Морозова Елена Германовна , кандидат химических наук Введение в естествознание (учебное пособие) Рецензент: кандидат геолого-минералогических наук, священник Константин Буфеев Учебное пособие представляет собой курс естествознания, который может быть использован в системе высшего гуманитарного и среднего общего образования.
К этому же выводу — о шаровидности Земли — ведет, по мнению Аристотеля, и свойственное Земле тяготение к центру. Как результат этого тяготения должна была получиться шарообразная форма. Аристотель разделял мир на две области, качественно отличающихся друг от друга: область Земли и область Неба. Область Земли имеет в своей основе четыре элемента: землю, воду, воздух и огонь (
это те же четыре «стихии», о которых говорили представители натурфилософии до-аристотелевского периода). Область Неба имеет в своей основе пятый элемент — эфир, из которого состоят небесные тела. Самые совершенные из них — неподвижные звезды. Они состоят из чистого эфира и настолько удалены от Земли, что недоступны никакому воздействию четырех земных элементов. Иное дело — Луна и планеты.
Они также состоят из эфира, но в отличие от неподвижных звезд подвержены некоторому влиянию, пр крайней мере, одного из элементов, образующих Землю. По мнению Аристотеля, за оболочкой воздуха вокруг Земли находится наиболее легкий из земных элементов — огонь, который помещается в пространстве между Землей и Луной и соприкасается с границей эфира.
В отличие от космологических воззрений Демокрита, космология Аристотеля включала представление о пространственной конечности мироздания. В этой конечной протяженности космоса расположены твердые кристально-прозрачные сферы, на которых неподвижно закреплены звезды и планеты. Их видимое движение объясняется вращением указанных сфер. С крайней «внешней» сферой соприкасается «Перводвигатель вселенной», являющийся источником всякого движения. Он не материален.
Аристотель обожествляет его и рассматривает как разум мирового масштаба, дающий энергию «перводвигателю» и предопределяющий неизменное положение для всех тел — небесных и земных. Геоцентрическая космология Аристотеля, впоследствии математически оформленная и обоснованная Птолемеем, заняла господствующее положение в космологии не только поздней античности, но и всего периода Средневековья — вплоть до XVI века.
Согласно Аристотелю изменение положения одного тела неизбежно влечет за собой изменение расположения других тел в системе. Он обосновал «Лестницу мироздания», на которой живые существа стоят выше неодушевленных тел, например, камней. Человек находится выше животных, а всем миром управляют боги. Третий (эллинистический) этап в древнегреческой натурфилософии —примерно с 330 по 30 гг. до н. э.
— начинается с подчинения Александром Македонским самостоятельных городов-государств Древней Греции и завершается возвышением Древнего Рима. В отличие от греков, искавших смысл жизни в идеальном социальном устройстве, римляне надеялись на эффективность политических перемен. Во времена Юлия Цезаря (100-44 до н. э.) Рим обратился к авторитарной системе, центром которой был сам император.
Непосредственно перед этим сенат уже был не в состоянии поддерживать порядок. Вооруженные банды терроризировали Рим, а нормальное правление стало невозможным из-за бунтовщиков, воюющих за власть. Личные интересы стали преобладать над общественными, усложняя тем самым ловушку, в которую угодили люди. И тогда ввергнутый в отчаяние народ принял авторитарную систему правления.
Как пишет Плутарх в «Сравнительных жизнеописаниях», «римляне считали, что единоличная власть есть отдых от гражданских войн и прочих бедствий. Они выбрали Цезаря диктатором пожизненно. Эта несменяемость в соединении с неограниченным единовластием была открытой тиранией. После смерти Цезаря к власти пришел внучатый племянник Октавиан, которого позже стали называть Цезарем Августом (63 г. до п. Э.-14 г. н. э.).
В завещании Юлий Цезарь сделал Октавиана приемным сыном. Великий римский поэт Вергилий (70-19 гг.) был другом Цезаря Августа и написал свою поэму «Энеида» с целью показать, что Август был богом назначенный правитель и что миссия Рима — нести мир и цивилизацию всем народам. Поскольку Октавиан добился установления внешнего и внутреннего мира, соблюдая внешние конституционные формы правления, римляне всех сословий отдали в его руки полную власть, надеясь восстановить и укрепить политическую систему, деловую активность и ход повседневной жизни.
После 12 года он становится высшим религиозным лицом государства, приняв титул Великого Понтифика (Pontifex Maximus ), и вменяет каждому в обязанность «молиться духу Рима и гению императора». Позднее это стало обязательным для всех народов, входящих в империю, а еще позже власть императоров стала считаться божественной. Цезарь Август пытался ввести моральное и семейное законодательства, последующие римские императоры пробовали осуществить различные юридические реформы и социальные программы. Правители Македонии (
Александр, а затем его преемники — Птолемеи) серьезно и внимательно относились к древнегреческой науке. Это отношение диктовалось необходимостью совершенствования техники и технологии ремесленного производства для развития торговли и технического обеспечения войн, которые вели римляне. Новая столица Птолемеев (305-30 гг. до н. э.) стала крупным по тогдашнему времени научным и культурным центром.
Следует отметить, что правители Македонии были, пожалуй, первыми в своих попытках осуществить государственную организацию и финансирование науки. В Александрии в начале III в. до н. э. был создан Мусейон (в переводе с греческого —"храм муз), имевший большое значение для развития науки и игравший роль одновременно научного учреждения, музея и научной школы.
Мусейон был связан с упоминавшимся выше афинским Ликеем, основанным еще Аристотелем, а впоследствии возглавлявшимся известным ученым Стратоном. Одним из крупнейших ученых-математиков рассматриваемого периода был Евклид, живший в III в. до н. э. в Александрии. В своем объемистом труде «Начала» он привел в систему все математические достижения того времени.