Собрание сочинение. Том 3. Слово о смерти. Слово о человеке

      Святые отцы предпочитали всякое духовное виде­ние видению чувственному. Великий наставник иноков святой Исаак Сирский сказал: «Сподобившийся увидеть себя выше сподобившегося видеть Ангелов: ибо после­дний входит в общение очами телесными, а первый — очами душевными» (Слово 41). Те преподобные иноки, которые сподобились обильного видения духовного, обиловали духовным рассуждением и другими возвышеннейшими дарованиями Святаго Духа: скудны были ими те препо­добные отцы, которые за простоту свою и чистоту удос­тоены были одного чувственного видения духов. Препо­добный Даниил Скитский поведал о некотором старце весьма строгой жизни, жившем в Нижнем Египте, что он говорил по неведению: «Мельхиседек, царь Салимс­кий, упоминаемый в Бытейской книге (Быт.14:18), есть Сын Бо­жий». Это было передано блаженному Кириллу, архи­епископу Александрийскому. Кирилл пригласил к себе старца, который совершал знамения, которому Бог от­крыл то, о чем просил старец. Архиепископ поступил очень благоразумно. Он сказал старцу: «Авва! Помолись за меня. Один помысл говорил мне, что Мельхиседек есть Сын Божий, а другой помысл говорит: нет! Он че­ловек и архиерей Божий. Я колеблюсь, которому из этих помыслов поверить. По этой причине и пригласил тебя. Помолись Богу, чтоб Бог возвестил тебе это откро­вением». Старец, уповая на свое жительство, отвечал с решительностью: «Дай мне сроку на три дня: я попро­шу Бога об этом и возвещу тебе, кто Мельхиседек». По прошествии трех дней старец пришел к архиепископу и говорил ему: «Мельхиседек — человек». Архиепископ отвечал: «Как ты узнал, отец?» Старец: «Бог показал мне всех патриархов, от Адама до Мельхиседека. При этом Ангел сказал мне: вот Мельхиседек. Будь уверен, что это так». Возвратившись в келью, старец уже сам собою про­поведовал всем, что Мельхиседек человек, а не Сын Бо­жий. Святой Кирилл возрадовался о спасении брата, ко­торый, несмотря на то, что совершал знамения и полу­чал откровения от Бога, был в общении со святыми Ан­гелами и с душами отшедши святых, — погибал от усвое­ния себе богохульной мысли, не понимая своего душев­ного бедствия (Пролог, 23 февраля). Подобное случилось с некоторым свя­тым пресвитером первых веков христианства. По при­чине чистоты и незлобия он, при служении Божествен­ной литургии, постоянно сподоблялся видеть Ангела, который стоял близ его. Посетил пресвитера странник-диакон. Пресвитер предложил диакону совершить с ним бескровное жертвоприношение. Когда они начали свя­щеннодействовать, диакон заметил пресвитеру, что он при молитвах произносит слова, в которых заключается еретическое богохульство. Поразило пресвитера замеча­ние. Он обратился к Ангелу, который тут присутствовал, и спросил его: «Справедливы ли слова диакона?» Ангел отвечал: «Справедливы». — «Почему же, — возразил пре­свитер, — ты, находясь при мне столько времени, не сказал мне этого?» — «Богу угодно, — отвечал Ангел, — чтоб человеки наставлялись человеками». Постоянное общение с Ангелом не препятствовало святому пресви­теру коснеть в погибельном заблуждении.

      Видение чувственными очами духов приносит все­гда больший или меньший вред тем человекам, которые не имеют духовного видения. Здесь, на земле, образы истины перемешаны с образами лжи (Св. Исаака Сирского, Слово 2), как в стране, в которой перемешано добро со злом, как в стране изгна­ния падших ангелов и падших человеков.

Как люди, возлюбившие свое падение, свою греховность, употребляют все меры, чтоб при­влечь всех человеков в свое направление, так в особен­ности заботятся об этом падшие духи. Они совершают дело погубления человеков с несравненно большим ус­пехом, чем злонамереннейшие люди. Повреждение че­ловеков заключается в смешении в них добра со злом; повреждение падших духов заключается в полном пре­обладании зла, при совершенном отсутствии добра. Способности падших духов далеко превосходнее способ­ностей падших человеков, которые связаны в своих на­чинаниях самой тяжестью и дебелостью своего тела. Демоны свободно и быстро обтекают вселенную, сво­бодно совершают и такие дела, которые вовсе невоз­можны для человеков (Иов.1:7). Люди должны поневоле удовлет­вориться той опытностью во зле, которую они стяжают во время краткой земной жизни; их злые намерения уничтожаются сами собою в тот час, когда они понево­ле оставляют поприще земной жизни, будучи востребо­ваны на суд Божий и в вечность. Демонам, напротив того, предоставлено пребывать на земле со времени их окончательного падения (Быт.3:14) до кончины мира: всякий лег­ко может представить себе, какую опытность в творении зла стяжали они в такое продолжительное время, при их способностях и при постоянной злонамеренности, нис­колько не растворенной никаким благим стремлением или увлечением. Если они и притворяются благонаме­ренными, то это единственно с целью вернее успеть в злом намерении. Для благонамеренности они вовсе не способны. Видящий чувственно духов легко может быть обманут в свое повреждение и погибель. Если же он, при видении духов, окажет доверенность к ним или легкове­рие, то он непременно будет обманут, непременно будет увлечен, непременно будет запечатлен непонятною для неопытных печатью обольщения, печатью страшного повреждения в своем духе, причем часто теряется возможность исправления и спасения. Со многими, с весь­ма многими это случалось. Случилось это не только с язычниками, которых жрецы были по большей части в открытом общении с демонами; случилось это не только с многими христианами, не знающими тайн христиан­ства и по какому-нибудь обстоятельству вступившими в общение с духами, — случилось это с многими подвиж­никами и иноками, не стяжавшими духовного видения духов и увидевшими их чувственно.

      Одним только христианским подвижничеством до­ставляется правильный, законный вход в мир духов. Все прочие средства незаконны и должны быть отвергнуты как непотребные и пагубные. Истинного Христова под­вижника вводит в видение Сам Бог. Когда руководит Бог, тогда отделяются призраки истины, в которые облека­ется ложь от истины; тогда даруется подвижнику, во-пер­вых, духовное видение духов, подробно и с точностью обнаруживающее пред ним свойства этих духов. Уже после этого даруется некоторым подвижникам чувственное видение духов, которым пополняются познания о них, доставленные видением духовным. Злые духи свя­зываются в своих действиях по отношению к подвижни­ку Христову властью и премудростью руководящего им Бога, и, несмотря на то, что дышат особеннейшей зло­бой на служителя Божия, они не могут причинить ему того зла, какое бы желали. Наносимые ими напасти со­действуют его преуспеянию (Прп. Макария Великого, Слово 4, гл. 6 и 7).

      Подробное, существенно нужное учение о духах зло­бы излагает преподобный Антоний Великий в поуче­нии, которое он произнес ученикам своим. Учение это Антоний Великий заимствовал из собственных святых опытов, из обильно-благодатного состояния своего; сви­детельствуется оно Священным Писанием. Антоний имел видение духов и чувственное, и духовное. То и дру­гое видение достигли в нем высшей степени развития. По самоумерщвлению, по глубоко безмолвной жизни, по житию на небесе (Флп.3:20) куда возводил его обитавший в нем Святый Дух, Антоний, находясь еще в теле, уже как бы принадлежал к духам [13] . Постоянно находился он то в общении со святыми Ангелами, то в борьбе с демона­ми [14]. Наставление произнесено отшельникам — инокам, весьма преуспевшим, каковы были ученики Великого. Чувственное видение духов есть принадлежность от­шельнической жизни; с общежительными иноками бесы сражаются наиболее невидимо, принося им гре­ховные помыслы, мечтания, ощущения, очень редко являясь чувственно. Антоний Великий, достаточно обучив преподобного Павла Препростого иноческой жизни, устроил для него отшельническую келью в значитель­ном расстоянии от себя и ввел в нее святого ученика своего, сказав ему при этом: «Вот! Благодатью Христа, даровавшего помощь, ты изучился монашеской жизни: отныне пребывай наедине, чтоб стяжать опытность в борьбе с демонами» [15]. «Писание заповедует, — говорил Антоний Вели­кий [16], — чтоб мы всяцем хранением блюли свое сердце (Притч.4:23). Вра­гов имеем страшных и коварных [17], то есть лукавых демо­нов, с ними предлежит нам сражение, как говорил апос­тол: несть наша брань к крови и плоти, но к началам и ко властем, и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным (Еф.6:12). Великое множество их находится в объем­лющем нас воздухе; они недалеко от нас; господствует между ними великое несогласие [18] . О природе и разнооб­разии их многое могут сказать другие, превосходящие нас в духовном преуспеянии, а нам настоит особен­ная нужда знать употребляемые ими против нас козни». «Во-первых, мы должны быть убеждены в том, что демоны называются демонами не потому, чтоб они были созданы в настоящем их устроении. Бог не создал ничего такого, что, само по себе, было бы злым. Демо­ны созданы благими. Впоследствии, отпавши от небес­ной мудрости, низверженные на землю, они обольсти­ли язычников привидениями. Пламенея ненавистью к нам, христианам, они употребляют все средства к воз­бранению нам доступа на небеса, чтоб мы не взошли туда, откуда они ниспали. Нужна усиленная молитва, нужен великий подвиг, чтоб те, которым они являются, получив действием Духа благодать рассуждения, могли узнавать их. Некоторые из них менее злобны, другие более злобны; но у всех — одно стремление: разными способами устроять для нас падение и погибель. Мно­гообразна их хитрость; многообразны приемы к приуго­товлению козней [19] . Конечно, блаженный апостол с пос­ледователями своими знал это с точностью. Не неразуме­ваем бо умышлений его (сатаны) (2Кор.2:11). Мы должны друг друга наставлять, заимствуя познание из тех искушений, ко­торым подверглись от демонов; почему и я, как стяжав­ший некоторое опытное знание о духах, сообщаю его вам, чадам моим».

      «Если демоны увидят, что кто-либо из христиан, в особенности из монахов, начинает подвизаться и пре­успевать, то приступают к нему и тотчас же начинают полагать препятствия на пути его. Препятствия эти суть греховные помышления. Не должно приходить в смуще­ние и недоумение от приносимых ими внушений: они немедленно уничтожаются молитвами, постами и ве­рою в Господа. Но, будучи отражены, демоны не пре­стают от брани: злохитро и коварно приступают они снова. Не успев обольстить сердце тайным действием при посредстве вожделений, они подступают иным пу­тем и покушаются привести в испуг пустыми привиде­ниями, принимая различные образы, — то женщин, то зверей, то гадов, то величайших исполинов, то множе­ства воинов. Но и этих привидений, показываемых ими, не должно страшиться: не имея никакого значе­ния, они мгновенно исчезают, если кто потщится ог­радить себя верою и знамением креста. Впрочем, они дерзки и крайне бесстыдны: побежденные при одном способе борьбы, прибегают к другому. Они представ­ляют себя одаренными пророчеством, способными предсказывать будущее. Они вытягиваются привидени­ем в такую высоту роста, при великом объеме в шири­ну, что представляются прикасающимися к крышам домов. Так действуют они с той целью, чтобы обольстить дивами тех, кого не могли обольстить по­мыслами. Если же и при этом покушении они найдут душу укрепленной верой и надеждой, то наконец при­водят с собой своего начальника» [20] .

      «Антоний говорил, что он часто видел диавола та­ким, каким открыл его Господь Иову в следующих сло­вах: Очи его — видение денницы. Из уст его исходят аки све­щи горящыя, и размечутся яко искры, огненнии. Из ноздрей его исходит дым пещи горящия огнем углия. Душа, его яко уг­лие, и яко пламы из уст его исходят (Иов.41:9-13). Являясь таким, князь демонов, велеречивый и состарившийся во зле, стара­ется, как я сказал, навести ужас, в чем обличает его Гос­подь, говоря опять Иову: вменяет железо, яко плевы, медь же аки древо гнило, мнит же море, яко мироварницу, и тар­тар бездны, яко же пленника, вменил, бездну в прохождение (вместо прогулки) (Иов.41:18,22,23); чрез пророка: гнав, постигну (Исход.15:9); через другого пророка: вселенную всю обыму рукою моею, яко гнез­до, и яко оставленная яица возьму (Ис.10:14). Таким образом, демо­ны хвастают и обещаются сделать то и другое, чтоб об­мануть подвижников благочестия. Нам, верующим, не должно страшиться их привидений, не должно внимать их провозглашениям. Лгут они всегда, никогда не гово­рят ничего справедливого. Хотя диавол дерзко высказал о себе так многое [21] , однако Господь извлек его, как змея на уде, возложил на него узду, как на рабочий скот, зако­вал в железный обруч, как беглого раба, продел в нозд­ри и губы его кольцо. Он связан Господом подобно во­робью и предан нам в игралище. Вместе с ним низвер­жены его сообщники, демоны, как скорпионы и змеи, в попрание нам, христианам. Доказательством этого слу­жит то, что мы самым образом жительства нашего бо­ремся с диаволом, — и тот, кто похвалялся иссушить море и охватить вселенную, уже не может противосто­ять нашему подвижничеству, не может воспретить мне, говорящему против него. Не будем обращать никакого внимания на слова его, потому что он постоянно лжет! Не будем страшиться его привидений, не имеющих, все­конечно, никакого значения! Показываемый демонами свет — неистинный: скорее он — предзнаменование и предызображение приготовленного им огня: они усили­ваются являться человекам в том пламени, в котором будут гореть. Точно — они являются, но исчезнут тот­час, не повредив никого из верующих, в самой же вещи явив только образ огня, в который они будут ввергнуты. Не должно страшиться их ни по какому поводу: благодать Христова соделала все покушения их против нас тщетными[22] . Демоны — лукавы; они способны прини­мать разные образы и виды. Часто представляются по­ющими псалмы, пребывая при этом невидимыми, и вспоминают слова Писания [23] . Очень часто, когда мы читаем, они тотчас повторяют прочитанное, подобно эху. Когда спим — они возбуждают нас на молитву, чтоб не дать нам вовсе успокоиться сном. Иногда, приняв вид монахов, как бы самых благочестивых, вступают в раз­говор, чтоб обмануть привидением одежды и образа и обманутых увлечь, куда желают. Их никак не должно слушать, возбуждают ли они к молитве, увещевают ли, чтоб мы вовсе ничего не вкушали, обвиняют ли и обли­чают нас в грехах, которые знают за нами. Они делают это не с целью благочестия или добродетели, но с тем, чтоб привести простейших в отчаяние. Они представ­ляют подвижническую жизнь бесполезною, внушают отвращение к монашеской жизни, как к невыносимо тягостной; они действуют с целью поставить всевозмож­ные препятствия этой жизни» [24] .

      «Пророк, посланный Богом, объявляет о бедствен­ном состоянии демонов, говоря: Горе напаяющему подру­га своего развращением мутным (Ав.2:15). Такие внушения и помыслы наветуют путь, ведущий к спасению. Когда де­моны говорили правду — говорили они правду, когда говорили: Ты еси Святый Божий (Лк.4:41). — Господь заключал им уста и повелевал молчать, чтоб они не примесили лукавства своего к правде и чтоб научить нас решитель­ному недоверию к демонам, хотя бы они и говорили правду. Неприлично нам, имеющим Священное Писа­ние и свободу, дарованную Спасителем, научаться от диавола, который не сохранил собственного чина и изменился по разуму, ниспадши от духовного к плот­скому. По этой причине, когда диавол покушается го­ворить, Писание воспрещает ему это следующими словами: грешнику рече Бог: вскую ты поведаеши оправдания Моя, и восприемлеши завет Мой усты твоими (Пс.49:16). Чтоб обма­нуть простейших, они прибегают ко всевозможным средствам, ко всевозможному притворству, многосло­вят, шумят, приводят в смятение, производят стук, непо­мерно хохочут, свищут. Если не будет обращено на них никакого внимания, то они, наконец, начинают плакать и рыдать, как побежденные».

      «Господь, как Бог, заключал уста демонов; нам же, наученным святыми, подобает подражать им, уподоб­ляться им мужеством. Они, увидев что-либо такое, вос­клицали: Внегда восстати грешному предо мною, онемех и смирихся, и умолчал от благ (Пс.38:2). И опять: Аз же яко глух, не слышах, и яко нем не отверзаяй уст своих: и бых, яко человек не слышай (Пс.37:14). Почему мы должны даже не внимать демо­нам, как чуждым нам, не слушаться их ни в чем, хотя бы они возбуждали к молитве, хотя бы поучали посту. На­против того, будем твердо держаться постановлений нашего жительства, чтоб не быть обманутыми их действиями, которые все преисполнены злохитрости и зло­намеренности. Нечего страшиться их, хотя бы они представлялись нападающими, хотя бы угрожали смер­тью: они немощны, могут только угрожать, не могут сделать ничего более» [25] .

      «Сказав доселе кратко об этом предмете, не останов­люсь сказать подробнее: такое поведение возведет нас к строжайшей бдительности над собою. С пришествием Господа на землю пал враг, силы его сокрушились. Как низверженный тиран, не могущий сделать ничего, он никак не может оставаться спокойным и, по крайней мере, угрожает словами. Каждый из вас должен знать это; каждый из вас, на основании этого знания, может презирать демонов. Если бы они были связаны такими телами, какими связаны мы, то, без сомнения, могли бы сказать: «Мы не находим человеков, потому что они скрываются; если бы мы находили их, то вредили бы им; так же мы могли бы, замкнувши двери, скрываться от них подобно тому, как они скрываются от нас». Но положение их совсем не таково: они могут входить при запертых дверях, могут, как они, так и начальник их диавол, свободно действовать в воздушном простран­стве, — готовы к нанесению зла и вреда; диавол, как сказал Господь, человекоубийца бе искони (Ин.8:44). Несмотря на это, мы живем, даже в противодействие ему установили наше жительство: из этого, явствует, что демоны лиши­лись всякой силы. Место не служит препятствием для их кознодейства; нет у них залога любви к нам, чтоб они щадили нас по причине любви; они — отнюдь не пра­ведны и не благорасположены к нам, чтоб заботиться об исправлении нашем. Напротив того они злонамерен­ны и ни о чем столько не стараются, как о том, чтоб наносить вред подвижникам добродетели и благочес­тия. Не делают они ничего только по той причине, что ничего не могут сделать, могут только угрожать; они не могут воздержаться от зла, жаждут нанести нам всякий вред, имея к этому всецело направленную волю. Вот! Мы собрались и говорим против них; они знают, что соответственно нашему преуспеянию они приходят в изнеможение. Наверное, они не допускали бы жить ни­кому из христиан, если бы имели на то власть, — благо­честивая жизнь по Богу мерзостна для грешника. Не имея никакой силы, они терзаются при виде, что не могут выполнить никакого замысла своего. Утвердимся в мыс­ли, что отнюдь не должно страшиться их. Если бы они имели какую-либо власть, то не приступали бы с шумом, в разных привидениях, не устраивали бы ковов, изме­няя образы; было бы достаточным одного из них, чтоб исполнить желаемое им и возможное для него. Имею­щий власть убить приступает не в пустом видение, не приводит в ужас шумом и мятежом, но действует свободно по власти своей. Напротив того, демоны, не имея никакой силы, разыгрывают как бы театральное представление, изменяя вид и приводя детей в ужас шу­мом и безобразными личинами своими: по этому самому они заслуживают презрения, как немощные. Истинный Ангел, посланный Господом против ассириян, не нуж­дался ни в шуме, ни в поразительной обстановке, ни в стуке, ни в плескании руками: спокойно действуя по данной власти, он убил в течении самого скорого вре­мени сто восемьдесят пять тысяч воинов (4Цар.19:35). Неимеющие же никакой силы — каковы демоны — стараются лишь привести в ужас суетными привидениями».

      «Может быть, кто-нибудь, на основании повести об Иове, спросит в опровержение сказанному: почему же диавол, вооружившись на этого праведного мужа, воз­мог сделать все: и отнял имущество, и убил детей, само­го поразил смрадной проказой? (Иов.1:15-22; 2:1-17) Да ведает вопрошаю­щий, что это совершилось не силой диавола, но силой Бога, Который предал Иова диаволу для искушения. Диавол, и именно потому, что сам ничего не мог сделать, просил дозволения сделать сделанное им. Это со­бытие служит основанием большого презрения к врагу, который хотя и желал, но не имел возможности действо­вать и против одного праведного человека: если бы имел, то не просил бы. Но он просил, просил не однаж­ды, просил дважды: этим обличается его немощь и бес­силие. Неудивительно, что он ничего не мог сделать Иову, когда не мог нанести вреда стадам его, без соиз­воления на то Бога. Даже над свиньями он не имел ни­какой власти, потому что демоны просили Господа, как написано в Евангелии, говоря: повели нам идти в стадо свиное (Мф.8:31). Если они не имеют власти над свиньями, тем менее над людьми, сотворенными по подобию Божию».

      «Должно страшиться одного Бога: демонов должно презирать и нисколько не бояться. Чем настойчивее они действуют против нас, тем ревностнее мы должны принадлежать подвижничеству. Великое оружие против них — чистая жизнь и вера в Бога. Несомненно, что они боятся пощения, бдений, молитв, кротости, сердечного безмолвия, презрения денег и суетной славы, смире­ния, любви к нищим, милости, благости, более всего благочестия во Христе [26] , когда видят эти добродетели в подвижниках. По этой причине они употребляют все усилия, чтобы кто-либо не попрал их: они знают благо­дать, которую Спаситель дал против них верующим. Се даю вам власть наступати на змию и на скорпию, и на всю силу вражию» (Лк.10:19).

      «Итак, если демоны будут предсказывать будущее, — никто да не внимает им. Часто они предвозвещают за несколько дней пришествие братии, — и в самом деле братия приходят. Это делают демоны не для чего ино­го, как только для того, чтобы внушить доверенность к себе тем, которые внимают им, чтобы подчинить их постепенно своему влиянию и погубить. По этой при­чине не должно внимать им, должно отвергать слова их, когда они говорят, потому что мы нисколько не нуж­даемся в них. Что удивительного в том, что они, имея тела, более легкия, нежели каковы, тела человеческия [27] и уви­дев кого-либо, отправившегося в дорогу, приходят преж­де его и возвещают о нем? Таким образом едущие на лошадях могут предупреждать пешеходов: в этом отно­шении они нисколько не достойны удивления. Они ни­чего не знают такого, что еще не совершалось: один Бог знает все события прежде совершения их. Они же, уви­дев что-либо, извещают об этом, перебегая поспешно. Так многим возвещают они то, что делается между нами, то есть что мы сошлись, что сговариваемся про­тив них, прежде, нежели кто-либо из нас, вышедши отсюда, мог бы пересказать об этом. Конечно, всякий проворный мальчик мог бы сделать это, предупредив идущего медленно. Сказанное мною надо так понимать. Если кто сбирается в дорогу из Фиваиды или из какой другой страны, то они не знают, пойдет ли он или не пойдет. Когда же увидят, что он пошел, то бегут вперед и предвозвещают пришествие его, и он, по прошествии немногих дней, точно приходит. Случается же отпра­вившимся в путь возвратиться назад: тогда демоны ока­зываются солгавшими» [28] .

      «Таким же образом они нередко болтают о прибы­ли воды в реке: увидев, что пошли большие дожди в Эфиопии, и заключая из этого, что река выступит из берегов, они, прежде нежели вода дойдет до Египта, поспешно прибегают и возвещают о наступающем наводнении. Это могли бы возвещать и человеки, если бы имели ту способность к быстрому движению, какую имеют демоны. Каким образом телохранитель Дави­да (2Цар.18:24), взошедши на высокое место, скорее усматривал приходящего человека, нежели тот, который стоял внизу; также каким образом тот из вестников, который предупредил прочих приходом, прежде их возвестил не о том, что еще не совершилось, но о том, что нача­ло совершаться: таким образом и демоны предупреж­дают возвещением, единственно с целью обмана. Меж­ду тем, если по Промыслу Божию обстоятельства сло­жатся иначе, вода не прибудет или путешественники не придут, тогда демоны окажутся солгавшими, а поверив­шие им обманутыми» [29] .