Морозова Елена Германовна , кандидат химических наук Введение в естествознание (учебное пособие) Рецензент: кандидат геолого-минералогических наук, священник Константин Буфеев Учебное пособие представляет собой курс естествознания, который может быть использован в системе высшего гуманитарного и среднего общего образования.
Непосредственно перед этим сенат уже был не в состоянии поддерживать порядок. Вооруженные банды терроризировали Рим, а нормальное правление стало невозможным из-за бунтовщиков, воюющих за власть. Личные интересы стали преобладать над общественными, усложняя тем самым ловушку, в которую угодили люди. И тогда ввергнутый в отчаяние народ принял авторитарную систему правления.
Как пишет Плутарх в «Сравнительных жизнеописаниях», «римляне считали, что единоличная власть есть отдых от гражданских войн и прочих бедствий. Они выбрали Цезаря диктатором пожизненно. Эта несменяемость в соединении с неограниченным единовластием была открытой тиранией. После смерти Цезаря к власти пришел внучатый племянник Октавиан, которого позже стали называть Цезарем Августом (63 г. до п. Э.-14 г. н. э.).
В завещании Юлий Цезарь сделал Октавиана приемным сыном. Великий римский поэт Вергилий (70-19 гг.) был другом Цезаря Августа и написал свою поэму «Энеида» с целью показать, что Август был богом назначенный правитель и что миссия Рима — нести мир и цивилизацию всем народам. Поскольку Октавиан добился установления внешнего и внутреннего мира, соблюдая внешние конституционные формы правления, римляне всех сословий отдали в его руки полную власть, надеясь восстановить и укрепить политическую систему, деловую активность и ход повседневной жизни.
После 12 года он становится высшим религиозным лицом государства, приняв титул Великого Понтифика (Pontifex Maximus ), и вменяет каждому в обязанность «молиться духу Рима и гению императора». Позднее это стало обязательным для всех народов, входящих в империю, а еще позже власть императоров стала считаться божественной. Цезарь Август пытался ввести моральное и семейное законодательства, последующие римские императоры пробовали осуществить различные юридические реформы и социальные программы. Правители Македонии (
Александр, а затем его преемники — Птолемеи) серьезно и внимательно относились к древнегреческой науке. Это отношение диктовалось необходимостью совершенствования техники и технологии ремесленного производства для развития торговли и технического обеспечения войн, которые вели римляне. Новая столица Птолемеев (305-30 гг. до н. э.) стала крупным по тогдашнему времени научным и культурным центром.
Следует отметить, что правители Македонии были, пожалуй, первыми в своих попытках осуществить государственную организацию и финансирование науки. В Александрии в начале III в. до н. э. был создан Мусейон (в переводе с греческого —"храм муз), имевший большое значение для развития науки и игравший роль одновременно научного учреждения, музея и научной школы.
Мусейон был связан с упоминавшимся выше афинским Ликеем, основанным еще Аристотелем, а впоследствии возглавлявшимся известным ученым Стратоном. Одним из крупнейших ученых-математиков рассматриваемого периода был Евклид, живший в III в. до н. э. в Александрии. В своем объемистом труде «Начала» он привел в систему все математические достижения того времени.
Состоящие из пятнадцати книг «Начала» содержали не только результаты трудов самого Евклида, но и включали достижения других древнегреческих ученых. В «Началах» были заложены основы античной математики. Созданный Евклидом метод аксиом лег в основу геометрии, носящей по сей день его имя. Характерной чертой истории эллинистского периода древнегреческой натурфилософии, так же как и ее предыдущего периода, являются идеи атомистики.
Последние получили свое развитие в учении Эпикура (324-270 гг. до н. э.). Эпикур разделял точку зрения Демокрита, согласно которой мир состоит из атомов и пустоты, а все существующее во вселенной возникает в результате соединения атомов в различных комбинациях. Вместе с тем Эпикур внес в описание атомов, сделанное Демокритом, некоторые поправки: атомы не могут превышать известной величины, число их форм ограничено, атомы обладают тяжестью и т. д.
Но самое главное в атомистическом учении Эпикура — это попытка найти какие-то внутренние источники жизни атомов. Он высказывал мысль, что изменение направления их движения может быть обусловлено причинами, содержащимися внутри самих атомов. Это был шаг вперед по сравнению с Демокритом, в учении которого атом считается непроницаемым, не имеющим внутри себя никакого движения, никакой жизни.
Эллинистский период в древнегреческой науке характеризовался также и немалыми достижениями в области механики. Первоклассным ученым-математиком и механиком этого периода был Архимед (287-212 гг. до н. э.). Он решил ряд задач по вычислению площадей поверхностей и объемов, определил значение числа π (представляющего собой отношение длины окружности к своему диаметру).
Архимед ввел понятие центра тяжести и разработал методы его определения для различных тел, дал математический вывод законов рычага. Ему приписывают «крылатое» выражение: «Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю». Архимед положил начало гидростатике, которая нашла широкое применение при проверке изделий из драгоценных металлов и определении грузоподъемности кораблей.
Широчайшую известность получил закон Архимеда, касающийся плавучести тел. Согласно этому закону, на всякое тело, погруженное в жидкость, действует поддерживающая сила, равная весу вытесненной телом жидкости, направленная вверх и приложенная к центру тяжести вытесненного объема. Если вес тела меньше поддерживающей силы, тело всплывает на поверхность, причем степень погруженности плавающего на поверхности тела определяется соотношением удельных весов этого тела и жидкости.
Если вес тела больше поддерживающей силы, то оно тонет. В случае же, когда вес тела равен поддерживающей силе, это тело плавает внутри жидкости (как рыба или подводная лодка). Архимеда отличали ясность, доступность научных объяснений изучаемых им явлений. Нельзя не согласиться с древнегреческим мыслителем Плутархом, который писал: «Если бы кто-либо попробовал сам разрешить эти задачи, он ни к чему не пришел бы, но, если бы познакомился с решением Архимеда, у него тотчас бы получилось такое впечатление, что это решение он смог бы найти и сам — столь прямым и кратким путем ведет нас к цели Архимед» [7].