Морозова Елена Германовна , кандидат химических наук Введение в естествознание (учебное пособие) Рецензент: кандидат геолого-минералогических наук, священник Константин Буфеев Учебное пособие представляет собой курс естествознания, который может быть использован в системе высшего гуманитарного и среднего общего образования.
, ибо считал, что не может быть первоосновой какое-либо состояние материи в ее конкретной, чувственно воспринимаемой форме. Первоосновой мироздания он считал качественно неопределенное мифическое первовещество, которому он дал наименование «апейрон» (в переводе — беспредельное, неопределенное). Анаксимандр полагал, что «апейрон» первоначально представлял собой неопределенную туманную массу, находившуюся в постоянном круговом вращении, из которой в конце концов произошло все многообразие мира.
Анаксимандру принадлежала первая в европейской науке попытка дать общекосмологическую картину мира. В этой картине Земля — центр вселенной. Ее опоясывают три огненных кольца: солнечное, лунное и звездное. Эти кольца покрыты воздушной оболочкой и, когда она разрывается, человек видит небесные светила. В отличие от Фалеса, уподобившего Землю плавучему в океане острову, Анаксимандр утверждал, что Земля пребывает в мировом пространстве, ни на что не опираясь (сравните с Библейским представлением (Иов. 26, 7): «Он...повесил землю ни на чем»).
По мнению американского исследователя античности Ч. Кана, это было самое значительное достижение научной мысли милетской школы. Своеобразным итогом взглядов представителей милетской школы и Гераклита явилось учение Эмпедокла (483-423 гг. до н. э.), согласно которому природа признается самостоятельно существующей, вечной, а в качестве первоосновы всего ее многообразия выдвигается четыре элемента или «корня»: земля, вода, воздух и огонь.
Эти неизменные «корни» вещей, по мнению Эмпсдокла, смешиваясь друг с другом, образуют все богатство природы. Но уже в этот период на смену подобным представлениям о мире приходит стройное по тому времени атомическое учение о природе. Особое место в науке древней Греции занимал Пифагор (582-500 до н. э.), который внес немалый для своей эпохи вклад в развитие математики и астрономии.
Помимо всем известной «теоремы Пифагора» на счету этого античного ученого имеется и ряд других научных достижений. К их числу относится, например, открытие того факта, что отношение диагонали и стороны квадрата не может быть выражено целым числом или дробью. Тем самым в математику было введено понятие иррациональности. Имеются упоминания о том, что Пифагор придерживался мнения о шарообразности Земли и ее вращении вокруг собственной оси.
Важной отличительной чертой миропонимания Пифагора было учение о числе как основе вселенной. «Самое мудрое в мире — число», — учил он. Считая, что мир состоит из пяти элементов (земли, огня, воздуха, воды и эфира), Пифагор увязал их с пятью видами правильных многогранников с тем или иным числом граней. Так, Земля, по его мнению, состоит из частиц кубической формы, огонь — из частиц, имеющих форму четырехгранной пирамиды (тетраэдров), воздух — из восьмигранников (октаэдров), вода — из двадцатигранников (икосаэдров), а эфир —из двенадцатигранников (додекаэдров).
До нашего времени дошел рассказ позднеримского философа Боэция (480-524 гг. н. э.) о том, что число — основа всего существующего. Как-то, проходя мимо кузницы, Пифагор заметил, что совпадающие удары не одинаковых по весу молотов производят гармоничные созвучия. Вес молотов можно измерить. И таким образом, качественное явление — созвучие — точно определяется через количество.
Отсюда Пифагор сделал вывод, что «число владеет вещами». Положив в основу космоса число, Пифагор придал этому старому слову обыденного языка новое значение. Это слово стало обозначать упорядоченное числом мироздание [6]. Ученики и последователи Пифагора (пифагорейцы) рассматривали всю вселенную как гармонию чисел и их отношений, приписывали определенным числам особые, мистические свойства, полагали, что, владея всеми вещами, числа могут определять и духовные, в частности, нравственные качества.
Второй этап развития древнегреческой натурфилософии, охватывающий V -IV вв. до н. э., был периодом времени между возвышением Афин как города-государства и подчинением Александром Македонским греческих полисов. В этот период в античной натурфилософии завершается господство концепции «стихий» как первоначал мира и возникает новое направление — атомистика.
Выдающимся представителем новой натурфилософской идеологии атомизма был Демокрит (ок. 460-370 гг. до н. э.). Основные принципы его атомистического учения можно свести к следующим положениям: 1. Вся вселенная состоит из мельчайших материальных частиц — атомов и незаполненного пространства — пустоты. Наличие последней является обязательным условием для осуществления перемещения атомов в пространстве. 2.
Атомы неуничтожимые вечны, а потому и вся вселенная, из них состоящая, существует вечно. 3. Атомы представляют собой мельчайшие, неизменные, непроницаемые и абсолютно неделимые частицы (слово «атом» в буквальном переводе с греческого означает «неделимый» — последние, образно говоря, представляют собой «кирпичики мироздания»). 4. Атомы находятся в постоянном движении, изменяют свое положение в пространстве. 5. Различаются атомы по форме и величине.
Но все они настолько малы, что недоступны для восприятия органами чувств человека. Форма их может быть весьма разнообразной. Самые малые атомы имеют, например, сферическую форму. Это, по выражению Демокрита, «атомы души и человеческой мысли». 6. Все предметы материального мира образуются из атомов различных форм и различного порядка их сочетаний (
подобно тому, как слова образуются из букв). Представляет интерес учение Демокрита о строении вселенной. Из атомов, считал он, образуются не только окружающие нас предметы, но и целые миры, которых во вселенной бесчисленное множество. При этом одни миры еще только формируются, другие — находятся в расцвете, а третьи уже разрушаются. Новые тела и миры возникают от сложения атомов.
Уничтожаются они от разложения на атомы. Демокрита отличала глубокая преданность науке. Он говорил, что предпочитает найти одно причинное объяснение какому-либо непонятному явлению, нежели приобрести персидский престол. Учение Демокрита об атомном строении тел, о бесконечности вселенной и множественности ее миров, о вечности, не-уничтожимости движения настолько опережало время, настолько ушло вперед, что впоследствии многие поколения ученых разрабатывали его идеи.