Морозова Елена Германовна , кандидат химических наук Введение в естествознание (учебное пособие) Рецензент: кандидат геолого-минералогических наук, священник Константин Буфеев Учебное пособие представляет собой курс естествознания, который мо­жет быть использован в системе высшего гуманитарного и среднего общего образования.

, ибо считал, что не мо­жет быть первоосновой какое-либо состояние материи в ее конкретной, чувственно воспринимаемой форме. Первоосно­вой мироздания он считал качественно неопределенное ми­фическое первовещество, которому он дал наименование «апейрон» (в переводе — беспредельное, неопределенное). Анаксимандр полагал, что «апейрон» первоначально представ­лял собой неопределенную туманную массу, находившуюся в постоянном круговом вращении, из которой в конце концов про­изошло все многообразие мира.

Анаксимандру принадлежа­ла первая в европейской науке попытка дать общекосмологи­ческую картину мира. В этой картине Земля — центр все­ленной. Ее опоясывают три огненных кольца: солнечное, лунное и звездное. Эти кольца покрыты воздушной оболочкой и, когда она разрывается, человек видит небесные светила. В отличие от Фалеса, уподобившего Землю плавучему в оке­ане острову, Анаксимандр утверждал, что Земля пребывает в мировом пространстве, ни на что не опираясь (сравните с Библейским представлением (Иов. 26, 7): «Он...повесил зем­лю ни на чем»).

По мнению американского исследователя античности Ч. Кана, это было самое значительное достиже­ние научной мысли милетской школы.  Своеобразным итогом взглядов представителей милетс­кой школы и Гераклита явилось учение Эмпедокла (483-423 гг. до н. э.), согласно которому природа признается самостоятель­но существующей, вечной, а в качестве первоосновы всего ее многообразия выдвигается четыре элемента или «корня»: зем­ля, вода, воздух и огонь.

Эти неизменные «корни» вещей, по мнению Эмпсдокла, смешиваясь друг с другом, образуют все богатство природы. Но уже в этот период на смену подоб­ным представлениям о мире приходит стройное по тому вре­мени атомическое учение о природе. Особое место в науке древней Греции занимал Пифагор (582-500 до н. э.), который внес немалый для своей эпохи вклад в развитие математики и астрономии.

Помимо всем известной «теоремы Пифагора» на счету этого античного уче­ного имеется и ряд других научных достижений. К их числу относится, например, открытие того факта, что отношение ди­агонали и стороны квадрата не может быть выражено целым числом или дробью. Тем самым в математику было введено понятие иррациональности. Имеются упоминания о том, что Пифагор придерживался мнения о шарообразности Земли и ее вращении вокруг собственной оси.

Важной отличительной чертой миропонимания Пифагора было учение о числе как основе вселенной. «Самое мудрое в мире — число», — учил он. Считая, что мир состоит из пяти элементов (земли, огня, воздуха, воды и эфира), Пифагор увязал их с пятью видами правильных многогранников с тем или иным числом граней. Так, Земля, по его мнению, состоит из частиц кубической фор­мы, огонь — из частиц, имеющих форму четырехгранной пи­рамиды (тетраэдров), воздух — из восьмигранников (октаэд­ров), вода — из двадцатигранников (икосаэдров), а эфир —из двенадцатигранников (додекаэдров).

До нашего времени дошел рассказ позднеримского философа Боэция (480-524 гг. н. э.) о том, что число — основа всего существующего. Как-то, проходя мимо кузницы, Пифагор заметил, что совпадаю­щие удары не одинаковых по весу молотов производят гармо­ничные созвучия. Вес молотов можно измерить. И таким образом, качественное явление — созвучие — точно опреде­ляется через количество.

Отсюда Пифагор сделал вывод, что «число владеет вещами». Положив в основу космоса число, Пифагор придал этому старому слову обыденного языка но­вое значение. Это слово стало обозначать упорядоченное чис­лом мироздание [6]. Ученики и последователи Пифагора (пифагорейцы) рассматривали всю вселенную как гармо­нию чисел и их отношений, приписывали определенным чис­лам особые, мистические свойства, полагали, что, владея все­ми вещами, числа могут определять и духовные, в частности, нравственные качества.

Второй этап развития древнегреческой натур­философии, охватывающий V -IV вв. до н. э., был периодом времени между возвышением Афин как города-государства и подчинением Александром Македонским греческих поли­сов. В этот период в античной натурфилософии завершает­ся господство концепции «стихий» как первоначал мира и возникает новое направление — атомистика.

Выдающим­ся представителем новой натурфилософской идеологии ато­мизма был Демокрит (ок. 460-370 гг. до н. э.). Основные принципы его атомистического учения можно свести к сле­дующим положениям: 1.  Вся вселенная состоит из мельчайших материальных частиц — атомов и незаполненного пространства — пусто­ты. Наличие последней является обязательным условием для осуществления перемещения атомов в пространстве. 2.

  Атомы неуничтожимые вечны, а потому и вся вселен­ная, из них состоящая, существует вечно. 3.  Атомы представляют собой мельчайшие, неизменные, непроницаемые и абсолютно неделимые частицы (слово «атом» в буквальном переводе с греческого означает «неде­лимый» — последние, образно говоря, представляют собой «кирпичики мироздания»). 4. Атомы находятся в постоянном движении, изменяют свое положение в пространстве. 5.  Различаются атомы по форме и величине.

Но все они настолько малы, что недоступны для восприятия органами чувств человека. Форма их может быть весьма разнообраз­ной. Самые малые атомы имеют, например, сферическую фор­му. Это, по выражению Демокрита, «атомы души и челове­ческой мысли». 6. Все предметы материального мира образуются из ато­мов различных форм и различного порядка их сочетаний (

по­добно тому, как слова образуются из букв). Представляет интерес учение Демокрита о строении все­ленной. Из атомов, считал он, образуются не только окружа­ющие нас предметы, но и целые миры, которых во вселенной бесчисленное множество. При этом одни миры еще только формируются, другие — находятся в расцвете, а третьи уже разрушаются. Новые тела и миры возникают от сложения атомов.

Уничтожаются они от разложения на атомы. Демок­рита отличала глубокая преданность науке. Он говорил, что предпочитает найти одно причинное объяснение какому-либо непонятному явлению, нежели приобрести персидский престол. Учение Демокрита об атомном строении тел, о бесконечнос­ти вселенной и множественности ее миров, о вечности, не-уничтожимости движения настолько опережало время, на­столько ушло вперед, что впоследствии многие поколения уче­ных разрабатывали его идеи.