ли его Бог, о том Он ведает. Того власть, Того праведному суду cлава». Тогда Ангелы, презрев обвинение бесов, вошли с душою во врата небесные. Потом блаженный увидел и другую душу, возносимую Ангелами. Бесы, выбежав к ним, вопияли: «Что носите души без нашего ведома, как и эту, златолюбивую, блудную, сварливую, упраж­нявшуюся в разбое?» Отвечали Ангелы: «Мы наверно знаем, что она хотя и впала во все это, но плакала, воз­дыхала, исповедываясь и подавая милостыню, и пото­му Бог даровал ей прощение». Бесы сказали: «Если эта душа достойна милости Божией, то возьмите грешни­ков всего мира; нам нечего здесь трудиться». Отвечали им Ангелы: «Все грешники, исповедающие со смире­нием и слезами грехи свои, примут прощение по ми­лости Божией; умирающим же без покаяния судит Бог». Так посрамив бесов, они прошли. Опять видел святой возносимую душу некоторого мужа Боголюби­вого, чистого, милостивого, ко всем любовного. Бесы стояли вдали и скрежетали на эту душу зубами; Ангелы же Божии выходили к ней навстречу из врат небесных и, приветствуя ее, говорили: «Слава Тебе, Христе Боже, что Ты не предал ее в руки врагов и избавил ее от преисподнего ада!» Также видел блаженный Ни­фонт, что бесы влекли некоторую душу к аду. Это была душа одного раба, которого господин томил голодом и побоями и который, не стерпев томления, удавился, будучи научен диаволом. Ангел хранитель шел вдали и горько плакал; бесы же радовались. И вышло повеле­ние от Бога плачущему Ангелу идти в Рим, там при­нять на себя хранение новорожденного младенца, ко­торого в то время крестили. Опять видел святой душу, которую несли по воздуху Ангелы, которую отняли у них бесы на четвертом мытарстве и ввергли в бездну. То была душа человека, преданного блуду, волшебству и разбою, умершего внезапно без покаяния [101] .

      Преподобный Симеон, Христа ради юродивый, до­стигший высоты христианского совершенства, поведая сотаиннику своему диакону Иоанну о приближающейся своей кончине и великом воздаянии на небе, возвещен­ных ему откровением свыше, говорил: «Ничего не знаю в себе такого, что было бы достойно небесного воздая­ния: разве восхощет Господь помиловать меня туне Своею благодатью. Знай, что и ты скоро будешь взят отсюда, почему позаботься, сколько у тебя силы, о душе твоей, да возможешь безбедственно пройти чрез об­ласть воздушных духов и избегнуть лютой руки князя тьмы. Ведает Господь мой, что и я одержим большою печалью и великим страхом, доколе не миную эти гроз­ные места, на которых истязуются все дела и слова че­ловеческие» [102] . Блаженный Иоанн Милостивый, патриарх Алексан­дрийский, постоянно беседовал о смерти и исходе души из тела, как ему о том открыто было преподобным Си­меоном Столпником: «Когда душа выйдет из тела, — говаривал он, — и начнет восходить к небу, встречают ее лики бесов и подвергают многим затруднениям и истя­заниям. Они истязуют ее во лжи, клевете, ярости, зави­сти, гневе, памятозлобии, гордости, срамословии, не­покорстве, лихве, сребролюбии, пьянстве, объядении, злопомнении, волховании, братоненавидении, убий­стве, воровстве, немилосердии, блуде, прелюбодеянии. Во время шествия души от земли к небу самые святые Ангелы не могут помочь ей: помогают ей единственно ее покаяние, ее добрые дела, а более всего милостыня. Если не покаемся в каком грехе здесь по забвению, то милостынею можем избавиться от насилия бесовских мытарств. Братия! Ведая это, убоимся горького часа встречи с суровыми и немилостивыми мытарями, часа, в который придем в недоумение, что отвечать нам истя­зателям нашим. Ныне покаемся во всех грехах наших, дадим по силе нашей милостыню, могущую проводить нас от земли на небо и избавить от задержания бесами. Велика их ненависть к нам, великий страх ожидает нас на воздухе, великое бедствие!» [103]

      Симеон Столпник, открывший о мытарствах патри­арху Иоанну, был Дивногорец, современник патриарха, хотя и старший его. До нас дошел отрывок поучения, принадлежащего собственно святому Симеону, в ко­тором он говорит о загробной участи христианина. В этом поучении преподобный сперва открывает, что ему возвещено Святым Духом о малом числе спасаю­щихся, о малом числе сохраняющихся в руках Ангель­ских в настоящее время, то есть во время жизни угодни­ка Божия. Далее он говорит, что душу неоскверненную и праведную Ангелы воспринимают с любовью, убла­жают, с песнопением возносят, отражая силу врагов и возвышаясь превыше мытарств восхода. Напротив того, грешная душа не допускается подняться в страну, пре­высшую воздуха: диавол имеет повод обвинять ее. Он препирается с несущими ее Ангелами, представляя ее согрешения, по причине которых она должна принад­лежать ему, представляя недостаточество ее в той степени добродетели, которая необходима для спасения и для свободного шествия сквозь воздух (Пролог, 13 марта).

      Преподобный Иоанн Раифский в послании к пре­подобному Иоанну Лествичнику упоминает о воздушных князьях, миродержителях, духах злобы, желая, чтобы душеполезные наставления Синайского Светильника руководили иноков к вратам небесным и сохранили их от темных властей, стерегущих восход к небу. Святой Иоанн Лествичник повествует, что падшие иноки, при­носившие глубокое и постоянное покаяние, среди про­чих, исполненных умиления и сопровождаемых стена­ниями слов своих, произносили следующее: «убо прейде ли душа наша воду воздушных духов непостоянную?» (Пс.128:7) Так говорили они, ибо еще не ощутили уверенности, но издали созерцали то, что совершается на воздушном истязании (Слово 5, гл. 22).

      Преподобный Исаия Отшельник в завещании уче­никам своим заповедал «ежедневно иметь пред очами смерть и заботиться о том, как совершить исход из тела и как пройти мимо властей тьмы, имеющих встретить нас на воздухе» (Прп. Исаия. Слово 1). В XVII Слове он говорит: «Помысли, какова радость души предавшего себя в служение Богу и совершившего это служение! При исшествии его из это­го мира дела его будут подвизаться за него; Ангелы, увидав его избавившимся от властей тьмы, возрадуют­ся о нем. Когда душа выйдет из тела, ей сопутствуют Ангелы; навстречу ей выходят темные силы, желая удер­жать ее и истязуя, не найдут ли в ней чего своего. Тогда не Ангелы противоборствуют врагам, но дела, совершенные душою, ограждают ее и сохраняют от врагов, не допуская им прикоснуться к ней. Если победят дела ее, то Ангелы воспевают ей песнь хвалы и ведут ее с ве­сельем пред лицо Божие. В тот час она забывает все, принадлежащее к земной жизни, и все понесенные ей труды. Со всем тщанием и усилием постараемся во вре­мя сего краткого века делать добро и сохранять его не­прикосновенным для зла, чтобы было нам возможно спастись от рук князей, уже ожидающих нас: они лука­вы и немилостивы. Блажен тот, в ком не найдется чего-либо, принадлежащего им: его радость, веселье, покой и венец превыше всякой меры» (Прп. Исаия жил в VI веке.).

      Некоторый инок, живший в общежитии аввы Сери­да, где безмолвствовал в затворе великий угодник Божий, старец Варсонофий, приближаясь к кончине своей, про­сил этого святого старца, чтобы он спутешествовал ему на воздухе, в том пути, которого он (умирающий инок) не ведал. Великий Варсонофий отвечал: «Брат! Предаю тебя Христу, благоволившему умереть за нас, Владыке неба и земли и всего живущего, да уменьшит Он в очах твоих страх смерти и соделает беспрепятственным вос­ход души твоей» [104] .

      Преподобный авва Дорофей, воспитанник по мо­нашеству того же общежития аввы Серида, пишет в одном из своих посланий: «При нечувствии (жесто­кости) души полезно чтение Божественного Писания и умилительных слов богоносных отцов, памятование о страшном суде Божием, об исходе души из тела, о имеющих встретить ее страшных силах, с соучасти­ем которых она делала зло в этой маловременной и бедственной жизни» (Послание 1).

      Святой Иоанн Карпафийский, утешая иноков Ин­дии, в одно и то же время терпевших сильное гонение от видимых и невидимых врагов и приближавшихся к пропасти отчаяния, говорит: «Ратуя и поношая, с дерзо­стью находит на душу, исшедшую из тела, враг, этот горький и страшный клеветник в содеянных ею грехах. Тогда боголюбивая и вернейшая душа, хотя бы и была уязвлена многими грехами, не придет в ужас от его уст­ремления и угроз. Укрепляемая Господом, воскрыляемая радостью, ободряемая святыми силами, ее наставляю­щими, ограждаемая светом веры, она с великим муже­ством противостоит лукавому диаволу и отвечает ему: «Что нам и тебе, чуждый Бога? Что нам и тебе, беглец с неба и раб лукавый? Ты не имеешь власти над нами: власть над нами и над всеми принадлежит Христу, Сыну Божию. Пред Ним согрешили мы, Ему и дадим отчет, имея Его честный Крест залогом Его милосер­дия к нам и нашего спасения. Губитель! Беги далеко от нас: нет ничего общего между тобою и рабами Христо­выми». Когда душа мужественно говорит так, диавол обращается в бегство и вопиет: не могу противостоять Имени Христову! А душа парит превыше врага... и пос­ле этого в радости приносится Божественными Ангела­ми в места, определенные ей по степени ее духовного преуспеяния» [105] .

      «Душа, возлетевши по смерти на воздух к вратам небесным, — говорит святой Исихий, — имея с собой и в себе Христа, ниже там устрашится врагов своих, но мужественно, как и ныне, будет отвечать им во вратах. Только да не ослабеет она до исхода своего вопить день и ночь к Господу Иисусу Христу. Он отмстит за нее вско­ре, по неложному и Божественному Его обещанию, вы­раженному в притче о Судии неправедном. Точно, гово­рю вам, отомстит и в настоящей жизни, и по исшествии души из тела. Найдет на нас час смерти, придет он, и избегнуть его будет невозможно. О, если бы князь мира и воздуха, долженствующий тогда встретить нас, нашел наши беззакония ничтожными и незначительными и не мог обличить нас правильно! В противном случае вос­плачемся бесполезно. Раб, говорит Писание, ведевый волю господина своего и не исполнивший ее, биен будет много (Лк.12:47,48). Не видит света родившийся слепым: так и непребываю­щий в трезвении не видит богатого сияния высшей бла­годати и не освободится от лукавых и богоненавистных дел, слов и помышлений. Таковый, при кончине своей, несвободно минует тартарских князей» [106] .

      Преподобный Феогност: «Неизреченна и несказан­на сладость той души, которая разлучается с телом, бу­дучи извещена о своем спасении. Она скидает тело, как одежду. В твердой уверенности получить уже получен­ное в обручении, без печали отлагает она тело, мирно выходит из него к свыше посланному за ней Ангелу, светлому и тихому. Сопутствуемая этим Ангелом, она беспрепятственно проходит воздушное пространство, нисколько не тревожимая лукавыми духами; радостно и дерзновенно восходит она при восклицаниях благодаре­ния Богу и приходит наконец на поклонение Создателю своему. Там произносится о ней определение, повелева­ющее поместить ее с равными ей по добродетели для пребывания с ними до общего Воскресения» [107] .

Молись прилежно об этом и будь благонадежен, что получишь это известие, когда прибли­зится твоя кончина, если то полезно. Готовься к кончи­не всегда, отвергая всякую боязнь; готовься всегда, чтоб ты возмог пройти воздушное пространство, избежать лукавых духов, войти дерзновенно и безбоязненно в небесные круги, сопричислиться чинам ангельским, при­умножить собою лик всех избранных и праведников, увидеть Бога, насколько достижимо это видение» [108]. — Ощущение духовное, о котором говорит преподобный Феогност, называется очень справедливо в отеческих писаниях извествованием, по свойству решительной дос­товерности. Оно производится наитием Божественной благодати, приемлющей в отеческие духовные объятия кающегося и недоумевающего грешника. Оно является в душе неожиданно, как новая жизнь, о которой чело­век доселе не мог составить себе никакого понятия. Оно освобождает душу от насилия лукавых духов и страстей, изменяет всего человека, соединяет его с Богом, влечет всего человека в ту чудную молитву, которую возглаша­ет к Богу из человека Дух Божий. Вся кости такого чело­века режут неизреченным духовным славословием и благодарением: Господи, Господи, кто подобен Тебе? Ты — избавляяй нища из руки крепльших его, и нища и убога от расхищающих его. Душа такого человека возрадуется о Гос­поде, возвеселится о спасении Его. Духовное ощущение это столько сильно, что, наполнив собой человека, отъемлет у него сочувствие ко всем другим предметам: коро­че сказать — оно есть водворение в душе Царства Бо­жия. Стяжавший это ощущение ктому не себе живет, но Богу (2Кор.5:15), устремившись всецело к Нему и имея Его в себе. У подвергшихся самообольщению и бесовской прелес­ти бывает мнение такого ощущения и отличается от благо­датного по противоположным ему плодам. «Опомнись, душа моя, — умилительно обращается скитский инок Евагрий к самому себе, — и помысли, как вынесешь внезапно разлучение твое от тела, когда гроз­ные Ангелы придут за тобою и восхитят тебя в час, в который ты не ожидаешь, и во время, о котором ты не знаешь! Какие дела пошлешь ты пред собою на воздух, когда начнут истязать тебя о делах твоих враги твои, находящиеся на воздухе?» (Пролог, 27 октября) Так чувствовали и говори­ли святые угодники Божии: они поняли и исследовали глубину падения человеческого; они поняли и исследо­вали власть демонов над людьми, возникшую из этого падения.

      Затворник Задонский Георгий рассказывает собы­тие, почти нам современное: Архимандрит Варсоно­фий (Задонского монастыря) замирал в течение трех суток. В это время он находился душою на воздушных мытарствах, подвергаясь истязанию за все грехи, соде­ланные от самой юности, но услышал глас Божий: мо­литв ради Пресвятой Богородицы, священномученика Мокия и стратилата Андрея отпущаются ему грехи и дается время на покаяние [109].

      Учение о мытарствах, подобно учению о местона­хождении рая и ада, встречается, как учение общеизве­стное и общепринятое, на всем пространстве богослу­жения Православной Церкви. Возвещает и напоминает она его чадам своим, чтоб насеять в сердцах их душе­спасительный страх и приготовить их к благополучно­му переходу из временной жизни в вечную. В каноне мо­лебном ко Господу Иисусу Христу и к Божией Матери, который положен при кончине каждаго православнаго (Требник малый. Москва, 1838 г.), читается: «Воздушнаго князя, насильника, мучителя, страшных путей стоятеля, и напраснаго сих словоиспы­тателя, сподоби мя прейти невозбранно, отходяща от земли» (Песнь 4, тропарь 4). «Убегнути ми варвар безплотных полки, и воздушныя бездны возникнути, и к небеси взыти ми сподоби» (Песнь 8, тропарь 2). «Горькаго мытарств начальника, миродержца, отжени далече от мене» (Песнь 8, тропарь 3). На келейном правиле, в молитвах после кафизм, Церковь влагает в уста молящегося сле­дующие прошения: «Господи мой, Господи, даруй ми слезы умиления, яко да ими Тя умолю очиститися прежде конца от всякаго греха: страшно бо и грозно мес­то имам пройти, тела разлучився, и множество мя мрачное и безчеловечное демонов срящет» (по 4-й кафизме). «Соверши мя Твоим совершенством, и тако мя настоящаго жития изведи, да невозбранно прошед начала и власти тмы, Твоею благодатию, узрю и аз неприступныя Твоея сла­вы доброту незреченную» (по 17-й кафизме). В молитве пред кондака­ми и икосами акафиста Божией Матери читается: «О, Мати Царя небесе и земли! Прощение всем согреше­ниям моим испроси, житию моему подаждь исправле­ние, и на кончине от воздушных врагов немятежное прешествие» [110]. «Мертвии Тобою (Богоматерь) ожив­ляются, Жизнь бо Ипостасную родила еси: немии преж­де, благоглаголиви бывают, прокаженнии очищаются, недузи отгоняются, духов воздушных множества побежда­ются» [111]. В Осьмигласнике воссылаются следующие мо­ления к Божией Матери: «В час, Дево, конца моего руки бесовския мя исхити, и суда, и прения, и страшнаго истя­зания и мытарств горьких, и князя лютаго, и вечнаго осуждения» (Пяток, глас 4, песнь канона 8). — «Истязания мя, Пречистая, в час смер­тный, исхитити от бесов» (Четверток, глас 4, песнь 6). — «В час, Дево, кончины моея руки бесовския, и осуждения, и ответа, и страшнаго испытания, и мытарств горьких, и князя лютаго, и огня вечнаго исхити мя» (Вторник, глас 4, песнь 8). — «Владычице и Мати Избавите­ля, Ты предстани мне в час исхода моего, истязуему мне от воздушных духов о яже несмысленною мыслию соде­ях» (Пяток, глас 3, песнь 6). — «Егда плотскаго союза хощет душа моя разлучи­тися, тогда ми предстани, Владычице, и бесплотных врагов советы разори, и сих челюсти сокруши, ищущих пожрети мя нещадно: яко да невозбранно пройду на воздусе стоящия князи тмы» (Суббота, глас 2, песнь 9).В «Чине на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет», читается: «Ныне убо время все живота моего яко дым претече, и предсташа прочее ангели, посланнии от Бога, окаянную мою душу ищуще немилостиво» (Требник. Москва, 1852 г, песнь 1, тропари 2 и 3). — «Се предсташа множество лукавых духов, держаще моих грехов написание, и зовут зело, ищуще безстудно смиренныя моея души» (Требник. Москва, 1852 г, песнь 1, тропари 2 и 3). — «Помилуйте мя Ангели всесвятии Бога Все­держителя, и избавите мытарств всех лукавых» (Песнь 7, тропарь 2).В Ка­ноне Ангелу хранителю: «Да покрыет срам и студ студ­ная и смрадная и мрачная лица вражия, егда смиренная моя душа от тела распрягается» (Канонник, Песнь 6). — «Да узрю тя одес­ную окаянныя души моея предстояща, внегда исчезати от мене нуждно духу моему, и ищуща мя пояти, горькия враги отгоняюща» (Песнь 9). — «Молю тя, хранителя моего, буди ми защититель и поборник непоборим, егда прехожду мытарства лютого миродержца» (Песнь 9). Во второй молитве святителю Николаю: «Во исходе души моея помози ми, окаянному: умоли Господа, всея твари Содетеля, избави­ти мя воздушных мытарств и вечного мучения» [112]. Про­шение об избавлении воздушных мытарств помещено в молитве преподобному Сергию Радонежскому и в мо­литвах другим святым. Преподобный Феодосий Печер­ский, ощутив конечное изнеможение от болезни, воз­лег на одр и сказал: «Воля Божия да будет: якоже бла­гоизволи о мне, тако и да сотворит. Но молюся Ти, Владыко мой, Иисусе Христе, милостив буди души моей, да не усрящет ю противных духов лукавство, но да приимут Ангели Твои, приводящии чрез темныя мытарства, приводящий же к свету Твоего милосердия» (Патерик Печерский). Святитель Димитрий Ростовский молился: «Егда приидет страшный час разлучения души моея от тела: тогда, Искупителю мой, приими ю в руце Твои, и сохрани от всех бедствий ненаветну, и да не узрит душа моя мрачного взора лукавых демонов, но да спасена прейдет вся мытарства» [113].

      Подробное описание мытарств и порядок, в кото­ром они следуют, одно за другим, в воздушной бездне, заимствуем из поведания преподобной Феодоры. Она, покинув на земле свое бездыханное тело, руководимая двумя святыми Ангелами, начала, как мы уже видели, шествие свое по воздуху к востоку. Когда она поднима­лась к небу, встретили ее темные духи первого мытар­ства, на котором истязуются грехи человеческие сло­вом, как то: празднословие, сквернословие, насмешки, кощунство, пение песен и других страстных гимнов, бесчинные восклицания, хохоты и тому подобное. По большей части человек вменяет эти согрешения в нич­то, не кается в них пред Богом и не исповедует их отцу духовному. Но Господь явственно сказал: всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный. От словес бо своих оправдишися и от словес своих осудишися (Мф.13:36,37). И апостол завещает: всяко слово гнило да не исходит из уст ваших и сквернословие и буесловие и кощу­ны (Еф.4:29; 5:4). Демоны с жестокостью и упорством обвиняли душу, представляя все согрешения ее словом, содеян­ные от самой юности; святые Ангелы оспаривали их и противопоставляли грехам соделанные душою добрые дела. Таким образом, Феодора, искупленная на этом мытарстве, начала подыматься выше и приблизилась ко (второму) мытарству лжи, на котором истязаются всякая ложь, клятвопреступления, призывание имени Божия всуе, неисполнение обетов, данных Богу, ута­ение грехов пред духовником на исповеди. Избавившись и здесь, она перешла к (третьему) мытарству клеветы, где истязуются оклеветание ближнего, осуждение, уничижение, обесславление его, ругательство и на­смешки над ним, при забвении собственных согреше­ний и недостатков, при невнимании им. Подвергших­ся согрешениям этого рода лютые истязатели истяза­ют с особенной жестокостью, как антихристов, пред­восхищающих суд Христов и соделавшихся судьями и губителями ближних. На (четвертом) мытарстве чрево­угодия истязуются объядение, пьянство, безвременное и тайное ядение, ядение без молитвы, нарушение по­стов, сластолюбие, пресыщение, пирование, — сло­вом, все роды угождения чреву. По избавлении от это­го мытарства Феодора, несколько ободрившись, всту­пила в беседу со святыми Ангелами и сказала им: «Ка­жется мне, никто из живущих на земле не знает совер­шающегося здесь и того, что ожидает грешную душу по смерти?» Святые Ангелы отвечали ей: «Разве не объяс­няет этого Божественное слово, ежедневно читаемое в церквах и проповедуемое служителями Божиими? Но пристрастившиеся к земным суетам не обращают вни­мания на Слово Божие, считают наслаждением ежед­невное насыщение и пьянство, пресыщаются и упива­ются без страха Божия, имея себе богом чрево, не по­мышляя о будущей жизни и не внимая Писанию, кото­рое говорит: горе вам, насыщеннии ныне, яко взалчете (Лк.6:25). Баснею они считают Святое Писание, живут в небре­жении и пространстве, ежедневно веселятся светло и пируют при звуке музыки и при пении хоров, подобно богачу, упоминаемому в Евангелии. Впрочем, те из них, которые милостивы, благодетельствуют нищим и по­могают нуждающимся, удобно получают от Бога про­щение своих грехов и, ради милостыни своей, прохо­дят мытарства безбедственно. Говорит Писание: милос­тыня от смерти избавляет, и тая очищает всяк грех: тво­рящий милостыни и правды исполнятся жизни: согрешающии же врази суть своего живота (Тов.21:9,10). Тем, которые не стараются милостынями очистить грехи свои, невозмож­но избегнуть бедствия на мытарствах: их похищают мытари и низводят, люто муча, в преисподний темни­цы ада, где держат в узах до страшного Христова суда». Так беседуя, они достигли (пятого) мытарства лености. Там сочтены все дни и часы, проведенные в лености, в нерадении о служении Богу; там истязуются уныние, оставление церковных и келейных молитвословий, по лености, небрежению и хладности к Богу; там истязу­ются тунеядцы, снедающие чужие труды и не хотящие сами трудиться, также наемники, получающие плату, но исполняющие свои обязанности с небрежением. За этим мытарством следовало (шестое) мытарство воров­ства, на котором рассматриваются всякого рода похи­щения и воровства, грубые и благовидные, явные и тайные; потом (седьмое) мытарство сребролюбия и скупо­сти; далее (восьмое) мытарство лихвы, где обвиняются ростовщики, лихоимцы и присвоители чужого. Еще далее (девятое) мытарство неправды, на котором улича­ются неправедные судьи, увлекающиеся на судах при­страстием или мздой, оправдывающие виновных и осуждающие невиновных; здесь рассматриваются лож­ные весы и меры купцов и прочие неправды. (Десятое) мытарство — зависти, на нем истязываются предающи­еся этой пагубной страсти и ее последствиям. Выше по­мещается (одиннадцатое) мытарство гордости, где над­менные духи с презрением истязывают гордость, тщес­лавие, самомнение, презорство, величание, невоздая­ние должной чести родителям, духовным и граждан­ским властям, неповиновение им и ослушание их. Выше — (двенадцатое) мытарство гнева и ярости, потом (тринадцатое) мытарство памятозлобия.