Морозова Елена Германовна , кандидат химических наук Введение в естествознание (учебное пособие) Рецензент: кандидат геолого-минералогических наук, священник Константин Буфеев Учебное пособие представляет собой курс естествознания, который мо­жет быть использован в системе высшего гуманитарного и среднего общего образования.

К этому же выводу — о шаровидности Земли — ведет, по мнению Аристотеля, и свойственное Земле тяготение к центру. Как результат этого тяготения должна была получиться шарооб­разная форма. Аристотель разделял мир на две области, ка­чественно отличающихся друг от друга: область Земли и об­ласть Неба. Область Земли имеет в своей основе четыре элемента: землю, воду, воздух и огонь (

это те же четыре «сти­хии», о которых говорили представители натурфилософии до-аристотелевского периода). Область Неба имеет в своей ос­нове пятый элемент — эфир, из которого состоят небесные тела. Самые совершенные из них — неподвижные звезды. Они состоят из чистого эфира и настолько удалены от Земли, что недоступны никакому воздействию четырех земных эле­ментов. Иное дело — Луна и планеты.

Они также состоят из эфира, но в отличие от неподвижных звезд подвержены неко­торому влиянию, пр крайней мере, одного из элементов, обра­зующих Землю. По мнению Аристотеля, за оболочкой возду­ха вокруг Земли находится наиболее легкий из земных эле­ментов — огонь, который помещается в пространстве между Землей и Луной и соприкасается с границей эфира.

В отличие от космологических воззрений Демокрита, космология Арис­тотеля включала представление о пространственной ко­нечности мироздания. В этой конечной протяженности кос­моса расположены твердые кристально-прозрачные сферы, на которых неподвижно закреплены звезды и планеты. Их ви­димое движение объясняется вращением указанных сфер. С крайней «внешней» сферой соприкасается «Перводвигатель все­ленной», являющийся источником всякого движения. Он не материален.

Аристотель обожествляет его и рассматривает как разум мирового масштаба, дающий энергию «перводвигателю» и предопределяющий неизменное положение для всех тел — небесных и земных. Геоцентрическая космоло­гия Аристотеля, впоследствии математически оформленная и обоснованная Птолемеем, заняла господствующее поло­жение в космологии не только поздней античности, но и все­го периода Средневековья — вплоть до XVI века.

Согласно Аристотелю изменение положения одного тела неизбежно влечет за собой изменение расположения других тел в сис­теме. Он обосновал «Лестницу мироздания», на которой жи­вые существа стоят выше неодушевленных тел, например, камней. Человек находится выше животных, а всем миром управляют боги. Третий (эллинистический) этап в древнегреческой на­турфилософии —примерно с 330 по 30 гг. до н. э.

— начинает­ся с подчинения Александром Македонским самостоятель­ных городов-государств Древней Греции и завершается воз­вышением Древнего Рима. В отличие от греков, искавших смысл жизни в идеальном социальном устройстве, римляне надеялись на эффективность политических перемен. Во времена Юлия Цезаря (100-44 до н. э.) Рим обратился к ав­торитарной системе, центром которой был сам император.

Не­посредственно перед этим сенат уже был не в состоянии под­держивать порядок. Вооруженные банды терроризировали Рим, а нормальное правление стало невозможным из-за бун­товщиков, воюющих за власть. Личные интересы стали пре­обладать над общественными, усложняя тем самым ловуш­ку, в которую угодили люди. И тогда ввергнутый в отчаяние народ принял авторитарную систему правления.

Как пишет Плутарх в «Сравнительных жизнеописаниях», «римляне счи­тали, что единоличная власть есть отдых от гражданских войн и прочих бедствий. Они выбрали Цезаря диктатором пожизненно. Эта несменяемость в соединении с неограниченным единовластием была открытой тиранией. После смерти Цезаря к власти пришел внучатый пле­мянник Октавиан, которого позже стали называть Цезарем Августом (63 г. до п. Э.-14 г. н. э.).

В завещании Юлий Цезарь сделал Октавиана приемным сыном. Великий римский поэт Вергилий (70-19 гг.) был другом Цезаря Августа и написал свою поэму «Энеида» с целью показать, что Август был бо­гом назначенный правитель и что миссия Рима — нести мир и цивилизацию всем народам. Поскольку Октавиан добился установления внешнего и внутреннего мира, соблюдая вне­шние конституционные формы правления, римляне всех со­словий отдали в его руки полную власть, надеясь восстано­вить и укрепить политическую систему, деловую активность и ход повседневной жизни.

После 12 года он становится выс­шим религиозным лицом государства, приняв титул Великого Понтифика (Pontifex Maximus ), и вменяет каждому в обязан­ность «молиться духу Рима и гению императора». Позднее это стало обязательным для всех народов, входящих в импе­рию, а еще позже власть императоров стала считаться боже­ственной. Цезарь Август пытался ввести моральное и семей­ное законодательства, последующие римские императоры про­бовали осуществить различные юридические реформы и социальные программы. Правители Македонии (

Александр, а затем его преемники — Птолемеи) серьезно и внимательно относились к древнегреческой науке. Это отношение дикто­валось необходимостью совершенствования техники и тех­нологии ремесленного производства для развития торговли и технического обеспечения войн, которые вели римляне. Но­вая столица Птолемеев (305-30 гг. до н. э.) стала крупным по тогдашнему времени научным и культурным центром.

Следует отметить, что правители Македонии были, пожалуй, первыми в своих попытках осуществить государ­ственную организацию и финансирование науки. В Александ­рии в начале III в. до н. э. был создан Мусейон (в переводе с греческого —"храм муз), имевший большое значение для раз­вития науки и игравший роль одновременно научного учреж­дения, музея и научной школы.

Мусейон был связан с упоминавшимся выше афинским Ликеем, основанным еще Арис­тотелем, а впоследствии возглавлявшимся известным уче­ным Стратоном. Одним из крупнейших ученых-математиков рассматри­ваемого периода был Евклид, живший в III в. до н. э. в Алек­сандрии. В своем объемистом труде «Начала» он привел в систему все математические достижения того времени.