Стеняев Олег /Беседы на Апокалипсис/ Библиотека Golden-Ship.ru

Что это за религия, если их Бог — это Человек, Который был признан по римским законам преступником и даже был казнен? Итак, для Нерона нашелся удачный выход из затруднительной ситуации, для иудеев — возможность раз и навсегда покончить с христианами. Император отдал приказ. Христиан стали хватать. Хватали мужчин, женщин, детей, стариков.

И вот, светильник действительно пошатнулся. Погибло несколько десятков тысяч христиан. Несколько десятков тысяч! В основном это были евреи. Тогда, я думаю, во второй половине I века они составляли большинство христианской общины. Во время этих гонений были схвачены два апостола — первоверховные Павел и Петр. Петр был распят на кресте вниз головой. Павел был обезглавлен.

Христианских детей, мальчиков и девочек, зашивали в звериные шкуры, как описывают сами языческие историки, — у Тацита есть такие описания, — в шкуры волчат, лисиц, и поджигали, обливая смолой. Они носились по парку, а римляне из луков стреляли в эти живые факела. «А если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься.

Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу» (Откр.2,5-6). Что значит: «если не покаешься», вить некоторые так нагрешили что и надежду на прощение потеряли. Но прощение и возможно через покаяние.   «Я удивляюсь, что некоторые так упрямы, что не признают, что павшим необходимо раскаяние или считают, что раскаявшимся нужно отказать в прощении, когда написано: “вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела”.

  Во всяком случае, это говорится тому, о ком известно, что он ниспал, и кого Господь призывает снова, через дела, подняться, потому что написано: “милостыня избавляет от смерти” (Тов 4:10). Милостыня в этой жизни может помочь, от физической смерти отодвинуть нашу судьбу; а далее смотри, что Киприан пишет: « Но, однако, не от той смерти, которую однажды уничтожила кровь Христи и от которой нас освободила благодать спасительного крещения и нашего Искупителя, но от той, которая позже незаметно прокралась через грехи» (Киприан Карфагенский, III век).

  То есть в той жизни медяками не откупишься, только временное послабление получишь. А спасение обретаемое во Христе, от вечной смерти, ада и огня спасает. А кто такие николаиты? Николаиты — это, наверное, первая ересь, которая возникла внутри христианства и о которой сообщается в книгах Нового Завета. Николаиты настолько уверовали в благодать Божью, в Божие милосердие, что считали, будто греша они даже будут притягивать к себе благодать.

Помните, апостол Павел в Послании к р имлянам как раз говорит об этом? Вот этот след николаитов он почувствовал, он говорит: «Оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать?» И делает вывод: «Никак. Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?» (Рим.6,1-2). А эти люди, николаиты, так и считали, что надо грешить, — чем больше мы будем грешить, тем больше будет умножаться благодать, а так как язычники вообще любят грешить — их еще больше к нам придет.

Возможно, именно николаиты и вызвали эти сплетни о христианах, что, мол, на своих тайных агапах они занимаются свальным грехом. Как говорят, не бывает дыма без огня. Похоже, что из-за николаитов, из-за этих сектантов возник навет на христиан, который очень долго существовал. Римские христиане ненавидели эту ересь. Но секты и ереси плодятся «от духовной спячки христиан».

Так слова из Матфея: «когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел (Мф.13,25), и истолковал Иероним Блаженный. То есть не впадем в духовную спячку, и враг не навредит.  Апрингий, латинский учитель VI века, о распространении заблуждений: «Очевидно, что неосмотрительность немощной Церкви – это извращенное учение еретиков.

  О таковых написано: “И врачует рану дочери народа Моего легкомысленно, говоря: “мир, мир!”, а мира нет” (Иер 8:11)». Кстати, кто-то из вас может задать вопрос — мы в основном говорим о Риме, а почему? Ведь это послание к Ефесской Церкви. Да, это послание имело отношение к Ефесской ц еркви, но многие Отцы считали, что здесь говорится и о Риме.

Дело в том, что Рим напрямую не называется в к ниге Откровения именно Римом. Он называется чаще Вавилоном. Это была такая конспирация. Вавилон — а все понимали, о чем идет речь. А, Вавилон, — ну понятно, — значит, Рим. То есть христиане тоже были осторожные, они не всегда могли говорить правду открыто, но при этом они не врали: Рим был как Вавилон.

Один молодой человек, который ходил в храм, а его родители были этим очень недовольны, так как его отец работал в газете «Аргументы и Факты», однажды мне сказал: — Я не знаю, что делать. Мне приходится врать отцу. Я ему сказал: — Врать не надо. Юноша сказал: — Если я не буду врать, отец не будет пускать меня в храм. Я посоветовал этому юноше прочитать житие великомученика и целителя Пантелеимона.

Те из вас, которые читали это житие, наверное, помнят, что, выходя из дома, Пантелеимон говорил отцу: — Я иду во дворец, к своему Царю. Он имел в виду, что он идет на христианское собрание. К своему Царю. А какой Царь у христиан? — Иисус Христос, Царь царей. — Мне там приготовили невесту, ее зовут София, я буду с ней знакомиться. А что такое «София»? Премудрость Божия.

Я буду там на этом собрании изучать христианское учение. Вот, он говорил, казалось бы, неправду, но в действительности - абсолютную правду. Этот аллегорический прием свойствен христианам, особенно в период гонений. А христиане Северной Африки настолько глубоко его восприняли, что вся Александрийская богословская школа — это аллегорическая школа.