Морозова Елена Германовна , кандидат химических наук Введение в естествознание (учебное пособие) Рецензент: кандидат геолого-минералогических наук, священник Константин Буфеев Учебное пособие представляет собой курс естествознания, который мо­жет быть использован в системе высшего гуманитарного и среднего общего образования.

Не­посредственно перед этим сенат уже был не в состоянии под­держивать порядок. Вооруженные банды терроризировали Рим, а нормальное правление стало невозможным из-за бун­товщиков, воюющих за власть. Личные интересы стали пре­обладать над общественными, усложняя тем самым ловуш­ку, в которую угодили люди. И тогда ввергнутый в отчаяние народ принял авторитарную систему правления.

Как пишет Плутарх в «Сравнительных жизнеописаниях», «римляне счи­тали, что единоличная власть есть отдых от гражданских войн и прочих бедствий. Они выбрали Цезаря диктатором пожизненно. Эта несменяемость в соединении с неограниченным единовластием была открытой тиранией. После смерти Цезаря к власти пришел внучатый пле­мянник Октавиан, которого позже стали называть Цезарем Августом (63 г. до п. Э.-14 г. н. э.).

В завещании Юлий Цезарь сделал Октавиана приемным сыном. Великий римский поэт Вергилий (70-19 гг.) был другом Цезаря Августа и написал свою поэму «Энеида» с целью показать, что Август был бо­гом назначенный правитель и что миссия Рима — нести мир и цивилизацию всем народам. Поскольку Октавиан добился установления внешнего и внутреннего мира, соблюдая вне­шние конституционные формы правления, римляне всех со­словий отдали в его руки полную власть, надеясь восстано­вить и укрепить политическую систему, деловую активность и ход повседневной жизни.

После 12 года он становится выс­шим религиозным лицом государства, приняв титул Великого Понтифика (Pontifex Maximus ), и вменяет каждому в обязан­ность «молиться духу Рима и гению императора». Позднее это стало обязательным для всех народов, входящих в импе­рию, а еще позже власть императоров стала считаться боже­ственной. Цезарь Август пытался ввести моральное и семей­ное законодательства, последующие римские императоры про­бовали осуществить различные юридические реформы и социальные программы. Правители Македонии (

Александр, а затем его преемники — Птолемеи) серьезно и внимательно относились к древнегреческой науке. Это отношение дикто­валось необходимостью совершенствования техники и тех­нологии ремесленного производства для развития торговли и технического обеспечения войн, которые вели римляне. Но­вая столица Птолемеев (305-30 гг. до н. э.) стала крупным по тогдашнему времени научным и культурным центром.

Следует отметить, что правители Македонии были, пожалуй, первыми в своих попытках осуществить государ­ственную организацию и финансирование науки. В Александ­рии в начале III в. до н. э. был создан Мусейон (в переводе с греческого —"храм муз), имевший большое значение для раз­вития науки и игравший роль одновременно научного учреж­дения, музея и научной школы.

Мусейон был связан с упоминавшимся выше афинским Ликеем, основанным еще Арис­тотелем, а впоследствии возглавлявшимся известным уче­ным Стратоном. Одним из крупнейших ученых-математиков рассматри­ваемого периода был Евклид, живший в III в. до н. э. в Алек­сандрии. В своем объемистом труде «Начала» он привел в систему все математические достижения того времени.

Со­стоящие из пятнадцати книг «Начала» содержали не только результаты трудов самого Евклида, но и включали достиже­ния других древнегреческих ученых. В «Началах» были за­ложены основы античной математики. Созданный Евкли­дом метод аксиом лег в основу геометрии, носящей по сей день его имя. Характерной чертой истории эллинистского периода древ­негреческой натурфилософии, так же как и ее предыдущего периода, являются идеи атомистики.

Последние получили свое развитие в учении Эпикура (324-270 гг. до н. э.). Эпикур раз­делял точку зрения Демокрита, согласно которой мир состо­ит из атомов и пустоты, а все существующее во вселенной возникает в результате соединения атомов в различных ком­бинациях. Вместе с тем Эпикур внес в описание атомов, сде­ланное Демокритом, некоторые поправки: атомы не могут пре­вышать известной величины, число их форм ограничено, атомы обладают тяжестью и т. д.

Но самое главное в атоми­стическом учении Эпикура — это попытка найти какие-то внутренние источники жизни атомов. Он высказывал мысль, что изменение направления их движения может быть обус­ловлено причинами, содержащимися внутри самих атомов. Это был шаг вперед по сравнению с Демокритом, в учении которого атом считается непроницаемым, не имеющим внутри себя никакого движения, никакой жизни.

Эллинистский период в древнегреческой науке харак­теризовался также и немалыми достижениями в области механики. Первоклассным ученым-математиком и меха­ником этого периода был Архимед (287-212 гг. до н. э.). Он решил ряд задач по вычислению площадей поверхностей и объемов, определил значение числа π (представляющего со­бой отношение длины окружности к своему диаметру).

Архимед ввел понятие центра тяжести и разработал методы его определения для различных тел, дал математический вывод законов рычага. Ему приписывают «крылатое» выражение: «Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю». Архимед поло­жил начало гидростатике, которая нашла широкое примене­ние при проверке изделий из драгоценных металлов и опреде­лении грузоподъемности кораблей.

Широчайшую известность получил закон Архимеда, касающийся плавучести тел. Со­гласно этому закону, на всякое тело, погруженное в жидкость, действует поддерживающая сила, равная весу вытесненной телом жидкости, направленная вверх и приложенная к центру тяжести вытесненного объема. Если вес тела меньше под­держивающей силы, тело всплывает на поверхность, причем степень погруженности плавающего на поверхности тела оп­ределяется соотношением удельных весов этого тела и жид­кости.

Если вес тела больше поддерживающей силы, то оно тонет. В случае же, когда вес тела равен поддерживающей силе, это тело плавает внутри жидкости (как рыба или под­водная лодка). Архимеда отличали ясность, доступность на­учных объяснений изучаемых им явлений. Нельзя не согла­ситься с древнегреческим мыслителем Плутархом, который писал: «Если бы кто-либо попробовал сам разрешить эти за­дачи, он ни к чему не пришел бы, но, если бы познакомился с решением Архимеда, у него тотчас бы получилось такое впе­чатление, что это решение он смог бы найти и сам — столь прямым и кратким путем ведет нас к цели Архимед» [7].