Валентин Мордасов /Азбука духовной жизни/ Библиотека Golden-Ship.ru

Во-вторых, христианин помнит о том, что без помощи благодати Божией мы не можем совершать добро и заслужить вечную жизнь, посему он усердно старается о приоб­ретении Божественной благодати. В-третьих, истинно благоразумный старается избегать всего, что может повредить душевному спасению его. Много вокруг нас искушений. Так как благоразумный христианин знает слабость человеческого сердца и силу искушений, то он заранее предостерегает себя, заранее бодрствует и внемлет.

Он наблюдает за своими глазами, ушами, и т.д., чтобы они не блуждали. Он наблюдает за своим воображением, чтобы оно не выдумывало ничего тако­го, что может быть опасным для чистоты души. Он на­блюдает за своими словами и разговорами, чтобы они не были как-либо противны вере и христианской жиз­ни. Искушение нетрудно победить на первых порах, но очень трудно после, когда оно укрепится.

  Какое различие между крестным знамени­ем, творимым мирянами, и БЛАГОСЛОВЕНИЕМ ИЕРЕЙСКИМ? Обыкновенное крестное знамение есть долг всех христиан и выражает молитвенное призы­вание распятого на кресте Господа; благословение же иерейское тесно соединено с благодатию священства и показывает особую власть преподавать освящение дру- б гим.

Так изъясняют это Вселенские Соборы и святые отцы (VI Вселенский Собор, пр. 27; святитель Василий Великий, пр. 27). Потому и в видимом изображении креста положено различие для мирян и священников: мирянам Церковь указала одно простое сложение пер­стов в знамение Святой Троицы, а священникам назна­чила особое символическое сложение перстов с бук­венным изображением имени Иисуса Христа.

  О чертах БЛАГОЧЕСТИЯ. Сосредоточенность духа необходимо должна наложить на христианина печать серьезности или важности. Эта серьезность J будет иметь характер священный от представления живущего с нами Сына Божия. Подобно тому как присутствие высокого гостя исполняет весь дом, где он находится, некоторым особенным — строгим и важным — настроением умов его обитателей, и наш дух от общения со Христом должен получить священ­но-важный характер.

Христианина, проникнутого ве­рою в присутствие Христово, не в силах отнять у Бога никакая приманка суеты. Печать неотступной заботы душевной и тайной скорби по лучшей жизни должна лежать на всем существе и отражаться во всех делах истинно благочестивого. Одним словом, не себя он должен выказывать в себе, а Христа, Которого, по от­зыву Святого Предания, никто не видал смеющимся, а плачущим видели часто.   О БОГОБОРЦАХ.

Люди, живущие в борьбе с Богом, хотят разрушить даже установления Божии и уничтожить их благотворное влияние на образование, улучшение и счастье людей. Они препятствуют про­цветанию спасительных учреждений в человеческом обществе, которые под покровительством и защитою Божией должны служить ко благу человечества. Они противодействуют правильному распространению правильных познаний и просвещению ума, покрови­тельствуют суеверию или неверию.

class="postLine"> Они презирают и осмеивают религию, Церковь, общественное богослу­жение и служителей Божиих.   О БОЯЗНИ людей более Бога. Во избежание го­нений и преследований лживые учители понуждали христиан обрезываться (см. Гал. 6: 12). Таким обра­зом, из страха человеческого они жертвовали исти­ною; боялись более людей, чем Бога и совести.

Как часто и ныне это бывает между людьми: те люди, ко­торых вы боитесь, на благоволение которых вы наде­етесь, будут сами готовить вам погибель, если этого требует их интерес, хотя бы вы сделали даже все, что­бы угодить им; в минуту несчастья они оставят вас и не окажут вам никакой помощи.   «Не говорите, БОГАТЫЕ мира сего, что у вас нет излишка.

Отделите то, что вы жертвуете тщеславию, прихотям, роскоши. Не говорите, что настали труд­ные времена. Если они трудны для вас, то во сколько крат они труднее для бедных? Вы проданы вашими грехами, искупите себя вашим золотом» (блаженный Августин). |Ж О поселении БЕСА в человеке. Поселяется диавол в бесноватых людях потому, что эти люди сами при­влекли к себе злых духов; они сами приготовили себе жилище для диавола, выметенное и убранное нерас­каянными грехами, не занятое Богом, благодатию, подготовленное греховною жизнью для вместилища диавола.

Бесноватые люди нераскаянными грехами своими вместо жилища Божия делаются вместили­щем духа нечистого. Таким образом, люди, одержи­мые злыми духами, которых привлекли к себе своими нераскаянными грехами, должны жаловаться в сво­их временных и вечных мучениях не на колдунов, а б единственно на одних себя.   Почему в наших церковных БОГОСЛУЖЕНИЯХ нередко замечается также мало усердия и сердечно­го влечения?

Что означают эти опаздывания к началу службы, как не равнодушие к духовным интересам? Почему это рассеянное внимание, когда дело касается молитвы и чтения слова Божия? Все это происходит оттого, что наше благочестие без наставления и правил оскудевает, что низменными влечениями и интереса­ми дня наше нравственное чувство подрывается, что, постоянно возвращаясь к занимающему нас интересу, мы смотрим на воскресенье как на день обыкновен­ный, будучи увлекаемы к своим кумирам, привычным мыслям и возлюбленным мечтам, вследствие чего и возносим к Богу сердце и ум, уже отданные и подчи­ненные безвозвратно миру.

Без сомнения, не иное как корысть, приковывает к торговой лавке: Ибо где сокро­вище ваше, там будет сердце ваше, — сказал Спаситель (Мф. 6: 21). Вот что заставляет человека делать разные развороты и усыплять совесть; страсть сребролюбия — вот что не дает покоя так, что не желают расстаться с нею и в дни воскресные, и в дни праздничные. Вот главное испытание: благословляете ли вы Бога в БЕДСТВИЯХ?

Здесь мы все больные, для которых нужны лекарства горькие. Среди покоя внешнего, при готовых способах жить по желаниям грешной души, счастливец мира занят только тем, как удовлетворять желаниям плоти своей. Не оставляй БОГОСЛУЖЕНИЙ, да не будет тебе это в преткновение и сеть.   БОГАТСТВА и имущество полезны тому, кто умеет с ними обращаться.