Морозова Елена Германовна , кандидат химических наук Введение в естествознание (учебное пособие) Рецензент: кандидат геолого-минералогических наук, священник Константин Буфеев Учебное пособие представляет собой курс естествознания, который может быть использован в системе высшего гуманитарного и среднего общего образования.
«Суета сует, суета сует — все суета», — читаем мы в Библии слова царя Соломона. «Возненавидел я жизнь: противны стали мне дела, которые делаются под солнцем; ибо все суета и погоня за ветром», — говорит он. Попыткой найти путь ухода от суеты является учение индийского мыслителя Будды, жившего за 6 веков до явления в мир Христа. Уйти от страдания, суеты, «вырваться из круга перерождений, погасить злую жажду, горячку жизни, успокоится навеки, окончательно, безвозвратно»— вот смысл всей проповеди Будды.
Оправдать целесообразность жизни, — а в противном случае даже уйти от жизни, на это были направлены помыслы людей во все времена [5]. Поиск смысла жизни в идеальном социальном, политическом, религиозном устройстве характерен для последующих периодов развития человечества. Греки пытались создавать идеальное общественное устройство, основываясь на идее городов-государств, то есть полисов.
Город-государство составляли те, кто считался гражданами. Идея полиса лежала в основании всей системы ценностей. Так что, когда Сократ (4697-399 до н. э.) был вынужден выбирать между смертью и изгнанием оттуда, где был смысл его существования, он выбрал смерть. Но идея полиса не выжила, оказавшись недостаточной основой для построения общества.
Древней Греции мы обязаны первой в истории человечества формой существования естествознания, так называемой натурфилософии (от лат. natura — природа) или философии природы. В Древней Греции возникают первые научные сообщества (милетская школа, платоновская академия, пифагорейцы и др.) и в отличие от ряда древних цивилизаций (Египта, Вавилона, Ассирии)
именно там обнаруживаются признаки науки. При этом древнегреческие мыслители были, как правило, одновременно и философами, и учеными-естествоиспытателями. Их достижения в математике, механике, астрономии навечно вошли в историю науки. Это был доклассический этап в развитии естествознания. Натурфилософия характеризовалась чисто умозрительным истолкованием природного мира, рассматриваемого в его целостности.
Господство натурфилософии обусловило такие особенности древнегреческой науки, как абстрактность и отвлеченность от конкретных фактов. Каждый ученый, который одновременно являлся и философом, стремился представить все мироздание в целом, нимало не беспокоясь об отсутствии достаточного фактического материала о явлениях природы. Считалось, что философии — в ее натурфилософской форме — отведена роль «науки наук», ибо она является вместилищем всех человеческих знаний об окружающем мире, а естественные науки являются лишь ее составными частями.
Натурфилософское понимание природы содержало много вымышленного и фантастического. Появление натурфилософии в интеллектуальной истории человечества и очень длительное ее существование объясняется следующими причинами: 1. Когда естественнонаучного знания (в его нынешнем понимании) ещё практически не существовало, попытки целостного охвата, объяснения окружающей действительности были единственным и оправданным способом человеческого познания мира. 2.
Вплоть до XIX столетия естествознание было слабо дифференцировано, отсутствовали многие его отрасли. Еще в XVIII веке в качестве сформировавшихся, самостоятельных наук существовали лишь механика, математика, астрономия и физика. Химия, биология, геология находились лишь в процессе становления. В такой ситуации натурфилософия, строя общую картину природы, стремилась заменить собой отсутствующие естественные знания.
Характерной чертой древнегреческой натурфилософии является космоцентризм. Это проявилось, в частности, в древнегреческой концепции космоса, для которой к тому же характерен налет прежних мифологических представлений о мире. Понятие космоса имело для древних греков существенно иной, отличный от нынешнего понимания смысл. Само слово «космос» первоначально означало «порядок» и применялось к обозначению воинского строя или государственного устройства. Вместе с тем уже в VI -V вв. до н. э.
появляется понимание космоса как вселенной, как окружающего человека мира, как природы. При этом космос представлялся древним грекам как своеобразная проекция живой природы или человеческого общества. Это означало, что образ космоса, сложившийся у древних мыслителей, наделялся либо качествами, присущими живым существам (например, рассмотрение космоса в качестве огромного человекоподобного организма)
, либо социальными качествами, отражавшими социальные отношения тогдашнего общества. Как во вселенной (космосе) древнегреческая философия обнаруживала человека, так и в человеке она увидела вселенную. Космос являлся как бы макро человеком, а человек — микрокосмосом. Такая точка зрения приводила к выводу о слиянии человека и вселенной. Другими словами, между природным миром, представляющимся древнегреческим мыслителям в виде упорядоченного и гармоничного космоса, и человеческим миром нет пропасти.
Человек выступает как часть всеобщего космического целого. В нем воплощены все те силы и «стихии», которые образуют космос. Представление о «стихиях» как основных, простейших началах (элементах), из которых слагается космос, возникло уже на первом этапе становления античной натурфилософии. Характеристика отдельных этапов развития натурфилософии Первый этап развития древнегреческой натурфилософии начинается с VI в. до н. э.
Это был период, когда древнегреческая цивилизация обрела господство в обширном регионе, охватывающем юго-восточное Средиземноморье, Малую Азию и часть черноморского побережья. К этому времени завершилось формирование древнегреческих городов-государств, в которых большое развитие получили торговля, ремесленное производство, культурная жизнь.
Среди них выделяется Милет — главный город Ионийской колонии в Малой Азии, расположенный на побережье Эгейского моря. Через него проходили важные торговые пути из Греции в Азию. Город этот являлся также крупным культурным и политическим центром, куда устремлялись видные философы, ученые, политические деятели того времени. Сформировавшаяся там Милетская школа натурфилософии оставила глубокий след в истории античной культуры.