Морозова Елена Германовна , кандидат химических наук Введение в естествознание (учебное пособие) Рецензент: кандидат геолого-минералогических наук, священник Константин Буфеев Учебное пособие представляет собой курс естествознания, который может быть использован в системе высшего гуманитарного и среднего общего образования.
Принцип историчности, которого придерживаются сторонники теории эволюции, противоречит принципу познаваемости мироздания, поскольку он утверждает всеобщую изменчивость и невозможность получения истинного научного знания. Это лишает научное исследование всякой перспективы, а развитие науки стимулов. Принятые на веру утверждения теории эволюции о самодостаточности природы, ее способности к самоорганизации противоречат всеобщим законам причины и следствия, зависимости от источника энергии и сохранения и превращения энергии.
Природа не нуждается в источнике энергии для разнообразных превращений, превращения энергии представляют собой эволюцию одного вида к другой и причина может быть меньше следствия - таковы следствия эволюционной теории. Все законы естествознания свидетельствуют об обратном. В основе же христианство мировоззрения лежит знание, явленное Богом миру, и глубокое научное познание мироздания не может противоречит ему; а может являться шагом на пути богопознания, однако, будучи продуктов культуры, мировоззрение подвержено влиянию многих ее компонентов, о которых говорилось выше.
Особенности формирования человеческого мировоззрения хорошо видны при рассмотрении истории естествознания. Вопросы и задания для, самостоятельной работы: 1. Дайте характеристику элементов естествознания как науки. 2. Каковы особенности христианского мировоззрения? 3. Приведите примеры систем укажите на связи по горизонтали и вертикали в этих системах. 4. Каковы проявления ант,)опного 11рннципа в мироздании? 5.
Приведите примеры дифференциации и интеграции наук. 6. Перечислите основные всеобщие законы. В чем сущность каждого из них? 7. Ваше представление о науке, религии Пути взаимодействия науки и религии, которые Вы видите ЧАСТЬ II ИСТОРИЯ ПОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Глава 1 ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЯВЛЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ Натурфилософия — первая попытка людей обобщить знания об окружающем мире Возможно, если бы люди не оставили своего Создателя, нам не пришлось бы говорить об истории появления естествознания, поскольку Адаму, как об этом повествует Библия, было дано знание от Бога и способность творчески пользоваться им.
К сожалению, грехопадение ограничило возможности познания окружающего мира, и человечеству дано было пройти длинный путь исторических исканий, чтобы стать способным воспринять знание о Боге, явленное Им Самим в лице Иисуса Христа. Удаление от Бога тяготило людей во все времена. Анализ языческих культур древности указывает на состояние их духовного смятения, пессимизма.
«Ты должен узнать и убедиться, что оставляя Господа Бога твоего, добровольно обрекаешь себя на бедствие и скорбь», — это библейское пророчество испытывают во все времена все народы. О преходящем характере и бесплодности жизни можно прочитать уже на стенах царской гробницы Древнего Египта: «Я слыхал обо всем, что совершено предками, Но теперь стены их распадаются, их места уж более нет, Подумаешь, будто их никогда и не бывало».
Полны тяжелой тоски плачи по умершим древних вавилонян. В древней Индии в религиозных книгах секты джайнь написано: «Мир живых существ полон горя, несчастия, страдания». И еще: «Обилие страданий — удел живущих»... «не я один стражду: все создания в мире страждут». Специфическим для всего индусского мировоззрения является представление о бесконечных возрождениях или перерождениях для все новых жизней, все новых скорбей и новых смертей.
«Суета сует, суета сует — все суета», — читаем мы в Библии слова царя Соломона. «Возненавидел я жизнь: противны стали мне дела, которые делаются под солнцем; ибо все суета и погоня за ветром», — говорит он. Попыткой найти путь ухода от суеты является учение индийского мыслителя Будды, жившего за 6 веков до явления в мир Христа. Уйти от страдания, суеты, «вырваться из круга перерождений, погасить злую жажду, горячку жизни, успокоится навеки, окончательно, безвозвратно»— вот смысл всей проповеди Будды.
Оправдать целесообразность жизни, — а в противном случае даже уйти от жизни, на это были направлены помыслы людей во все времена [5]. Поиск смысла жизни в идеальном социальном, политическом, религиозном устройстве характерен для последующих периодов развития человечества. Греки пытались создавать идеальное общественное устройство, основываясь на идее городов-государств, то есть полисов.
Город-государство составляли те, кто считался гражданами. Идея полиса лежала в основании всей системы ценностей. Так что, когда Сократ (4697-399 до н. э.) был вынужден выбирать между смертью и изгнанием оттуда, где был смысл его существования, он выбрал смерть. Но идея полиса не выжила, оказавшись недостаточной основой для построения общества.
Древней Греции мы обязаны первой в истории человечества формой существования естествознания, так называемой натурфилософии (от лат. natura — природа) или философии природы. В Древней Греции возникают первые научные сообщества (милетская школа, платоновская академия, пифагорейцы и др.) и в отличие от ряда древних цивилизаций (Египта, Вавилона, Ассирии)
именно там обнаруживаются признаки науки. При этом древнегреческие мыслители были, как правило, одновременно и философами, и учеными-естествоиспытателями. Их достижения в математике, механике, астрономии навечно вошли в историю науки. Это был доклассический этап в развитии естествознания. Натурфилософия характеризовалась чисто умозрительным истолкованием природного мира, рассматриваемого в его целостности.
Господство натурфилософии обусловило такие особенности древнегреческой науки, как абстрактность и отвлеченность от конкретных фактов. Каждый ученый, который одновременно являлся и философом, стремился представить все мироздание в целом, нимало не беспокоясь об отсутствии достаточного фактического материала о явлениях природы. Считалось, что философии — в ее натурфилософской форме — отведена роль «науки наук», ибо она является вместилищем всех человеческих знаний об окружающем мире, а естественные науки являются лишь ее составными частями.
Натурфилософское понимание природы содержало много вымышленного и фантастического. Появление натурфилософии в интеллектуальной истории человечества и очень длительное ее существование объясняется следующими причинами: 1. Когда естественнонаучного знания (в его нынешнем понимании) ещё практически не существовало, попытки целостного охвата, объяснения окружающей действительности были единственным и оправданным способом человеческого познания мира. 2.