Морозова Елена Германовна , кандидат химических наук Введение в естествознание (учебное пособие) Рецензент: кандидат геолого-минералогических наук, священник Константин Буфеев Учебное пособие представляет собой курс естествознания, который мо­жет быть использован в системе высшего гуманитарного и среднего общего образования.

Он определил жизнь как способность к са­мообеспечению, а также к независимому росту и распаду. В своих исследованиях он упоминает несколько сот различ­ных животных. Причем описывает многих из них с такой точ­ностью и столь детально, что не оставляет сомнения в том, что это — его собственные наблюдения. Многие факты, из­ложенные Аристотелем, были «переоткрыты» в последую­щие века.

Следуя своему учителю — Платону, он, например, приписывал движению некоторое «врожденное» свойство, за­ставляющее все на Земле стремиться к своему «естествен­ному месту». Поэтому, считал он, дым поднимается верти­кально вверх, а камень падает вертикально вниз. Но несом­ненной заслугой Аристотеля было стремление к собиранию и систематизации знаний, накопленных в древнем мире.

Исхо­дя из своих представлений об отраслях знания, он впервые попытался дать классификацию наук. С точки зрения Арис­тотеля, следует различать науки: теоретические (где позна­ние ведется ради него самого), практические (дающие руко­водящие идеи для поведения человека) и творческие (где познание осуществляется для достижения чего-либо прекрас­ного).

Теоретические науки Аристотель разделил на три час­ти: так называемую «первую философию», математику и фи­зику. «Первая философия» посвящена неким высшим нача­лам всего существующего, недоступным для органов чувств и постигаемым лишь умозрительно. В ведении математики находятся взятые в абстракции числовые и пространствен­ные свойства тел. Физика изучает различные состояния тел в природе.

Аристотель сразу же противопоставил «первую фи­лософию» остальным наукам, отделив ее от наук, изучающих природный мир. Впоследствии, в I в. до н. э., древнегречес­кий исследователь творчества Аристотеля Андронник Родос­ский выделил ту часть его учения, которая была известна как «первая философия», и обозначил ее термином «метафизика», т. е. буквально — «то, что следует после физики».

С тех пор и вплоть до эпохи Нового времени под метафизикой понима­лось философское учение о сверхчувственных, недоступных опыту «первичных началах» бытия, т. е. учение, которое име­ло совершенно иной предмет, чем физика — наука о природе. В истории науки Аристотель известен также как автор космологического учения, которое оказало огромное влияние на миропонимание многих последующих столетий. Космоло­гия (учение о вселенной)

Аристотеля—геоцентрическое воз­зрение: Земля, имеющая форму шара, неподвижно пребывает в центре вселенной. Шаровидность Земли Аристотель выво­дит из наблюдений, сделанных им во время лунных затмений. Эти наблюдения показали круглую форму земной тени, над­вигающейся на диск Луны. Только шаровидное тело, каким и является Земля, — объясняет Аристотель, — может отбра­сывать в сторону, противоположную солнцу, тень, которая представляется темным кругом на лунном диске.

К этому же выводу — о шаровидности Земли — ведет, по мнению Аристотеля, и свойственное Земле тяготение к центру. Как результат этого тяготения должна была получиться шарооб­разная форма. Аристотель разделял мир на две области, ка­чественно отличающихся друг от друга: область Земли и об­ласть Неба. Область Земли имеет в своей основе четыре элемента: землю, воду, воздух и огонь (

это те же четыре «сти­хии», о которых говорили представители натурфилософии до-аристотелевского периода). Область Неба имеет в своей ос­нове пятый элемент — эфир, из которого состоят небесные тела. Самые совершенные из них — неподвижные звезды. Они состоят из чистого эфира и настолько удалены от Земли, что недоступны никакому воздействию четырех земных эле­ментов. Иное дело — Луна и планеты.

Они также состоят из эфира, но в отличие от неподвижных звезд подвержены неко­торому влиянию, пр крайней мере, одного из элементов, обра­зующих Землю. По мнению Аристотеля, за оболочкой возду­ха вокруг Земли находится наиболее легкий из земных эле­ментов — огонь, который помещается в пространстве между Землей и Луной и соприкасается с границей эфира.

В отличие от космологических воззрений Демокрита, космология Арис­тотеля включала представление о пространственной ко­нечности мироздания. В этой конечной протяженности кос­моса расположены твердые кристально-прозрачные сферы, на которых неподвижно закреплены звезды и планеты. Их ви­димое движение объясняется вращением указанных сфер. С крайней «внешней» сферой соприкасается «Перводвигатель все­ленной», являющийся источником всякого движения. Он не материален.

Аристотель обожествляет его и рассматривает как разум мирового масштаба, дающий энергию «перводвигателю» и предопределяющий неизменное положение для всех тел — небесных и земных. Геоцентрическая космоло­гия Аристотеля, впоследствии математически оформленная и обоснованная Птолемеем, заняла господствующее поло­жение в космологии не только поздней античности, но и все­го периода Средневековья — вплоть до XVI века.

Согласно Аристотелю изменение положения одного тела неизбежно влечет за собой изменение расположения других тел в сис­теме. Он обосновал «Лестницу мироздания», на которой жи­вые существа стоят выше неодушевленных тел, например, камней. Человек находится выше животных, а всем миром управляют боги. Третий (эллинистический) этап в древнегреческой на­турфилософии —примерно с 330 по 30 гг. до н. э.

— начинает­ся с подчинения Александром Македонским самостоятель­ных городов-государств Древней Греции и завершается воз­вышением Древнего Рима. В отличие от греков, искавших смысл жизни в идеальном социальном устройстве, римляне надеялись на эффективность политических перемен. Во времена Юлия Цезаря (100-44 до н. э.) Рим обратился к ав­торитарной системе, центром которой был сам император.