Морозова Елена Германовна , кандидат химических наук Введение в естествознание (учебное пособие) Рецензент: кандидат геолого-минералогических наук, священник Константин Буфеев Учебное пособие представляет собой курс естествознания, который может быть использован в системе высшего гуманитарного и среднего общего образования.
В различного рода взаимодействиях объектов мироздания видна та энергия (химическая энергия, ядерная энергия, тепловая энергия и др.), которая неотделима от материи и благодаря которой возможно движение как элементарных частиц, так и планет по своим орбитам. Все наблюдаемые нами изменения и превращения объектов окружающего мира, которые по сути являются энергетическими превращениями, происходят при наличии внешнего источника энергии.
Его значение утверждает следующий закон. Закон всеобщей зависимости от источника энергии Все объекты и явления окружающего мира нуждаются во внешнем источнике энергии для поддержания своего функционального состояния. Примером зависимости всего мироздания от источника энергии может служить зависимость всех естественных и рукотворных объектов от движения электронов в атомах.
Об этом же свидетельствует невозможность создания людьми вечного двигателя и необходимость внешнего источника энергии для поддержания порядка в системах, что утверждается вторым законом термодинамики. Зависимость творения от своего Создателя подобна зависимости от источника энергии и вряд ли может вызвать сомнение. Следующий закон указывает на направленность энергетических превращений.
Закон причины и следствия Он заключается в том, что каждое явление может быть только результатом более значимой причины. При этом критерием значимости могут быть лишь определяющие функциональные свойства объектов и явлений в однородных системах. Если пользоваться категорией энергии, то этот закон может быть сформулирован следующим образом: для любых изменений пространственно-временных состояний объектов необходим источник энергии больший, чем энергия происходящего изменения.
В термодинамике, например, выражением этого представления является второй закон термодинамики, говорящий о том, что тепло переходит от более горячего тела к менее горячему, а не наоборот. Действие этого закона очевидно и в области духовных понятий: все черты совершенства, которые мы наблюдаем в мироздании должны исходить от более совершенного Творца.
Божественная система ценностей дает надежные ориентиры в мире. Например, она помогает в сопоставлении теорий сотворения и эволюции. Системное представление научной информации приводит нас к приведенным выше аксиомам и указывает на теорию сотворения, в то же время, отрицание существования Творца и утверждение самодостаточности природы, характерное для сторонников теории эволюции, вступает в противоречие с законами естествознания.
Признание незавершенности окружающего нас мира, видение эволюции во всех объектах и явлениях, признание макроэволюции и изменчивости видов животного мира теорией эволюции делают ее несовместимой с законом целесообразности, утверждающим совершенную приспособленность каждого объекта мироздания к выполнению своих функций и не подтверждаются естественнонаучными данными.
Принцип историчности, которого придерживаются сторонники теории эволюции, противоречит принципу познаваемости мироздания, поскольку он утверждает всеобщую изменчивость и невозможность получения истинного научного знания. Это лишает научное исследование всякой перспективы, а развитие науки стимулов. Принятые на веру утверждения теории эволюции о самодостаточности природы, ее способности к самоорганизации противоречат всеобщим законам причины и следствия, зависимости от источника энергии и сохранения и превращения энергии.
Природа не нуждается в источнике энергии для разнообразных превращений, превращения энергии представляют собой эволюцию одного вида к другой и причина может быть меньше следствия - таковы следствия эволюционной теории. Все законы естествознания свидетельствуют об обратном. В основе же христианство мировоззрения лежит знание, явленное Богом миру, и глубокое научное познание мироздания не может противоречит ему; а может являться шагом на пути богопознания, однако, будучи продуктов культуры, мировоззрение подвержено влиянию многих ее компонентов, о которых говорилось выше.
Особенности формирования человеческого мировоззрения хорошо видны при рассмотрении истории естествознания. Вопросы и задания для, самостоятельной работы: 1. Дайте характеристику элементов естествознания как науки. 2. Каковы особенности христианского мировоззрения? 3. Приведите примеры систем укажите на связи по горизонтали и вертикали в этих системах. 4. Каковы проявления ант,)опного 11рннципа в мироздании? 5.
Приведите примеры дифференциации и интеграции наук. 6. Перечислите основные всеобщие законы. В чем сущность каждого из них? 7. Ваше представление о науке, религии Пути взаимодействия науки и религии, которые Вы видите ЧАСТЬ II ИСТОРИЯ ПОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Глава 1 ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЯВЛЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ Натурфилософия — первая попытка людей обобщить знания об окружающем мире Возможно, если бы люди не оставили своего Создателя, нам не пришлось бы говорить об истории появления естествознания, поскольку Адаму, как об этом повествует Библия, было дано знание от Бога и способность творчески пользоваться им.
К сожалению, грехопадение ограничило возможности познания окружающего мира, и человечеству дано было пройти длинный путь исторических исканий, чтобы стать способным воспринять знание о Боге, явленное Им Самим в лице Иисуса Христа. Удаление от Бога тяготило людей во все времена. Анализ языческих культур древности указывает на состояние их духовного смятения, пессимизма.
«Ты должен узнать и убедиться, что оставляя Господа Бога твоего, добровольно обрекаешь себя на бедствие и скорбь», — это библейское пророчество испытывают во все времена все народы. О преходящем характере и бесплодности жизни можно прочитать уже на стенах царской гробницы Древнего Египта: «Я слыхал обо всем, что совершено предками, Но теперь стены их распадаются, их места уж более нет, Подумаешь, будто их никогда и не бывало».
Полны тяжелой тоски плачи по умершим древних вавилонян. В древней Индии в религиозных книгах секты джайнь написано: «Мир живых существ полон горя, несчастия, страдания». И еще: «Обилие страданий — удел живущих»... «не я один стражду: все создания в мире страждут». Специфическим для всего индусского мировоззрения является представление о бесконечных возрождениях или перерождениях для все новых жизней, все новых скорбей и новых смертей.