Собрание сочинение. Том 3. Слово о смерти. Слово о человеке

      Доколе диавол был ангелом светлым и святым, до­толе обитал он на небе. На небе совершилось несчаст­ное превращение, и многочисленное собрание ангелов отделилось от святого сонма небесных сил, соделалось собранием мрачных демонов, имея во главе падшего херувима. Увлечены в падение и погибель многие из высших ангелов, из господствий, начал и властей (Еф.6:12). Вследствие этого превращения бысть брань на небеси: Михаил, Архистратиг небесной силы, и Ангели его, пре­бывшие верными Богу, брань сотвориша со змием, и змий брася и ангели его. И не возмогоша, и места не обретеся им ктому на небеси. И повержен бысть змий великий, змий древ­ний, порицаемый диавол и сатана, льстяй вселенную всю, и повержен бысть на землю, и ангели его с ним низвержени быша (Апок.12:7-9). Местопребыванием падших ангелов соделались поднебесное пространство, которое, все древние называ­ли воздухом, земная поверхность и бездна, или ад. Это яв­ствует из Священного Писания. В книге Иова дважды диавол свидетельствует о себе, что он обошел всю землю, и протек поднебесную (Иов.1:7; 2:2). Пребывание падших ангелов в воз­духе или пространстве поднебесном, по согласному мнению отцов, указывается следующими словами апос­тола Павла: несть наша брань к плоти и крови, но к нача­лом, и ко властем, к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным (Еф.6:12). Собрание этих духов апостол назы­вает властию воздушною, а главного из демонов, собствен­но диавола, называет князем власти воздушныя, духом, дей­ствующим в сынах противления (Еф.2:2). Пребывание демонов на земле со всей ясностью видно из поведаний Еванге­лия, которое повествует о различных действиях демо­нов на земле, различных злодеяниях их. Демоны не только живут на земной поверхности, но входят иногда в тела человеков и скотов (Лк.8:33) всем газообразным суще­ством своим. Они входят во внутренность тела челове­ческого подобно тому, как входит в нее воздух, привле­каемый механизмом дыхания, — подобно тому, как мо­гут входить другие газы. Демон, войдя в человека, не смешивается с душой, но пребывает в теле, обладая на­сильственно душой и телом. Газы имеют в особенном развитии свойство упругости, то есть свойство прини­мать различной меры объем: очевидно, что и демоны имеют это свойство, по которому множество их может помещаться в одном человеке, как говорит об этом Евангелие (Лк.8:29).

      В настоящее время местопребыванием для диаво­ла, главы падших ангелов, служит бездна, тартар, ад, преисподняя, внутренность земли. Предвозвестил это жилище падшему архангелу святой пророк Исаия: Во ад снидеши, сказал он ему, и во основания земли (Ис.14:15). Соверши­лось предсказание над князем воздушной власти силою и властью Спасителя человеков, Богочеловека. Спаси­тель есть тот великий Ангел — Бог, имеющий ключ бездны, Который сшел с неба и, вочеловечившись, употребил человеческую плоть свою, это великое уже (веревку), распростерши ее на Кресте, для связания змея, змея древняго, иже есть диавол и сатана. Связал Господь сата­ну на все пространство времени между двумя прише­ствиями Своими, и в бездну затвори его, и заключи его, и запечатле над ним. Будучи заключен и запечатлен в ве­щественной темнице, диавол по необходимости дол­жен иметь вещественное естество: иначе никакая ве­щественная темница не могла бы удержать его. Пред вторым пришествием Господа, разрешен будет сатана от темницы своея, и изыдет прельстити языки, сущия на че­тырех углех земли (Апок.20:1-7).

      Сотворенные духи называются бесплотными как в писаниях святых отцов, так и в общем употреблении. Название это основано на Священном Писании. Дух пло­ти и кости не имать, якоже Мене видите имуща (Лк.24:39), сказал Спаситель ученикам Своим, явившись им по воскресе­нии в прославленном теле, обличая и опровергая по­мышление их, что они видят дух. Сравнение якоже Мене есть сравнение с человеческою плотью Богочеловека. Святой Василий Великий видит такое же сравнение су­щества духов с человеческою плотью в словах апостола: несть наша брань к плоти и крови, но к духовом злобы (Еф.6:12). Этот отец определеннее других отцов говорит о газо­подобной вещественности духов; но, основываясь на вышеприведенных словах апостола, он утверждает, что «естество диавола — безплотное» [160], очевидно, не имею­щее такой плоти, какую имеют человеки. В таком смысле душа человеческая, когда выйдет из тела, соде­лывается существом бесплотным. В таком смысле Тер­туллиан, церковный писатель второго века, говорит, что «душа не вещественна и вместе с этим тело; отверже­ние ея телесности было бы вместе отвержением существования ея» (Слово о душе).

      О виде и сущности души человеческой Священное Писание упоминает лишь мимоходно и весьма мало. Но из этих поведаний Писания явствует со всей оче­видностью, что душа человеческая имеет вид человека в его теле, подобна прочим сотворенным духам и по наружному виду, и по существу, и по свойствам. Апос­тол Иоанн Богослов повествует в Откровении своем, что он видел на небе души избиенных за слово Божие. И даны быша коемуждо их ризы белы (Апок.6:9). Видение повтори­лось Богослову. Видех, говорит он, и се народ мног от вся­каго языка и колена и людей и племен, стояще пред престо­лом и пред Агнцем, облечены в ризы белы, и финицы в руках их (Апок.7:9). Писание изображает души точно так, как изобра­жает Ангелов. Богослов, сказав, что он видел души, составлявшие многочисленный народ, этим самым обнаруживает, что он видел души в образе человеческом: одно только собрание людей называется народом. Повествованием о одежде их и о том, что пальмовые ветви были в руках их, утверждается понятие о виде их и о вещественности их. — Когда волшебница Аендорс­кая вызвала душу пророка Самуила из подземного жи­лища душ и он явился ей, — она увидела мужа стара, восходяща от земли, и сей облечен одеянием долгим (1Цар.28:14). Душа явилась в образе человеческом, в одежде человеческой и с признаками пола. Душа изображена здесь так, как изобразил души святой Иоанн Богослов. — При преоб­ражении Господнем на горе Фаворской просветилось лице Господа яко солнце, ризы Его быша белы яко снег (Мф.17:2 и далее). Господь показал, в какой славе был создан первый че­ловек и сколько тело его в этом состоянии отлича­лось от тела, извращенного падением. Предстали пред Господа Моисей и Илия, услышали от Него о страда­ниях и смерти крестной, которым Он намеревался доб­ровольно подчиниться в Иерусалиме для исцеления человеческого рода. Илия предстоял в теле, изменен­ном при восхищении в рай; Моисей предстоял душой, которая, очевидно, имела весь образ тела. Без этого как бы могли увидеть его апостолы: как мог бы сказать апостол Петр о приготовлении палатки для Моисея? Апостолы увидели Моисея, как увидели Илию при от­верзении очей. Моисей присутствовал тут душой: отцы [161] поведают, что Господь, сошедши во ад, возвел из ада с прочими ветхозаветными святыми Моисея и воскресил его, чему не противоречит и Евангелие, воз­вещающее о воскресении многих святых вслед за Вос­кресением Господа (Мф.27:52). В частности, Писание упомина­ет только о погребении Моисея и умалчивает собственно о его воскресении (Втор.24:6). — Апостол Павел, пове­дая о своем восхищении в рай и на небо, сказал, что он не знает, совершилось ли это восхищение в теле или без тела (2Кор.12:3), одной душой. Если б душа отличалась своим видом от тела, то апостол мог бы удобно сказать, каким образом он был восхищен, в теле или без тела. Можно утвердительно сказать, что восхищена была душа Павлова. Так, впоследствии, была восхищена душа святого Андрея, и он, подобно Павлу, говорил о себе, что не ведает, как был восхищен, в теле или без тела, несмотря на то, что видел себя со всеми членами и со всеми органами чувств, какие имеет тело. К тако­му заключению приводят нас учение отцов об этом предмете, подобные события из жизни их и даже неко­торые современные опыты [162]. Святая мученица Мавра поведала о себе: в то время как она пригвождена была ко кресту, явился ей некоторый чудный муж, которого лице сияло, как солнце. Он взял Мавру за руку и возвел на небо. Там показано было мученице блаженство, уго­тованное ей и ее супругу, участнику ее подвига. После этого светоносный муж привел ее к телу, висевшему на кресте, и сказал ей: теперь возвратись в твое тело; завт­ра же, в час шестой, придут за душами вашими Ангелы Божии (Четьи-Минеи, 3 марта).

      Рассматривая приведенные нами места Священно­го Писания, естественно приводимся к убеждению, что сотворенные духи и человеческая душа имеют свой­ственную им вещественность, имеют наружный вид, подобный виду человека в его теле; подобно человекам, духи зависят от пространства и времени, имеют движе­ние. Вещество духов гораздо тоньше, нежели вещество тела человеческого: по этой причине духи в действиях своих гораздо свободнее, в способностях гораздо разви­тее, нежели человеки. Таково вообще свойство веще­ства. Оно, в утонченном состоянии своем, действует несравненно сильнее и обширнее, нежели как действо­вало в состоянии грубом; оно, в утонченном состоянии своем, получает новые свойства, каких вовсе не имело в состоянии грубом. Чтобы сделать это удобопонятным для всех, укажем на воду в трех ее состояниях, в твер­дом, в жидком и парах.

Священное Писание научает нас, что имеются тела земныя и имеются тела небесныя что имеются тела душев­ныя, и имеются тела духовныя, что свойство и достоин­ство этих тел — различное (1кор.15:39-46). Священное Писание назы­вает наши тела, в которых мы находимся в земной жиз­ни, душевными; эти же тела оно называет духовными, ког­да они воскреснут с свойством бессмертия и с прочими свойствами, необходимыми для того, чтоб бессмертие было бессмертным. В духовных телах своих святые че­ловеки будут вечно пребывать с святыми Ангелами, по­лучив с ними одно блаженство и одинаковое развитие, одинаковое отношение к пространству и времени. На­ука учением своим о веществе вступает в чудную гармо­нию с Писанием. Она признает повсюду вещество, где есть пространство. Понятие о вещественности с поня­тием о пространстве — неразлучны и неразделимы. На­ука исследовала и доказала, что газы, принадлежащие земле и известные нам, ложатся слоями в атмосфере, соответственно своей удельной тяжести. В подобной пропорции должны следовать за газами нашей атмос­феры другие газы, нам неизвестные, более легкие и тонкие. Эти газы, которые в общем употреблении назы­ваются эфиром, непременно должны существовать, по­тому что никакое пространство не может обойтись без свойственного ему вещества. Пространство, которое мы называем небом, непременно должно иметь свое вещество.

      Что такое человек? Такой же сотворенный дух, как и Ангелы, но облеченный в тело. Прочие сотворенные духи отличаются от человека тем, что не имеют его тела, его плоти. По этой причине они называются бестелесны­ми, бесплотными, невещественными. Называются они неви­димыми, потому что мы, будучи извращены и страшно повреждены падением, не видим их в обыкновенном состоянии нашем. Наше тело совсем не таково, каким оно создано: оно соделалось для человека узами и тем­ницей; оно лишено многих способностей; оно оковано многоразличными немощами. Воскреснет оно уже иным, и человек, не преставая быть человеком, вступит в разряд сотворенных духов, причислится к сонму их, будет находиться в обществе их и в общении с ними. Отношения естества человеческого ко всей обстановке его будут те же, в каких находится и естество духов. Воз­вещено это Господом.

      Священное Писание решительно противоречит учению Декарта, принятому вообще западными. Нет ни одного места в Писании, которое бы сколько-нибудь благоприятствовало учению западных. Наоборот: приняв учение западных и основываясь на нем, по необходимости должно отвергнуть все важнейшие поведания Писания о служении духов. Господь, возвещая о втором славном пришествии Своем, говорит: Приити имать Сын Человеческий во славе Своей, со Ангелы Своими (Мф.26:27). Прии­дет Сын Человеческий во славе Своей, и вси святии Ангели с Ним (Мф.25:31). Воскресшие человеки узрят (Мф.26:64) Сына Божия, не­видимого по Божеству, видимого в Его Божественном человеческом теле, узрят и Ангелов в их собственном виде. Если б не было вида у Ангелов, то воскресшие человеки не могли бы увидеть их, и Сын Божий предстал бы в странном одиночестве. Если б не было движения у Ангелов, то они не могли бы прийти с Господом, Кото­рый по Своему человечеству естественно имеет движе­ние. Здесь Господь изобразил движение Ангелов подоб­ным Своему движению; движение с движением совокуп­лено в одно действие. Впрочем, мы веруем, что движе­ние тела Господня, по Божественности этого тела, несравнимо с движением, к которому способны Ангелы: столько превосходнее движение движения. Некоторым из святых был уже показан в священном видении тот образ, в каком совершится второе пришествие Господа. Святой Дионисий Ареопагит в письме к монаху Демо­филу поведает о ученике святого апостола Павла, бла­женном Карпе, муже великом в добродетелях и, по при­чине чистоты ума его, очень способном к Боговидению. Карп был в таком духовном преуспеянии, что никогда не начинал Божественной литургии прежде, нежели благодать Святаго Духа явно не осенит его. Однажды он сподобился видеть небо отверстым, подобно первому­ченику Стефану, и Господа Иисуса, стоящим посреди многочисленнейшего собрания Ангелов; при этом свя­той Карп увидел Ангелов в образе человеков. Такими они явятся и на страшном суде Христовом. Явления духов угодникам Божиим новозаветной Церкви имеют решительно тождественный характер с явлениями, о которых говорит Писание. Этими явлени­ями доказывается, что духи вещественны, имеют наруж­ный вид человеков, все члены человека, способность говорить, плакать, смеяться, что в невидимом нами мире, в котором живут духи, имеется свое вещество, что духи находятся в отношении к веществу, зависят от про­странства и времени, имеют движение. Для доказатель­ства представим немногие опыты, предоставляя желаю­щим получить познание более подробное, почерпнуть его в жизнеописаниях святых.

      Святая великомученица Параскева, истерзанная и полумертвая, ввергнута была в темницу. Мучители ду­мали, что она умрет в самом скором времени. В пол­ночь вошел к ней Ангел; по плечам и груди он был пре­поясан золотым поясом, а в руках держал орудия Христовых страданий. Ангел повелел девице встать, объя­вив, что Христос Господь исцеляет ее. Мученица, ле­жавшая без чувств, встала, как бы пробудившись от сна. Ангел приступил к ней, отер губкой все раны ее отчего исцелилось тело ее, и лице процвело красотою более, нежели цвело пред вступлением в подвиг муче­ничества. После этого явившийся Ангел сделался не­видим (Четьи-Минеи, 28 октября). И образ врачевания, и средство врачевания, и быстрота врачевания непостижимы для нас; но оче­видно из повести, что средство было вещественное. — Преподобный Тит, иеромонах Печерского Киевского монастыря, был болен при смерти. Братия, видя на­ступавшую кончину Тита, привели к нему иеродиакона Евагрия, с которым он был во вражде, для примире­ния. Больной с одра своего сделал при усиленном на­пряжении поклон пришедшему, прося о прощении и примирении. Но Евагрий произнес следующие страшные слова: «Никогда не примирюсь с ним: ни в сей век, ни в будущий», — и, сказав это, внезапно упал мертвым, а Тит в ту же минуту встал здоровым, как бы никогда не был болен. Изумленной братии Тит поведал, что, пришедши в крайнее изнеможение, он увидел близ одра своего Ангелов и демонов. Первые плакали о том, что Тит умирает во вражде с ближним, а вторые радо­вались о его погибели. Когда же Тит поклонился Еваг­рию, а Евагрий отказался от примирения, тогда один из Ангелов, державший в руке пламенное копие, ударил этим копьем непростившего, отчего Евагрий упал мер­твым. Тот же Ангел простер другую руку к больному и восставил его, отчего Тит мгновенно выздоровел (Патерик Печерский). Для поражения Евагрия было употреблено средство вещественное, но невидимое для человеков и неизвес­тное. Причиняют смерть и демоны. Преподобный Ефи­мий Великий поведал, что некоторый инок был мучим и убит демоном, который для мучения и убийства упот­ребил трезубец (Четьи-Минеи, 20 января). Плачут и демоны. Плакали о том, что преподобный Макарий Великий избег руки их и вступил в небесные врата (Патерик Скитский). — Святой Амфилохий, епис­коп Иконийский, друг Василия Великого, хиротонисан во епископа Ангелами. Он был иноком и подвизался в отшельничестве, прожив сорок лет в пустынной пеще­ре. В это время скончался архипастырь Иконийский. Ангел Господень явился ночью Амфилохию и сказал ему: Амфилохий! Поди в город и паси духовных овец. Амфилохий оставил повеление без исполнения, опаса­ясь быть обманутым мечтанием бесовским. На следую­щую ночь повторилось видение, и Амфилохий опять не вышел из пещеры. На третью ночь Ангел пришел к нему в то время, как он лежал на одре своем, и ска­зал ему: Амфилохий! Встань с одра твоего. Амфило­хий встал, но сказал Ангелу: если ты Ангел, то прими участие в моей молитве, и начал молиться. Ангел, исполнив это, взял Амфилохия за правую руку и привел в ближайшую церковь. Двери церкви сами отворились пред ними, как некогда врата города пред апостолом Петром. Они вошли в церковь, в которой сиял вели­кий свет и было множество мужей в белых одеждах. Эти мужи взяли Амфилохия, привели к алтарю и вручили ему святое Евангелие, сказав: «Господь с тобою». Один из них, превосходивший других важностью вида и свет­лостью, сказал громогласно: «Молимся все». Потом начал говорить: «Святая благодать поставляет брата нашего Амфилохия епископом граду Иконийскому; по­молимся о нем, да будет на нем благодать Божия». По окончании молитвы они преподали ему мир Христов и соделались невидимы (Четьи-Минеи, 23 ноября). — Преподобный Пимен Многострадальный, инок Киево-Печерского монасты­ря, пострижен в монашество Ангелами. Этот святой был болен с детства до смерти. Пришед в юношеский возраст, Пимен очень просил родителей, чтоб они доз­волили ему вступить в монашество; но родители не со­глашались. Однажды болезнь юноши усилилась до крайности. Родители, отчаявшись уже в его жизни и против воли своей, принесли его в Киево-Печерский монастырь, прося преподобных иноков того времени, чтоб помолились о болящем, преподобные отцы много потрудились, молясь о возвращении здравия Пимену, но не были услышаны: Бог устраивал иной путь из­браннику Своему. Отец и мать болящего неотступно были при нем, опасаясь, чтоб он в отсутствие их не был пострижен, а преподобный умолял Бога, чтоб Бог сподобил его вступить в лик иноков. Однажды ночью, когда родители и прислуга спали при нем, вошли к нему светлые Ангелы, одни в образе прекрасных юно­шей, другие в образе печерского игумена и монашествующей братии, нося в руках свечи, Евангелие, вла­сяницу, мантию, куколь, все, нужное для пострижения. Они спросили больного: хочешь ли, чтоб мы постриг­ли тебя? В радости Блаженный отвечал: истинно — хочу; Господь послал вас, чтоб вы исполнили желание сердца моего... Они немедленно начали делать вопро­сы и совершать все, что положено Уставом при пост­рижении. Постригши больного в схиму, они назвали его Пименом, — имя святого, данное ему по рождении, неизвестно, — и дали ему в руки возжженную свечу. При этом они сказали, что свеча будет гореть в тече­ние сорока дней и сорока ночей, а он будет страдать в болезни во всю жизнь свою, внезапное же выздоровле­ние послужит признаком приблизившейся смерти. Со­вершив с точностью весь образ пострижения, они приветствовали Пимена по иноческому обычаю и ушли, взяв его волосы в полотно, которое положили на гробе преподобного Феодосия. Соседи монахи, ус­лышав голоса поющих и полагая, что игумен с некото­рыми сослужащими постригает больного или что он уже скончался, пришли к нему в келью. Там все были погружены в глубокий сон, келья была преисполнена благоухания. Пришедшие увидели больного веселя­щимся и облеченным в иноческое одеяние. Братия спросили его: кем он пострижен? Какое пение слыша­ли мы у тебя, которого твои родители и прочие, быв­шие при тебе, не слышали? Пимен отвечал: полагаю, что игумен с братией постригли меня, при чем совер­шали песнопение, слышанное вами. Они дали мне эту свечу, которую вы видите, и сказали, что она будет го­реть сорок дней и ночей, а волосы мои, завернув в по­лотно, отнесли в церковь. Братия пошли к церкви, но она была заперта. Призвали пономарей и экклисиар­ха, у которого хранились ключи от дверей церковных, которые засвидетельствовали, что после повечерия церковь была заперта и никто не входил в нее. О чуд­ном событии дали знать Игумену. Отворили церковь: волосы найдены на гробе преподобного Феодосия. Пос­ле тщательного разыскания, поняли, что пострижение совершено Ангелами. В этом удостоверились тем более, что свеча, которой надо бы сгореть в несколько часов, горела сорок суток. Преподобный Пимен провел в тяжкой болезни, не сходя с одра, всю жизнь; пред самой смертью выздоровел и, явив знамения живущей в нем благодати Божией, скончался блаженной кончиною (Патерик Печерский). Продолжительное горение свечи — опять непонятное для нас явление в веществе, нам неизвестном.

      В той же Киево-Печерской обители было следу­ющее явление Ангела преподобному Алипию. Алипий был иконописцем. Некоторый христолюбец заказал ему местную икону Успения Божией Матери к этому празд­нику. Алипий обещал кончить икону к сроку, но, когда приготовил доску и все принадлежности к работе, — разболелся к смерти, слег в постель. Заказавший икону не раз приходил осведомляться об иконе и очень скор­бел, видя, что икона даже не начата; но преподобный советовал ему положиться на промысел Божий. При­шел наконец христолюбец накануне самого праздника, после вечерни и, очень попеняв святому за то, что ли­шил возможности передать работу другому иконописцу, вышел в великой скорби. По отшествии его, вошел к Алипию неизвестный светлый юноша и начал писать икону. Алипий думал сначала, что это — человек, иконо­писец, присланный владельцем иконы; но необыкно­венная быстрота и красота работы показали, что то был Ангел. В три часа написалась икона. По окончании ра­боты и чудный иконописец, и икона соделались неви­димы. Между тем хозяин иконы от великой скорби не спал всю ночь; рано утром пошел он в церковь, в кото­рую была, заказана икона, чтоб там излить свою печаль пред Богом; вошед в церковь, увидел, что икона чудной красоты стоит уже на своем месте. Он поспешил к игу­мену Печерского монастыря и рассказал ему о совер­шившемся чуде. Вместе с игуменом они пошли к Али­пию, — застали его уже при последнем издыхании. Однако игумен спросил его: как написалась икона? Алипий поведал свое видение и присовокупил: Ангел написал эту икону, и вот! Он предстоит, чтоб взять меня. Сказав это, преподобный скончался (Печерский Патерик).

      Был особенно способен к чувственному видению духов святой Андрей юродивый, во плоти принадле­жавший к бесплотным по причине умерщвления пло­ти сверхъестественным подвигом. Однажды по той улице, на которой случалось быть святому, несли мер­твеца. То был человек очень богатый. Множество на­рода сопутствовало гробу; значительное собрание свя­щеннослужителей предшествовало гробу с песнопени­ем; большое количество родственников и знакомых последовало за гробом, оглашая воздух рыданиями и плачем. Святой начал чувствовать в себе изменение, и отверзлись его очи и прочие чувства. Он увидел мно­жество черных эфиопов, которые шли впереди священ­нослужителей и голоса их заглушали своими голосами. Одни из эфиопов держали в руках пепел, которым осы­пали людей, окружавших тело; другие из них плясали; иные хохотали бесстыдно; иные издавали звероподоб­ные и скотоподобные вопли; иные окропляли мертве­ца смрадною водою; иные летали по воздуху около гро­ба; иные шли сзади, хлопая руками, производя топот ногами, издеваясь над поющими и проклиная христиан. Потом святой Андрей увидел бесовского князя с огнен­ными глазами; этот демон, принадлежавший к падшим ангелам высшего чиноначалия, держал в руке серу и смолу и приближался к гробу с намерением сжечь труп. Когда тело было предано земле, святой увидел идущего прекрасного юношу, который был погружен в глубокую печаль и горько плакал. Когда юноша подошел к свя­тому: то святой, полагая, что это — один из родствен­ников умершего, сказал юноше: ради Бога скажи, ка­кая причина твоего плача; спрашиваю об этом потому, что никогда и никого не видал, кто бы так плакал о мертвеце. Юноша отвечал: причиной плача моего то, что я был хранителем этого умершего, а его похитил себе диавол. Святой сказал: теперь я понял, кто ты. После этого Ангел поведал Андрею образ жизни почив­шего и что он умер без покаяния. Душу его, говорил Ангел, взяли демоны, а поругание, которому подверг­нуто его тело, ты видел сам. Шедшие по улице люди, видя, что святой Андрей стоит один и как бы разгова­ривает с кем-то, говорили между собой: посмотрите на сумасшедшего! Он вступил в разговор со стеной. Этим прохожим подобны те, которые, будучи погружены в суетные занятия и плотское мудрование, отвергают су­ществование духов, или, что равновесно, дают духам отвлеченное значение, признавая их чуждыми веще­ству. — Находим нужным поместить здесь и другое ви­дение святого Андрея, служащее к выражению отноше­ния между духами и веществом. В начале своего подви­га Андрей, окованный цепями, был помещен в цер­ковь святой мученицы Анастасии, в Константинополе, и провел значительное время в этой церкви неисход­но. Однажды ночью, наяву пришел к нему один из на­чальных демонов в сопровождении многих других тем­ных духов. Диавол имел в руке топор, и все демоны воо­ружены были разным оружием. Они кинулись на свя­того, чтоб убить его, а святой возопил к Богу о помощи. Раздался гром и явилось многочисленное собра­ние людей, одеянных в белые одежды, а за ними при­шел благообразный старец. Лице его было светлее солн­ца, и множество слуг последовало ему. Он сказал им: затворите двери, чтоб никто не убежал, и переловите эфиопов. Повеление было тотчас исполнено. При этом Андрей услышал, что один из демонов шепотом говорил другому: «Горе нам! Мы обманулись. Иоанн грозен, будет мучить нас жестоко». Иоанн повелел бе­лоризцам, пришедшим с ним, и они, сняв железную цепь с шеи Андрея, подали ее Иоанну. Иоанн взял цепь в руки, сложил ее втрое; потом он встал в дверях церк­ви и приказал приводить к себе демонов по одному. Привели первого демона, растянули его на земле, и Иоанн дал ему цепью сто ударов. Демон вопиял подобно человеку: «Помилуй меня». Такому наказанию подверг­лись все демоны, один за другим. После этого Иоанн сказал им: «Подите, покажитесь отцу вашему, сатане: как покажется ему сделанное вам!» Демоны исчезли; белоризцы также удалились. Благолепный старец по­дошел к Андрею, возложил цепь на его шею. Объя­вив, что он — апостол Иоанн Богослов и что ему пору­чено попечение об Андрее, молнией отошел он от очей его (Четьи-Минеи, 2 октября). — Из жизнеописаний святых явствует, со­гласно поведанию Апокалипсиса, что глава падших ан­гелов — сатана — пребывает во аде, а на земной повер­хности действуют демоны под управлением князей сво­их, то есть падших ангелов из высших чиноначалии. Демоны нисходят во ад для получения приказаний и наставлений от сатаны, доносят ему о своих действиях и о всем, совершающемся на поверхности земной. Однажды демон очевидно явился святому Андрею и произнес предсказание о духовном и нравственном расстройстве христиан, долженствующем растлить христианство во времена последние. «В те времена, — говорил демон, — человеки будут злее меня, и малые дети превзойдут стариков лукавством. Тогда я начну по­чивать! Тогда не буду учить человеков ничему! Они, сами собой, буду исполнять волю мою!» Святой Анд­рей сказал демону: как ты знаешь это? Ведь демон ни­чего не знает по предведению. Демон отвечал: «Умней­ший отец наш, сатана, пребывая во аде, гадательствует о всем посредством волхвования и передает нам; а сами мы не знаем ничего» (Пролог, 6 октября). — Великий угодник Божий Ни­фонт, о котором сказано, что он беседовал с Ангелами как с друзьями и видел демонов открыто, поведал, что однажды князь бесовский, Алазион, послал с несколь­кими демонами во ад, к отцу своему сатане, монету, которую дал христианин скомороху (Четьи-Минеи. Житие святого Нифонта, 23 декабря).

      Церковное предание поведает, что святые апосто­лы, рассеянные по вселенной для проповеди, были восхищены Ангелами и принесены в Иерусалим ко дню успения Божией Матери. Это событие воспевает­ся в церковных всенародных песнопениях (Акафист Успению Божией Матери). Преподоб­ный Никон Сухий, инок Киево-Печерского монастыря, взят был в плен половцами при нападении их на Киев. Уведши Никона в страну свою, половцы подвергали его различным мукам, томили голодом и всеми обра­зами лишений. В таких страданиях Никон провел бо­лее трех лет. Ему было Божественное откровение, что он скоро избавится от плена. Он сказал об этом мучи­телям. Половцы, услышав это и полагая, что Никон принял меры к бегству, подрезали ему ножные жилы, заковали его в цепи и стерегли с особенной тщатель­ностью. Через три дня после предсказания о скором избавлении, пред наступлением полуденного часа, ког­да половцы, вооруженные, сидели вокруг Никона, он внезапно сделался невидим, а сторожившие его услышали в воздухе голоса, которые пели: хвалите Господа с небес. Никон был поставлен в церкви Печерского мона­стыря в то время, как на Божественной литургии на­чали петь причастный стих. Братия стеклись к нему и спрашивали, каким образом он возвратился. Никон хотел скрыть совершившееся с ним, но это было не­возможно; тяжкие цепи, которыми он был окован, тело, покрытое загнившимися ранами, кровь, которая еще капала из подрезанных ножных жил, свидетель­ствовали о событии, выходящем из порядка событий обыкновенных. Никон объявил во славу Божию слу­чившееся. Между тем заключен был мир с половцами. Тогда половчанин, у которого находился в плену пре­подобный Никон, прибыл в Киев и зашел в Печерский монастырь. Там, к величайшему удивлению, он увидел прежнего пленника своего, рассказал подробно игуме­ну и братии, каким образом Никон подвизался в плену и избавился из плена. Половчанин принял христианс­кую веру и монашество в Киево-Печерском монасты­ре; его примеру последовали многие половцы. Великое чудо имело многих свидетелей и благодетельнейшие последствия (Патерик Печерский).

      Способность быстро протекать пространства, кото­рые человеками признаются весьма значительными, имеют не только Ангелы, но и демоны. Имеют демоны возможность переносить с место на место как гру­бое земное вещество [163], так и человеков. Святой Иоанн, архиепископ Новгородский, стоял однажды ночью на келейной молитве, по обычаю своему. В полночный час пришел демон с намерением чем-нибудь необычайным устрашить святого и отвлечь его от молитвы. Для этого демон вошел в умывальницу, тут стоявшую, и начал по­лоскаться в воде. Святой связал демона и крестным зна­мением заключил в умывальнице. Демон начал вопить человеческим голосом и умолять святого о разрешении от связания и заключения в сосуде. Божественный Иоанн отвечал демону: в возмездие за твою дерзость повелеваю тебе, чтоб ты этой же ночью принес меня в Иерусалим ко храму гроба Господня и этой же ночью принес обрат­но сюда в Новгород, к моей келье. Демон обещал испол­нить требование. Тогда святой именем Господа освобо­дил демона из заключения в сосуде и повелел ему: будь в подобии коня готов пред дверями моей кельи. Демон вышел из сосуда в виде темного воздуха или дыма, то есть газа, а в виде коня встал у входа в келью святого. Святой воссел на него и принесен был в Иерусалим. Двери хра­ма Господня сами собою отворились пред ним, сами со­бою возжглись свечи и лампады у гроба Господня, Иоанн принес Богу благодарственное славословие и усердней­шую молитву, воздал поклонение всем святым местам и иконам храма. Когда он вышел, двери храма затворились сами собою, а демон в виде коня стоял, ожидая всадника. Святой воссел на демона и прежде рассвета принесен был в Новгород (Четьи-Минеи, 7 сентября). Это событие дает некоторое понятие о быстроте движения духов; хотя по всему видно, что пе­ренесение Аввакума из Иудеи в Вавилон и обратно из Вавилона в Иудею совершилось быстро, но Писание не упоминает ничего о времени, а здесь назначается при­близительно, и время: все события совершились во вто­рую половину ночи, следовательно, на путешествие употреблено около двух-трех часов.

      Некоторый иерей, по имени Адам, жил с малолет­ним сыном своим, отроком Михаилом, в скиту препо­добного Нила Сорского. Однажды отец, при встретив­шейся церковной нужде, послал сына к пономарю. Ког­да дитя вышло из кельи, внезапно встретил его некото­рый дикий человек и, схватив его, понес как бы вихрем и занес в непроходимые места и болота. Там была какая-то хоромина. Дикий человек внес дитя в эту хоро­мину и поставил посредине ее. Тут был как бы старши­на, в виде человека. Этот старшина сказал находившей­ся тут же женщине: покорми дитя. Принесено было много овощей, и дитя было принуждаемо к вкушению их; но Михаил не исполнил требования, стоял непод­вижно на одном месте и горько плакал. Отец, видя, что сын долго не возвращается, начал искать его и, не на­шедше, созвал всю братию, пошел с ними в часовню, находившуюся в недальнем расстоянии от монастыря. В часовне стояла икона Божией Матери; пред этой ико­ной братия начали совершать молебствие, проливая слезы и призывая на помощь преподобного Нила. В это самое время дитя увидело, что пришел преподобный Нил и, встав пред окном хоромины, ударил в окно жез­лом, от чего потряслась хоромина, а находившиеся в ней нечистые духи попадали лицами на землю. Михаил стоял и плакал, смотря на преподобного Нила. Преподобный сказал: о, окаянные! Как дерзнули вы напасть на мой скит и похитить это дитя! Тотчас отнесите его туда, откуда взяли. И немедленно дикий человек подхва­тил дитя и, понесши его опять как бы вихрем, донес до монастырской мельницы и поставил на стог сена, тут бывший. Михаил начал кричать со стога. В это время иерей с братией выходили из часовни и услышали крик дитяти. На голос его они пришли к стогу и, увидев на вершине его дитя, прославили Бога и угодника Его, Нила. Сняв Михаила со стога, они спрашивали его, ка­ким образом он попал туда? Михаил рассказал случив­шееся с ним. С того времени Михаил сделался особен­но тих; но осталось на умственной способности его, как это всегда бывает, впечатление от действия на него де­монов. Иерей, напуганный происшествием, оставил с сыном скит (Рукописное житие прп. Нила Сорского). В Божественных откровениях, бывших святым но­возаветной Церкви, души почивших человеков являлись точно в таком виде, какой изображается Священным Писанием. Первейшие вельможи римского императора Максимиана Геркулия, Сергий и Вакх, вступили в под­виг мученичества за веру во Христа и за исповедание Его пред царем нечестивым. Вакха забили палками до смерти. Сергий в это время был в тюрьме. Узнав о му­ченической кончине своего друга, он начал плакать о том, что не умер с ним вместе, и молил Бога о дарова­нии себе венца мученического. Настала полночь; бдел и плакал в молитве своей Сергий. Внезапно предстал ему окруженный небесным светом Вакх. Лице Вакха было как лице Ангела; на Вакхе была блистающая воинская одежда. Он утешил и укрепил друга, возвестив ему о скором совершении им мученического поприща и о ве­ликом небесном достоинстве, уготованном от Господа Иисуса Христа (Четьи-Минеи, 7 сентября). — Особенного внимания заслуживает освобождение из темницы преподобного Петра Афонс­кого святыми Симеоном Богоприимцем и Николаем Чудотворцем. Событие это имеет большое сходство с освобождением Ангелом апостола Петра из темницы и живописно изображает души святых в их загробном со­стоянии. Преподобный Петр Афонский был в мирском быту воеводой. Несколько раз помышлял он о вступле­нии в монашество, но, отвлекаемый житейской суетой, отлагал и отлагал исполнение намерения и обета. В то время сыны Измаила, приняв магометанство, уже гро­мили Греческую империю; между греками и измаильтя­нами кипела война, почти не прерывавшаяся. Однажды войско греческое было послано в Сирию. В войске на­ходился и воевода Петр. Измаильтяне поразили греков, взяли множество пленных: в числе пленных был воево­да. Окованный тяжкими цепями, он отведен в город Самару на реке Евфрате, там ввергнут в мрачную темницу. Томясь в темнице, Петр вспомнил о неисполненном обете и, поняв, что неисполнение этого обета было при­чиной постигшего бедствия, начал умолять святителя Николая о избавлении, возобновляя обет свой и усили­вая действие молитвы строгим постом. Святитель Ни­колай дважды явился Петру во сне, а в третий раз наяву и уже не один, а вместе со святым Симеоном Богопри­имцем. Великий Симеон был дивен видением, благоле­пен образом, сиял небесным светом. Он был облечен в ефуд (льняную одежду) ветхозаветного священства, и златой жезл был в руке его. Петр, увидев представших ему святых, объят был страхом. Симеон сказал Петру: «Ты просишь брата Николая о освобождении тебя из уз и темницы?» Петр едва мог отворить уста, — таким объят был страхом. «Я», — отвечал он. Святой Симеон сказал: «Исполнишь ли обет твой вступить в монаше­ство и провести земную жизнь добродетельно?» Петр отвечал: «Исполню, владыко мой, при помощи Божи­ей». Симеон: «Если обещаешься поступить так, то выдь отсюда беспрепятственно и иди куда хочешь». Петр по­казал ему свои ноги, окованные цепями. Святой Симе­он прикоснулся к цепям златым жезлом, бывшим в руке его, и цепи растаяли, как тает воск от огня [164]. Петр встал и увидел, что тюрьма отворена. Он вышел из нее, последуя со святителем Николаем за святым Симеоном, и внезапно очутился за городом. Когда совершалось это, — пришла Петру мысль: то, что делается с ним, не есть ли только видение? Немедленно святой Симеон об­ратился к нему и сказал: «Зачем совершающуюся над то­бой милость Божию ты полагаешь только видением? Разве ты не видишь с достоверностью, где ты и кому последуешь?» — После этого святой Симеон, поручив Петра святителю, соделался невидим. Петр шел вслед святого Николая. Рассвело. Святитель спросил Петра, взял ли он с собой пищи на путь. Петр отвечал: «Влады­ко! Мне нечего было взять, потому что я не имел ниче­го». Святитель повелел Петру зайти в случившийся тут поблизости сад. Там встретишь, сказал он ему, челове­ка, который даст тебе овощей, сколько тебе надо; взяв их, последуй мне. Петр, исполнив приказанное ему, шел за святителем Николаем и в короткое время достиг пре­делов Греческой империи. Тогда святитель сказал Пет­ру: «Брат! Ты уже в своем отечестве и имеешь всю сво­боду исполнить обет твой. Исполни его немедленно, чтобы снова не попасть в Самару и в оковы». Сказав это, святой Николай соделался невидим (Четьи-Минеи, 12 июля).