Собрание сочинение. Том 3. Слово о смерти. Слово о человеке

      «Пророк, посланный Богом, объявляет о бедствен­ном состоянии демонов, говоря: Горе напаяющему подру­га своего развращением мутным (Ав.2:15). Такие внушения и помыслы наветуют путь, ведущий к спасению. Когда де­моны говорили правду — говорили они правду, когда говорили: Ты еси Святый Божий (Лк.4:41). — Господь заключал им уста и повелевал молчать, чтоб они не примесили лукавства своего к правде и чтоб научить нас решитель­ному недоверию к демонам, хотя бы они и говорили правду. Неприлично нам, имеющим Священное Писа­ние и свободу, дарованную Спасителем, научаться от диавола, который не сохранил собственного чина и изменился по разуму, ниспадши от духовного к плот­скому. По этой причине, когда диавол покушается го­ворить, Писание воспрещает ему это следующими словами: грешнику рече Бог: вскую ты поведаеши оправдания Моя, и восприемлеши завет Мой усты твоими (Пс.49:16). Чтоб обма­нуть простейших, они прибегают ко всевозможным средствам, ко всевозможному притворству, многосло­вят, шумят, приводят в смятение, производят стук, непо­мерно хохочут, свищут. Если не будет обращено на них никакого внимания, то они, наконец, начинают плакать и рыдать, как побежденные».

      «Господь, как Бог, заключал уста демонов; нам же, наученным святыми, подобает подражать им, уподоб­ляться им мужеством. Они, увидев что-либо такое, вос­клицали: Внегда восстати грешному предо мною, онемех и смирихся, и умолчал от благ (Пс.38:2). И опять: Аз же яко глух, не слышах, и яко нем не отверзаяй уст своих: и бых, яко человек не слышай (Пс.37:14). Почему мы должны даже не внимать демо­нам, как чуждым нам, не слушаться их ни в чем, хотя бы они возбуждали к молитве, хотя бы поучали посту. На­против того, будем твердо держаться постановлений нашего жительства, чтоб не быть обманутыми их действиями, которые все преисполнены злохитрости и зло­намеренности. Нечего страшиться их, хотя бы они представлялись нападающими, хотя бы угрожали смер­тью: они немощны, могут только угрожать, не могут сделать ничего более» [25] .

      «Сказав доселе кратко об этом предмете, не останов­люсь сказать подробнее: такое поведение возведет нас к строжайшей бдительности над собою. С пришествием Господа на землю пал враг, силы его сокрушились. Как низверженный тиран, не могущий сделать ничего, он никак не может оставаться спокойным и, по крайней мере, угрожает словами. Каждый из вас должен знать это; каждый из вас, на основании этого знания, может презирать демонов. Если бы они были связаны такими телами, какими связаны мы, то, без сомнения, могли бы сказать: «Мы не находим человеков, потому что они скрываются; если бы мы находили их, то вредили бы им; так же мы могли бы, замкнувши двери, скрываться от них подобно тому, как они скрываются от нас». Но положение их совсем не таково: они могут входить при запертых дверях, могут, как они, так и начальник их диавол, свободно действовать в воздушном простран­стве, — готовы к нанесению зла и вреда; диавол, как сказал Господь, человекоубийца бе искони (Ин.8:44). Несмотря на это, мы живем, даже в противодействие ему установили наше жительство: из этого, явствует, что демоны лиши­лись всякой силы. Место не служит препятствием для их кознодейства; нет у них залога любви к нам, чтоб они щадили нас по причине любви; они — отнюдь не пра­ведны и не благорасположены к нам, чтоб заботиться об исправлении нашем. Напротив того они злонамерен­ны и ни о чем столько не стараются, как о том, чтоб наносить вред подвижникам добродетели и благочес­тия. Не делают они ничего только по той причине, что ничего не могут сделать, могут только угрожать; они не могут воздержаться от зла, жаждут нанести нам всякий вред, имея к этому всецело направленную волю. Вот! Мы собрались и говорим против них; они знают, что соответственно нашему преуспеянию они приходят в изнеможение. Наверное, они не допускали бы жить ни­кому из христиан, если бы имели на то власть, — благо­честивая жизнь по Богу мерзостна для грешника. Не имея никакой силы, они терзаются при виде, что не могут выполнить никакого замысла своего. Утвердимся в мыс­ли, что отнюдь не должно страшиться их. Если бы они имели какую-либо власть, то не приступали бы с шумом, в разных привидениях, не устраивали бы ковов, изме­няя образы; было бы достаточным одного из них, чтоб исполнить желаемое им и возможное для него. Имею­щий власть убить приступает не в пустом видение, не приводит в ужас шумом и мятежом, но действует свободно по власти своей. Напротив того, демоны, не имея никакой силы, разыгрывают как бы театральное представление, изменяя вид и приводя детей в ужас шу­мом и безобразными личинами своими: по этому самому они заслуживают презрения, как немощные. Истинный Ангел, посланный Господом против ассириян, не нуж­дался ни в шуме, ни в поразительной обстановке, ни в стуке, ни в плескании руками: спокойно действуя по данной власти, он убил в течении самого скорого вре­мени сто восемьдесят пять тысяч воинов (4Цар.19:35). Неимеющие же никакой силы — каковы демоны — стараются лишь привести в ужас суетными привидениями».

      «Может быть, кто-нибудь, на основании повести об Иове, спросит в опровержение сказанному: почему же диавол, вооружившись на этого праведного мужа, воз­мог сделать все: и отнял имущество, и убил детей, само­го поразил смрадной проказой? (Иов.1:15-22; 2:1-17) Да ведает вопрошаю­щий, что это совершилось не силой диавола, но силой Бога, Который предал Иова диаволу для искушения. Диавол, и именно потому, что сам ничего не мог сделать, просил дозволения сделать сделанное им. Это со­бытие служит основанием большого презрения к врагу, который хотя и желал, но не имел возможности действо­вать и против одного праведного человека: если бы имел, то не просил бы. Но он просил, просил не однаж­ды, просил дважды: этим обличается его немощь и бес­силие. Неудивительно, что он ничего не мог сделать Иову, когда не мог нанести вреда стадам его, без соиз­воления на то Бога. Даже над свиньями он не имел ни­какой власти, потому что демоны просили Господа, как написано в Евангелии, говоря: повели нам идти в стадо свиное (Мф.8:31). Если они не имеют власти над свиньями, тем менее над людьми, сотворенными по подобию Божию».

      «Должно страшиться одного Бога: демонов должно презирать и нисколько не бояться. Чем настойчивее они действуют против нас, тем ревностнее мы должны принадлежать подвижничеству. Великое оружие против них — чистая жизнь и вера в Бога. Несомненно, что они боятся пощения, бдений, молитв, кротости, сердечного безмолвия, презрения денег и суетной славы, смире­ния, любви к нищим, милости, благости, более всего благочестия во Христе [26] , когда видят эти добродетели в подвижниках. По этой причине они употребляют все усилия, чтобы кто-либо не попрал их: они знают благо­дать, которую Спаситель дал против них верующим. Се даю вам власть наступати на змию и на скорпию, и на всю силу вражию» (Лк.10:19).

      «Итак, если демоны будут предсказывать будущее, — никто да не внимает им. Часто они предвозвещают за несколько дней пришествие братии, — и в самом деле братия приходят. Это делают демоны не для чего ино­го, как только для того, чтобы внушить доверенность к себе тем, которые внимают им, чтобы подчинить их постепенно своему влиянию и погубить. По этой при­чине не должно внимать им, должно отвергать слова их, когда они говорят, потому что мы нисколько не нуж­даемся в них. Что удивительного в том, что они, имея тела, более легкия, нежели каковы, тела человеческия [27] и уви­дев кого-либо, отправившегося в дорогу, приходят преж­де его и возвещают о нем? Таким образом едущие на лошадях могут предупреждать пешеходов: в этом отно­шении они нисколько не достойны удивления. Они ни­чего не знают такого, что еще не совершалось: один Бог знает все события прежде совершения их. Они же, уви­дев что-либо, извещают об этом, перебегая поспешно. Так многим возвещают они то, что делается между нами, то есть что мы сошлись, что сговариваемся про­тив них, прежде, нежели кто-либо из нас, вышедши отсюда, мог бы пересказать об этом. Конечно, всякий проворный мальчик мог бы сделать это, предупредив идущего медленно. Сказанное мною надо так понимать. Если кто сбирается в дорогу из Фиваиды или из какой другой страны, то они не знают, пойдет ли он или не пойдет. Когда же увидят, что он пошел, то бегут вперед и предвозвещают пришествие его, и он, по прошествии немногих дней, точно приходит. Случается же отпра­вившимся в путь возвратиться назад: тогда демоны ока­зываются солгавшими» [28] .

      «Таким же образом они нередко болтают о прибы­ли воды в реке: увидев, что пошли большие дожди в Эфиопии, и заключая из этого, что река выступит из берегов, они, прежде нежели вода дойдет до Египта, поспешно прибегают и возвещают о наступающем наводнении. Это могли бы возвещать и человеки, если бы имели ту способность к быстрому движению, какую имеют демоны. Каким образом телохранитель Дави­да (2Цар.18:24), взошедши на высокое место, скорее усматривал приходящего человека, нежели тот, который стоял внизу; также каким образом тот из вестников, который предупредил прочих приходом, прежде их возвестил не о том, что еще не совершилось, но о том, что нача­ло совершаться: таким образом и демоны предупреж­дают возвещением, единственно с целью обмана. Меж­ду тем, если по Промыслу Божию обстоятельства сло­жатся иначе, вода не прибудет или путешественники не придут, тогда демоны окажутся солгавшими, а поверив­шие им обманутыми» [29] .

      «Так начались в древности оракулы (прорицалища) язычников; так язычники издревле были обмануты де­монами. Но обману положен конец. Пришел Господь, низверг демонов и ухищрения их. Ничего не знают они сами по себе, но, как тати, сказывают то, что увидят у других. Правильнее сказать, они не столько предсказы­вают, сколько предугадывают. По этой причине, если бы они когда сказали и правду, то и тогда не заслуживают удивления. Опытные и искусные врачи, изучив ка­кую-либо болезнь во многих больных, очень часто пред­сказывают о последствиях ее; и так же кормчие и земле­дельцы, постоянно наблюдающие за состоянием возду­ха, предсказывают ясную и пасмурную погоду, но при­писывают эти предсказания отнюдь не Божественному откровению, а опытности и наглядности. По этой при­чине никто да не удивляется, если демоны, может быть, на основании подобной сметливости, скажут что-либо справедливо; никто да не подчинится влиянию их вни­манием к ним. Какая может быть польза для слышащих, если они за несколько дней узнают имеющее случить­ся? Или какая нужда знать это, если и удастся узнать справедливо? Не доставляет такое знание никакого пре­успеяния в добродетели, не служит свидетельством свя­тости. Никто из нас не призывается к суду за незнание будущего, никто из получивших это знание не призна­ется блаженным, каждый даст ответ на суде в том, со­хранил ли он веру, исполнял ли в точности заповеди». «Не для того подъемлем мы многие труды, не для того проводим жизнь в подвигах, чтоб предузнавать бу­дущее, но чтоб благоугодить Богу добродетелями. Дол­жно прилежать молитве не для того, чтобы получить предвидение будущего; не в этом заключается награда подвижничества: нам должно просить Господа, чтоб Он помог нам одержать победу над диаволом. Если же мы желаем непременно стяжать предуведение будущего, то стяжем для этого чистоту ума. Имею убеждение, что душа, очистившись и восшедши в состояние естествен­ное [30] , делается прозорливою и, действием Божествен­ного откровения, может видеть дальше и более сокро­венное, нежели сколько видит диавол. Таков был ум Елисея, который видел поступки Гиезия (4Цар.5:26), совершен­ные вдалеке, также видел небесное воинство, послан­ное в защиту ему (4Цар.6:17)» (Елисею). «И так, если демоны придут к вам ночью и начнут говорить о будущем, поведая о себе: мы — ангелы, то не верьте им, они лгут. Если они будут восхвалять ваше жительство и вас называть блаженными, то не слушай­те их, не обращайте внимания, даже не глядите на них, но немедленно знаменуйте себя и жилище ваше крест­ным знамением, обращайтесь к молитве, и — увидите — они исчезнут. Они робки и чрезвычайно боятся знаме­ния крестного: потому что Спаситель крестом лишил их силы и предал на позор. Если они будут действовать настойчиво и бесстыдно, скача и изменяя образы гнус­ных личин своих — не испугайтесь, не приходите в ужас, не вверяйтесь им, как бы благим. Очень скоро можно отличить, благодатью Божией, присутствие бла­гих духов от присутствия злых. Явление святых духов не производит смущения в душе. Не возопиет бо святый Ангел, ниже ослабит, ниже услышится вне глас его (Ис.42:2): он столько приятен, столько благ, что от зрения его явля­ется в душе веселье, радость, восторг [31] . Это оттого, что святым Ангелам соприсутствует Господь, Который наша радость, и сила Бога Отца. Помышления души пребыва­ют в спокойствии, чуждыми смущения; объемлет ее же­лание Божественных будущих благ; она желала бы на­всегда пребыть в них и отойти отсюда со святыми Анге­лами. Если же кто, как человек, устрашится явления благих Ангелов, то они немедленно отъемлют страх этот своей благостью. Так поступил Гавриил относи­тельно Захарии (Лк.1:13); так поступил Ангел, явившийся же­нам в гробе Господа (Мф.18:5), и тот, который сказал пастырям, упоминаемым в Евангелии: не бойтеся (Лк.2:10). Страх в видев­ших родится не от возмущения души, но от присутствия и созерцания превосходного достоинства существ. Таковы признаки видения святых Ангелов». «Напротив того, нашествие и привидение злых духов сопровожда­ется шумом, стукотней, звуками и криком, подобно тому беспорядку, который производят неблаговоспитанные юноши и разбойники. От присутствия их является в душе страх, в мыслях смущение и недоумение, тоска, отвращение от подвига, леность, уныние, воспомина­ние о родственниках, боязнь смерти, потом греховные вожделения, охлаждение ревности к добродетелям, нравственное расстройство. Итак, если вы увидите кого-либо явившегося и вас обымет страх, но страх этот немедленно отымется и его заступят неизреченная ра­дость, веселье, извещение, обновление души, мир по­мыслов и прочее вышеупомянутое, крепость души и любовь к Богу, то будьте спокойны и молитесь: радость и такое состояние души служат признаком присутствия святых духов. Так Авраам, увидев Господа, возрадовал­ся (Ин.8:56); так Иоанн взыгрался от радости (Лк.1:41), когда Богома­терь Мария произнесла приветствие. Если же предста­нет вам какое бы то ни было явление, сопровождаемое шумом, стукотней и обстановкой по обычаю мира, с ус­трашением смертью и при вышеперечисленных при­знаках, — знайте, что пришли духи лукавые».

      «И следующее да служит для вас знамением их. Если страх не будет отступать от души, то это признак при­сутствия врагов. Демоны никак не отъемлют страха, как отъяли страх великий Архангел Гавриил, явившись Ма­рии и Захарии, и Ангел, явившийся женам в гробе Гос­пода. Напротив того, демоны, увидев, что человек испу­гался их, усиливают привидение, чтоб поразить боль­шим испугом и наругаться, извлекши поклонение себе. Приступив, они говорят испуганным: Простритесь, и воз­дайте поклонение. Таким образом они обманули язычни­ков и признаны ими за богов. Господь не попускает нам быть обманутыми демонами. Когда диавол приступил к Господу с подобными привидениями, то Господь запре­тил ему следующими словами: иди за Мною сатана, писа­но бо есть: Господу Богу твоему поклонишися, и Тому единому послужиши (Мф.4:10; Втор.8:4). Посему мы должны более и более прези­рать этого лукавого, принимающего на себя разные виды. Сказанное диаволу Господом сказано ради нас, чтобы демоны, слыша от нас эти слова, сокрушались силою Господа, Который запретил им этими словами».

      «Не должно тщеславиться благодатною силой из­гнания бесов, не должно превозноситься благодатным даром исцеления болезней. Не заслуживает удивления тот, кто изгоняет бесов, ни презрения тот, кто не изго­няет. Желающий правильно рассуждать о иноке да ис­следует образ подвига его. Совершение знамений есть дело Спасителя, а не наше: почему Он и сказал учени­кам Своим: О сем не радуйтеся, яко дуси вам повинуются, радуйтеся же яко имена ваша написана суть на небесех (Лк.10:20). То, что имена наши написаны на небесах, служит свиде­тельством нашей добродетели и богоугодной жизни, а сила изгнания бесов есть дар Спасителя. По этой при­чине славившимся чудотворением, а не добродетелью и говорившим: Господи, Господи! Не в Твое ли имя пророче­ствовахом, и Твоим именем бесы изгонихом, и Твоим именем силы многи сотворихом? Отвечал: Аминь глаголю вам: не вем вас (Мф.7:22,23). Не ведает Господь путей, которыми идут нечести­вые. Должно непрестанно молиться, как я уже сказал, о получении дара рассуждения духов, чтоб не вверяться вся­кому духу (1Ин.4:1), как научает нас Писание».

      «Теперь хотел было я замолчать и уже более не про­должать беседы, но, чтоб вы не подумали, что сказан­ное мною сказано наобум, и уверились, что я поведал из знания, приобретенного опытами, соделываюсь как бы несмысленным (2Кор.12:11), продолжая слово. Господь, слыша­щий произносимое мною, знает чистоту сердечного намерения моего, что я не ради себя, а ради любви ва­шей и вашего назидания начинаю поведание об известных мне по опыту демонских кознодействиях. Сколько раз демоны называли меня блаженным, а я проклинал их во имя Господа! Сколько раз они предвозвещали мне прибыль воды в реке, а я отвечал им: какое вам дело до этого? Однажды они приступили ко мне грозно, в подо­бии воинов, вооруженных разным оружием, намерева­ясь изрубить меня. В другой раз они, приняв вид лоша­дей, зверей и змей, наполнили дом мой. Тогда я повто­рял изречение Псалма: Сии на колесницех и сии на конех: мы же во имя Господа Бога нашего призовем (Пс.19:8). В то время, как я молился таким образом, Господь прогнал их. Од­нажды, в ночное время, они пришли ко мне, произведя привидение света и говоря: Антоний! Мы пришли к тебе и принесли свет; я, закрыв глаза, начал молиться, и немедленно угас свет нечестивых. Чрез несколько месяцев они пришли, воспевая псалмы и произнося из­речения из Священного Писания: аз же яко глух не слы­шах (Пс.37:14). Случилось, что они поколебали мое жилище; я, не смутившись, пребывал в молитве. После этого они опять приходили со стукотней, свистом и плясанием; но, увидя, что я молюсь и, лежа, совершаю умом псал­мопение, они тотчас начали плакать и рыдать, как ли­шившиеся сил, а я воссылал славословие Господу, обуз­давшему и извратившему их дерзость и свирепство». «Однажды демон явился мне в привидении необык­новенной величины и осмелился сказать: Я — Божия сила, я — Божие провидение: могу даровать тебе благо; чего ты хочешь? Но я, призвав имя Христа, дунул на него и покусился подвергнуть его побоям; на самом деле пред­ставилось мне, что я подверг его побоям! [32] Тотчас этот великан со всеми его демонами исчез. — Однажды, в то время, как я постился, диавол пришел ко мне, приняв на себя образ монаха; он как бы держал в руках хлебы и сделал мне следующее предложение: «Прекрати вели­кое пощение твое и вкуси пищи: потому что ты — чело­век и подвергаешься опасности впасть в болезнь. Поняв лукавство его, я встал на молитву: не вынесши этого, он исчез и в подобии дыма проник сквозь дверь. Сколько раз диавол представлял мне в пустыне привидение золота с тем, чтоб я хотя прикоснулся к нему или погля­дел на него! Но я прибегал к оружию псалмопения, и привидение пропадало. Многократно они жестоко били меня и покрывали ранами; но я восклицал: ничто не отлучит меня от любви Христовой (Рим.8:35). Тогда они кида­лись друг на друга и поражали друг друга. Не я укрощал и прогонял их: совершал это Господь, сказавший: Видех сатану яко молнию с небесе спадша (Лк.10:18). Чада мои! Помня из­речение апостола, преобразих сия на себе (1Кор.4:6), чтоб вы на­учились не упадать духом, протекая поприще подвижни­чества, и не устрашиться привидений диавола и его де­монов».

      «Поведал я это как несмысленный, выслушайте же и следующее, чтоб проводить вам жительство без стра­ха и преткновения. Веруйте моему нелживому сказа­нию. Однажды кто-то постучался в дверь моего уединен­ного жилища. Я вышел: предо мной стоял исполин высочайшего роста. Я спросил его: кто ты? — Я — сатана, отвечал он. Опять спросил я: для чего пришел ты сюда? Он отвечал: напрасно обвиняют меня монахи и все хри­стиане! Напрасно не престают ни на час проклинать меня! Я сказал ему: они делают это потому, что ты пре­следуешь их и не даешь им спокойствия. — Не я, возра­зил он на это, но они сами смущают себя, а я оконча­тельно потерял всю силу. Неужели они не читают: Врагу оскудеша оружия в конец, и грады разрушил еси (Пс.9:7). В моем владении не осталось никакого места, ни страны, ни города. Повсюду принято христианство, а ныне и пус­тыни наполнились монахами. Пусть они наблюдают за собою и не обвиняют меня напрасно. Тогда, удивившись благодати Господа, я сказал демону: ты — ложь, всегда пребываешь ложью и никогда не говоришь правды. Но ныне невольно сказал ты правду, потому что Христос пришествием Своим расслабил тебя, низверг и обна­жил. Демон, услышав имя Спасителя и не терпя огня, исходящего из этого имени, исчез». «Если сам диавол сознается, что он не имеет никакой силы, то, всеконеч­но, достоин презрения нашего он, достойны презрения и демоны его. Враг со псами своими прибегает к козно­действу, а мы, зная немощь его, должны презирать его. Не будем утруждать ума нашего размышлением, не бу­дем рассматривать причин к испугу, не попустим себе усвоить помыслов боязни, говоря: как бы демон, напав­ши на меня, не ниспроверг! Как бы он меня не поднял, и потом не ударил о землю! Или как бы внезапным на­падением не перепугал меня! Никак не попустим себе таких помыслов; не попустим себе тоски, как бы дол­женствующие погибнуть. Напротив того, будем более и более утверждаться верою, исполняясь радости, как долженствующие наследовать спасение, содержа в па­мяти, что с нами Господь, обративший в бегство и со­крушивший демонов. Также будем помышлять и непрес­танно памятствовать, что, доколе Господь находится с нами, дотоле враги не могут причинить нам никакого зла. Когда они придут к нам, то поступают относитель­но нас соответственно тому, какими найдут нас, и при­норовляют свои привидения к помышлениям, которы­ми тогда мы будем объяты. Если они найдут нас в страхе и смущении, то вторгаются в это состояние наше, подобно ворам, нашедшим какое-либо место, никем не охраняемое. Что помышляем мы сами, то они старают­ся представить в преувеличенном виде. Если они уви­дят, что мы испугались и вострепетали, то они соответственно нашему состоянию испуга представляют приви­дения и страхования, и несчастная душа подвергается наказанию на самом деле за свое внутреннее состоя­ние. Если же они найдут нас радующимися о Господе, размышляющими о будущих благах, утвержденными в мысли, что все — в деснице Божией, что демоны впол­не немощны по отношению к христианам, что они ни в чем не имеют ни малейшей власти; если, говорю, они найдут душу огражденной таким оружием, то со стыдом отступают от нее. Враг нашел так вооруженным Иова и отступил от него; Иуду же он нашел без этого оружия и увлек в порабощение себе. Если хотим презирать врага, то да пребываем тщательно в Божественных помышле­ниях, да пребывает душа постоянно в радости, произво­димой надеждой на Бога. Тогда будем вменять позорищ­ные представления демонов за дым; будем видеть, что они более бежат от нас, нежели преследуют нас, пото­му что, как я выше сказал, они — чрезвычайно трусли­вы; их постоянно содержит в трепете ожидаемый ими, приготовленный для них огнь геенны».

      «И следующее нужно знать вам для вашей безопас­ности. Когда представится какое-либо видение, не допу­сти себе испуга, но, каково бы ни было это видение, мужественно спроси его, во-первых: Кто ты и откуда? Если то будет явление святых, то они успокоят тебя и страх твой обратят в радость. Если же явление диаволь­ское, то оно, встретив в душе твердость, немедленно придет в колебание, потому что вопрос кто ты и отку­да? служит признаком неустрашимой души. Сделав та­кой вопрос, Иисус Навин удостоверился в истине (Иис. Нав.5:13), а от Даниила не скрылся враг (Дан.10:20)».

      Те из подвижников, которые не стяжали дара рас­суждения духов, не усмотрели в себе своего падения, не поняли, что Христос для христианина — все, что долж­но отвергнуть самое добро падшего естества и отречься души своей, которые по этой причине способны к само­мнению в большей или меньшей степени, — подверг­лись великим бедствиям и самой погибели от чувствен­ного явления духов, последовавшего по поводу изнуре­ния плоти телесными подвигами и вкравшегося в душу самомнения. Когда духи пленят или уловят человека в тайне сердца и ума его, тогда они удобно действуют сна­ружи [33] . Человек вверяется лжи, думая, что он доверяет чистейшей истине. Преподобный Исаак Сирский пове­ствует: «Некто Асинас, уроженец города Едеса, сочини­тель многих трилогий, которые поются и доныне, про­водил высокое (по-видимому) жительство. Он безрассуд­но наложил на себя труднейшие подвиги с (тайной) мыслью получить известность. Его прельстил диавол: он вывел его из кельи, поставил на вершине горы, име­нуемой Сторий, и, предварительно получив его согла­сие, показал ему образ колесницы и коней, причем ска­зал: Бог послал меня взять тебя в рай, как Илию. Аси­нас вдался в обольщение по младенцеумию своему и взо­шел на колесницу: тогда разрушилась вся эта мечта, он низринулся с большой высоты, упал на землю и умер смертью, достойной плача и вместе смеха» (Слово 55). Очевид­но, Асинас погиб по недостатку духовного знания о пад­ших духах, о таинстве искупления человечества Богоче­ловеком. При этом познании не имеет места в человеке самомнение, на котором были основаны казнь и обольщение. Страшному бедствию и по той же причи­не подверглись два киево-печерских затворника, святые Исаакий и Никита: первому явился демон в виде Христа, второму — в виде Ангела [34] . Вполне справедливы сло­ва святого апостола Петра: супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит иский кого поглотити (1Пет.5:8). Пожирает он не­мощных и младенцев по духовному разуму; не стыдится нападать и на великих угодников Божиих, надеясь и их обмануть и низложить в минуты душевного дремания или недостаточного бодрствования над собой. Сред­ство, которое диавол употребил столь удачно против Асинаса, он хотел употребить для сокрушения пре­подобного Симеона Столпника. У Асинаса он извлек предварительно согласие; Столпника он хотел уловить внезапностью, — погубить, отняв и время и возможность к рассмотрению приготовленного обмана. Он преобра­зился в светлого Ангела, — предстал с колесницей и ко­нями огненными Симеону, стоявшему на возвышенном столпе. «Услышь, Симеон! — сказал он. — Бог неба и зем­ли послал меня к тебе, как видишь, с колесницею и коня­ми, чтоб взять тебя на небо, как Илию: ты достоин такой чести за святость жития твоего. Уже настал час твой, в который ты должен пожать плоды трудов твоих и при­нять венец доброты от руки Господа. Иди не медля, раб Господа, да видишь Творца твоего, да поклонишься Творцу твоему, создавшему тебя по образу Своему. Да узрят тебя Ангелы и Архангелы, пророки, апостолы, му­ченики, желающие тебя видеть». Когда искуситель го­ворил это и этому подобное — бесы многоглаголивы и велеречивы — преподобный не понял, что имеет дело с обольстителем. В характере святого была особенная простота и наклонность к беспрекословному повиновению, как это легко можно усмотреть при внимательном чтении его жизнеописания. Симеон сказал в ответ, об­ратясь к Богу: «Господи! Меня ли грешного Ты хочешь взять на небо?» С этими словами он поднял ногу, чтоб вступить в колесницу, а рукой сотворил на себе крестное знамение, от которого диавол и колесница с коня­ми мгновенно исчезли (Четьи-Минеи, 1 сентября). Само собою разумеется, что, по причине этого искушения, Симеон еще более погру­зился в смирение, еще более убоялся самомнения, ко­торое, таясь в самой малой степени, едва не погубило его. Если святые находились в такой опасности быть обманутыми лукавыми духами, то для нас эта опасность еще страшнее. Если святые не всегда узнавали демонов, являвшихся им в виде святых и Самого Христа, то как возможно нам думать о себе, что мы безошибочно узна­ем их? Одно средство спасения от духов заключается в том, чтобы решительно отказываться от видения их и от общения с ними, признавая себя к таким видениям и общению неспособными.