Валентин Мордасов /Азбука духовной жизни/ Библиотека Golden-Ship.ru

Они презирают и осмеивают религию, Церковь, общественное богослу­жение и служителей Божиих.   О БОЯЗНИ людей более Бога. Во избежание го­нений и преследований лживые учители понуждали христиан обрезываться (см. Гал. 6: 12). Таким обра­зом, из страха человеческого они жертвовали исти­ною; боялись более людей, чем Бога и совести.

Как часто и ныне это бывает между людьми: те люди, ко­торых вы боитесь, на благоволение которых вы наде­етесь, будут сами готовить вам погибель, если этого требует их интерес, хотя бы вы сделали даже все, что­бы угодить им; в минуту несчастья они оставят вас и не окажут вам никакой помощи.   «Не говорите, БОГАТЫЕ мира сего, что у вас нет излишка.

Отделите то, что вы жертвуете тщеславию, прихотям, роскоши. Не говорите, что настали труд­ные времена. Если они трудны для вас, то во сколько крат они труднее для бедных? Вы проданы вашими грехами, искупите себя вашим золотом» (блаженный Августин). |Ж О поселении БЕСА в человеке. Поселяется диавол в бесноватых людях потому, что эти люди сами при­влекли к себе злых духов; они сами приготовили себе жилище для диавола, выметенное и убранное нерас­каянными грехами, не занятое Богом, благодатию, подготовленное греховною жизнью для вместилища диавола.

Бесноватые люди нераскаянными грехами своими вместо жилища Божия делаются вместили­щем духа нечистого. Таким образом, люди, одержи­мые злыми духами, которых привлекли к себе своими нераскаянными грехами, должны жаловаться в сво­их временных и вечных мучениях не на колдунов, а б единственно на одних себя.   Почему в наших церковных БОГОСЛУЖЕНИЯХ нередко замечается также мало усердия и сердечно­го влечения?

Что означают эти опаздывания к началу службы, как не равнодушие к духовным интересам? Почему это рассеянное внимание, когда дело касается молитвы и чтения слова Божия? Все это происходит оттого, что наше благочестие без наставления и правил оскудевает, что низменными влечениями и интереса­ми дня наше нравственное чувство подрывается, что, постоянно возвращаясь к занимающему нас интересу, мы смотрим на воскресенье как на день обыкновен­ный, будучи увлекаемы к своим кумирам, привычным мыслям и возлюбленным мечтам, вследствие чего и возносим к Богу сердце и ум, уже отданные и подчи­ненные безвозвратно миру.

Без сомнения, не иное как корысть, приковывает к торговой лавке: Ибо где сокро­вище ваше, там будет сердце ваше, — сказал Спаситель (Мф. 6: 21). Вот что заставляет человека делать разные развороты и усыплять совесть; страсть сребролюбия — вот что не дает покоя так, что не желают расстаться с нею и в дни воскресные, и в дни праздничные. Вот главное испытание: благословляете ли вы Бога в БЕДСТВИЯХ?

Здесь мы все больные, для которых нужны лекарства горькие. Среди покоя внешнего, при готовых способах жить по желаниям грешной души, счастливец мира занят только тем, как удовлетворять желаниям плоти своей. Не оставляй БОГОСЛУЖЕНИЙ, да не будет тебе это в преткновение и сеть.   БОГАТСТВА и имущество полезны тому, кто умеет с ними обращаться.

Кто помнит, что они даны Богом на добро. Богатство и нищета от Бога суть (см. Сир. 11: 14 ). Что такое БЛАГОДАТЬ Божия? Благодатью Божией вообще называются все дары Божии людям, каковы: жизнь, здоровье, разум, свобода, довольство, и вообще внешнее благосостояние и все, что имеем мы доброго. Все это получили мы от Бога, как дар, а не по заслугам нашим, все это — Божия благодать.

Но в особенности благодатью Божиею называются те дары Божии, какие подаются нам Богом через страдания на­шего Искупителя и Господа Иисуса Христа в Таинствах, как-то: наше обновление, очищение от грехов и оп­равдание в Таинствах крещения, покаяния и елеосвя­щения; силы и способности, потребные для благочес­тивой и христианской жизни на земле и блаженной на небе, — в Таинствах миропомазания, причащения и брака.

Всякое доброе дело сделанное нами, всякая добрая мысль, доброе чувство или желание — все это Божия благодать. И наша православная вера, кото­рую мы содержим, и даже когда мы называем Иисуса Господом — все это есть Дух благодати Божией. .. «Дело Божие насаждать и орошать, а наше — приносить плод, — говорит св. Кирилл, — дело Божие — ниспосы­лать благодать, а твое — принимать и сохранять»[4] .

Можно и принять от Бога благодать, но принять ее напрасно, как говорит святой апостол Павел, или же не сохранить ее. Все мы приняли благодать Божию в Таинствах крещения и миропомазания; постоянно принимаем ее в Таинствах покаяния и причащения. Но где плоды этой благодати? Значит, мы вообще не приняли благодать или, по немощи своей, не прило­жили труда сохранять ее.

  В чем состоит христианское БЛАГОЧЕСТИЕ? Христианское благочестие состоит не в том, чтобы де­лать много или чтобы совершать великие и славные подвиги. Много было благочестивых людей, кото­рые не совершали ничего великого. Но они удостои­лись пред Богом великой святости, хотя жили в мире и занимались скромными делами своего звания.

И не в том также, чтобы совершать подвиги необыкно­венные, например, мученичество, исповедничество и тому подобное. Такие подвиги по своей особенности редки, и случаи к ним предоставляются нечасто! Благ Христианское БЛАГОЧЕСТИЕ состоит в благочес­тивом исполнении обязанностей того звания, какое возложено на нас Церковью и обществом, ибо каждый человек поставлен в своем звании не случайно, а по во­ле Божией.

Исполнять свои обязанности мы должны во славу Божию, а не из видов корысти или тщеславия. Счастливо дитя, привезенное с чужой стороны и отданное в руки хозяина благочестивого, — не про­падает это чадо. Верно, оно будет и богобоязненно, и целомудренно, и честно. Счастлив подчиненный, ко­торый имеет начальника богобоязненного, — добрый пример у него всегда перед глазами.