Морозова Елена Германовна , кандидат химических наук Введение в естествознание (учебное пособие) Рецензент: кандидат геолого-минералогических наук, священник Константин Буфеев Учебное пособие представляет собой курс естествознания, который мо­жет быть использован в системе высшего гуманитарного и среднего общего образования.

При от­сутствии абсолютных стандартов возможен некорректный выбор определяющих критериев принадлежности элементов к той или иной системе и, как следствие, — включение в систему элементов, не принадлежащих данной системе. На­пример, включение человека в единую систему с животным миром при оценке биологических особенностей основано на представлении о функциях человека и животных как элемен­тах всеобщей эволюционирующей системы и не учитывает определяющих функций человека.

Для корректного объединения элементов в системы и выделения существенных признаков объектов мироздания с целью его научного познания весьма полезным является представление о его структуре. Структурные уровни мироздания Понятия пространства, времени, материи и энергии ста­ли привычными для новейшей физики и в сознании совре­менных людей они подобны основным элементам матери­ального мира, «первокирпичикам» мироздания.

Представле­ние о «кирпичиках» мироздания настолько укоренилось, что современные апологеты даже в трактовке первых стихов книги «Бытия» пытаются навязать Богу определенную по­следовательность творения этих «кирпичиков» [3]. Однако, единственным неоспоримым фактом, вытекающим из этих стихов служит то, что Бог является источником существования всего материального мира, который обрел форму и существует благодаря божественной энергии (Быт. 1, 1-3). Бог владеет временем (

«вначале сотворил»; шесть дней тво­рения по Его Слову) и пространством (область творения и существования материи), поддерживает их существование Своей божественной энергией. Такое представление тради­ционно для христианского мировоззрения [69]. Пространство, время, энергия — это абстракции, выработанные человечес­ким сознанием (о чем будет говориться в третьей части книги при рассмотрении научного метода).

Они облегчают изуче­ние окружающего мира. Но представление о них как о базо­вых элементах мироздания не согласуется с христианским представлением о целостности сотворенного мира, тем бо­лее, что уже сейчас имеются научные данные о тесной вза­имосвязи этих категорий. Выделение элементов мироздания при их систематиза­ции является вполне оправданным если только они отража­ют естественную божественную иерархию систем.

Коррек­тное объединение элементов системы в естественных на­уках может быть, например, на основе выделения двух больших классов материальных систем: системы неживой природы и системы живой природы. Такое разделение четко обозначено в книге «Бытия». В неживой природе в каче­стве структурных уровней организации материи выделяют элементарные частицы, атомы, молекулы, поля, физический вакуум, макроскопические тела, планеты и планетные сис­темы, звезды и звездные системы — галактики, системы галактик — метагалактики.

В живой природе к структур­ным уровням организации материи относят клетки как осо­бый уровень биологической организации, представленные в форме одноклеточных организмов и элементарных единиц живого вещества, и многоклеточные организмы раститель­ного и животного мира. Поскольку естественные науки изу­чают материальный мир от простых, непосредственно воспринимаемых, человеком материальных объектов до сложнейших глубинных структур материи, выходящих за пределы человеческого восприятия и несоизмеримых с объ­ектами повседневного опыта, естественным является струк­турирование материального мира по размерности, по уровню его организации.

Соотнесение при этом уровней организации материи с масштабами человеческого опыта представ­ляется естественным и с точки зрения христианского миро­воззрения в связи с той ролью, которая отведена человеку в мироздании Самим Творцом. В естествознании выделяют­ся три уровня строения материи. Макромир — мир макрообъектов, размерность кото­рых соотносима с масштабами человеческого опыта.

Про­странственные величины на этом уровне выражаются в мил­лиметрах, сантиметрах и километрах, а время — в секун­дах, минутах, часах, годах. Поведение и свойства физических тел, составляющих макромир, описываются классической физикой, химией, биологией и другими науками. Тела макро­мира состоят из микрочастиц. Микромир — это мир предельно малых, непосред­ственно не наблюдаемых микрообъектов, пространствен­ная разномерность которых исчисляется от 10"8до 10"16 см, а время жизни — от бесконечности до 1024 сек.

Это мир микроскопических частиц, для которых характерны преиму­щественно квантовые свойства. Поведение и свойства объектов и явлений микромира описываются в терминах ядерной физики. Мегамир — мир огромных космических масштабов и скоростей, расстояние в котором измеряется световыми го­дами. Это мир звезд, галактик и вселенной, расположенный за пределами Земли.

Астрономия и связанные с ней науки изучают эту область естествознания. Хотя на каждом из уровней действуют свои специфические закономерности, микро-, макро- и мегамиры теснейшим образом взаимосвя­заны. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что тела на макро и мегауровнях организации материи образуются молекулами веществ, которые состоят из атомов.

Характер восприятия человеком материального мира все­гда отражала классификация знания и науки. Исторические тенденции классификации в естествознании В соответствии с определением науки одной из ее ос­новных задач является систематизация доступной обще­ству информации. Поэтому выделение отдельных облас­тей знания в качестве самостоятельной науки (классифи­кация науки)

, а также принципы и уровень систематизации внутри самих научных дисциплин на отдельных историчес­ких этапах служит важным показателем уровня развития научного знания. Первым примером классификации знания для хрис­тиан может служать классификация, произведенная Адамом, когда он разделил на отдельные системы домашних живот­ных, птиц и человека и присвоил всем названия.

Это яви­лось также примером дифференциации знания, процесса, который характерен для развития науки и который мы смо­жем наблюдать и в дальнейшем. Пример другого процесса, приводящего к упорядочиванию знаний — интеграции мы встречаем во времена древней Греции когда все знание было сведено к одной науке — натурфилософии. Процессы диф­ференциации и интеграции наук аналогичны анализу и синте­зу в научном методе познания (часть III ).