Православная мысль
Выпуск 2   Познание видимого
и невидимого мира        "Ибо невидимое Его, вечная сила Его и
Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы..." (Рим. 1, 20)

как-то проявляет себя, взаимодействует с чем-то) значит она не элементарна, из чего-то состоит, меняется, и кроме того должны быть носители, в свою очередь меняющиеся, этого взаимодействия. Уму непонятна как сама эта бесконечность, так и причина, по которой это все не переходит в хаос и небытие. Если и на этом рассуждении разум, ищущий конечную истину не успокаивается, то ему приходится предположить существование чего-то в принципе для него непостижимого.

Рассматривая противоречивую бесконечность в поиске самых мелких частиц, из которых состоит материя, мы можем попробовать допустить, что существует нечто, совершенно не познаваемое нашим ограниченным (падшим) умом, в принципе не воспринимаемое не только чувствами человека, но и никакими приборами, некая первопричина всего, которая не является частью этой бесконечности (

ни самой крупной, ни самой мелкой ее частицей), никак не может быть научно описана, но именно и является тем недостающим компонентом, образно говоря камнем, который стоит в основании строения и не дает ему рассыпаться. Это допущение, хотя и вводит в систему мироздания нечто непостижимое для ума (в его теперешнем состоянии), может сделать ее однако полной и логически завершенной.

     Оно чудным образом соответствует христианскому понятию о Господе Вседержителе: Я естъ Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний... (Апок. 22, 13). Или еще: Камень, который отвергли строители (в данном случае ученые, наука), соделался главою угла: это - от Господа, и есть дивно в очах наших. (Пс. 117, 22-23).

Однако, с точки зрения науки это всего лишь допущение, которое никак научно недоказуемо, но впрочем и неопровержимо.      Подобные рассуждения можно сделать о теориях происхождения Вселенной, ее пространственной бесконечности или конечности и др. Доведенные до своего логического конца они содержат известные философской науке доказательства существования Бога.

Доказательства эти основываются на том, что принципиальная научная картина мира не является самодостаточной и подразумевает за своими рамками присутствие некоей первопричины и основания всего существующего. Хочется подчеркнуть, что даже пытаясь обосновать существование Бога, корректно рассуждающая философия мыслит Его как нечто находящееся вне научного познания.

В приложении к конкретной научной деятельности это выглядит так. Ученый, занимаясь научным познанием мира, может при этом духовно созерцать Божественную красоту и Премудрость его Творца. Это является существенной частью христианской духовной жизни, но находится за рамками собственно науки. Другой ученый может не созерцать ничего подобного и даже отрицать саму возможность такого созерцания.

     Иллюстрацией к вышесказанному могут послужить первый и второй стих 92-го псалма, которые входят в так называемый великий прокимен и читаются на каждой воскресной службе (в субботу вечером). Церковь переходит в это время к духовному созерцанию 7-го дня, когда Господь завершил творение мира.      Господь воцарися в лепоту (красоту) облечеся.

     - Т.е. невидимый Бог созерцается (как бы видим) через красоту сотворенного Им мира.      Облечеся Господъ в силу и препоясася.      - Т.е. невидимый Бог облекся (препоясался) силой и, следовательно, тоже может быть созерцаем в премудрости сотворенного Им мира (

физические законы, силы которого изучают ученые).      Ибо утверди вселенную яже не подвижится.      Подобные образы составляют из себя существенную часть Священного Писания. Истина Твоя окрест (вокруг) Тебя, - читаем мы например в 88 псалме (стих 9). Стих этот имеет не одно глубокое и красивое истолкование.

Например, под Истиной, в которую облеклось Божество, может подразумеваться Пречистая Плоть воспринятая Христом. В этом случае слова эти понимаются как пророчество о Христе, а именно - что Он не призрак и не дух. Ибо воистину Бог явился во плоти (1 Тим. 3, 16). Греческий "философ и монах" Евфимий Зигабен обращает внимание на другую мысль, которую могут содержать эти слова: "облечен истиною как одеждою", замечает он.

Толкование это подобно приведенному выше толкованию великого прокимна. Одежда - это не сам человек, хотя по одежде, в какой-то мере, можно догадаться о человеке, который в нее облекся.      В контексте нашей статьи очень важно понять, что вообще представляют из себя образы и понятия Священноко Писания. Когда мы читаем о "гневе" Бога, Его "раскаянии", или, например, о Его "руках" или "глазах", о том, что Бог есть дух или Истина - это всего лишь наши человеческие понятия (а других у нас просто нет)

, образно приложенные к непостижимому Божеству. Согласно учению святого Дионисия Ареопагита и по апофатическому (отрицательному) богословию Церкви, Бог не дух, не разум, не могущество, не свет, не жизнь, не сущность, не время, не знание, не правда, не вечность, не мудрость, не благоволение... т.е. ничто из сотворенного мира и никакие человеческие понятия не могут описать Божество как оно есть.

Иными словами, Божество не описывается научными методами.      Интересна судьба споров о науке и религии в истории человечества. Хотя от века было понятно, что это разные области человеческого познания, которые, говоря обычным языком, просто не надо путать, дискуссии и не думают утихать. В советское время, например, выходил целый журнал (Наука и религия)