Морозова Елена Германовна , кандидат химических наук Введение в естествознание (учебное пособие) Рецензент: кандидат геолого-минералогических наук, священник Константин Буфеев Учебное пособие представляет собой курс естествознания, который может быть использован в системе высшего гуманитарного и среднего общего образования.
При отсутствии абсолютных стандартов возможен некорректный выбор определяющих критериев принадлежности элементов к той или иной системе и, как следствие, — включение в систему элементов, не принадлежащих данной системе. Например, включение человека в единую систему с животным миром при оценке биологических особенностей основано на представлении о функциях человека и животных как элементах всеобщей эволюционирующей системы и не учитывает определяющих функций человека.
Для корректного объединения элементов в системы и выделения существенных признаков объектов мироздания с целью его научного познания весьма полезным является представление о его структуре. Структурные уровни мироздания Понятия пространства, времени, материи и энергии стали привычными для новейшей физики и в сознании современных людей они подобны основным элементам материального мира, «первокирпичикам» мироздания.
Представление о «кирпичиках» мироздания настолько укоренилось, что современные апологеты даже в трактовке первых стихов книги «Бытия» пытаются навязать Богу определенную последовательность творения этих «кирпичиков» [3]. Однако, единственным неоспоримым фактом, вытекающим из этих стихов служит то, что Бог является источником существования всего материального мира, который обрел форму и существует благодаря божественной энергии (Быт. 1, 1-3). Бог владеет временем (
«вначале сотворил»; шесть дней творения по Его Слову) и пространством (область творения и существования материи), поддерживает их существование Своей божественной энергией. Такое представление традиционно для христианского мировоззрения [69]. Пространство, время, энергия — это абстракции, выработанные человеческим сознанием (о чем будет говориться в третьей части книги при рассмотрении научного метода).
Они облегчают изучение окружающего мира. Но представление о них как о базовых элементах мироздания не согласуется с христианским представлением о целостности сотворенного мира, тем более, что уже сейчас имеются научные данные о тесной взаимосвязи этих категорий. Выделение элементов мироздания при их систематизации является вполне оправданным если только они отражают естественную божественную иерархию систем.
Корректное объединение элементов системы в естественных науках может быть, например, на основе выделения двух больших классов материальных систем: системы неживой природы и системы живой природы. Такое разделение четко обозначено в книге «Бытия». В неживой природе в качестве структурных уровней организации материи выделяют элементарные частицы, атомы, молекулы, поля, физический вакуум, макроскопические тела, планеты и планетные системы, звезды и звездные системы — галактики, системы галактик — метагалактики.
В живой природе к структурным уровням организации материи относят клетки как особый уровень биологической организации, представленные в форме одноклеточных организмов и элементарных единиц живого вещества, и многоклеточные организмы растительного и животного мира. Поскольку естественные науки изучают материальный мир от простых, непосредственно воспринимаемых, человеком материальных объектов до сложнейших глубинных структур материи, выходящих за пределы человеческого восприятия и несоизмеримых с объектами повседневного опыта, естественным является структурирование материального мира по размерности, по уровню его организации.
Соотнесение при этом уровней организации материи с масштабами человеческого опыта представляется естественным и с точки зрения христианского мировоззрения в связи с той ролью, которая отведена человеку в мироздании Самим Творцом. В естествознании выделяются три уровня строения материи. Макромир — мир макрообъектов, размерность которых соотносима с масштабами человеческого опыта.
Пространственные величины на этом уровне выражаются в миллиметрах, сантиметрах и километрах, а время — в секундах, минутах, часах, годах. Поведение и свойства физических тел, составляющих макромир, описываются классической физикой, химией, биологией и другими науками. Тела макромира состоят из микрочастиц. Микромир — это мир предельно малых, непосредственно не наблюдаемых микрообъектов, пространственная разномерность которых исчисляется от 10"8до 10"16 см, а время жизни — от бесконечности до 1024 сек.
Это мир микроскопических частиц, для которых характерны преимущественно квантовые свойства. Поведение и свойства объектов и явлений микромира описываются в терминах ядерной физики. Мегамир — мир огромных космических масштабов и скоростей, расстояние в котором измеряется световыми годами. Это мир звезд, галактик и вселенной, расположенный за пределами Земли.
Астрономия и связанные с ней науки изучают эту область естествознания. Хотя на каждом из уровней действуют свои специфические закономерности, микро-, макро- и мегамиры теснейшим образом взаимосвязаны. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что тела на макро и мегауровнях организации материи образуются молекулами веществ, которые состоят из атомов.
Характер восприятия человеком материального мира всегда отражала классификация знания и науки. Исторические тенденции классификации в естествознании В соответствии с определением науки одной из ее основных задач является систематизация доступной обществу информации. Поэтому выделение отдельных областей знания в качестве самостоятельной науки (классификация науки)
, а также принципы и уровень систематизации внутри самих научных дисциплин на отдельных исторических этапах служит важным показателем уровня развития научного знания. Первым примером классификации знания для христиан может служать классификация, произведенная Адамом, когда он разделил на отдельные системы домашних животных, птиц и человека и присвоил всем названия.
Это явилось также примером дифференциации знания, процесса, который характерен для развития науки и который мы сможем наблюдать и в дальнейшем. Пример другого процесса, приводящего к упорядочиванию знаний — интеграции мы встречаем во времена древней Греции когда все знание было сведено к одной науке — натурфилософии. Процессы дифференциации и интеграции наук аналогичны анализу и синтезу в научном методе познания (часть III ).