Морозова Елена Германовна , кандидат химических наук Введение в естествознание (учебное пособие) Рецензент: кандидат геолого-минералогических наук, священник Константин Буфеев Учебное пособие представляет собой курс естествознания, который мо­жет быть использован в системе высшего гуманитарного и среднего общего образования.

На­учные труды Архимеда находили приложение в обществен­ной практике. Многие технические достижения того времени связаны с его именем. Ему принадлежат многочисленные изобретения: так называемый «архимедов винт» (устройство для подъема воды на более высокий уровень), различные си­стемы рычагов, блоков, полиспастов и винтов для поднятия больших тяжестей, военные метательные машины.

Во время второй Пунической войны Архимед возглавлял оборону свое­го родного города Сиракузы, осажденного римлянами. Под его руководством были изготовлены весьма совершенные по тому времени машины, метавшие снаряды и не позволявшие римлянам овладеть городом. Когда же осенью 212 г. до н. э. Сиракузы были все же взяты римлянами, Архимед погиб. Существует легенда, что перед смертью он сказал собирав­шемуся его убить римскому солдату: «Только не трогай моих чертежей».

Архимед был одним из последних представите­лей естествознания Древней Греции. К сожалению, его науч­ное наследие долго не получало той оценки, которой оно зас­луживало. Лишь спустя более полутора тысяч лет, в эпоху Возрождения, труды Архимеда были оценены по достоинству и получили дальнейшее развитие. Первый перевод трудов Ар­химеда был сделан в 1543 году — в том же году, когда вы­шел в свет основополагающий труд Николая Коперника, совершившего переворот в миропонимании.

В древнеримский период античной натурфилософии было выдвинуто значительно меньше идей, чем в исто­рии Древней Греции. В Древнем Риме было немало талант­ливых натурфилософов, внесших определенный вклад в про­гресс естествознания. Одним из наиболее известных натурфилософов-атомистов Древнего Рима был Тит Лукреций Кар  (Лукреций), живший в I в. до н. э.

Его философская поэма «О природе вещей» является важным источником, содержа­щим много интересных сведений об атохмистических воззре­ниях Демокрита и Эпикура. Они особенно ценны, поскольку из сочинений последних до нас дошли лишь немногие отрыв­ки. Лукреции высказал мысль о вечности материи. Вещи вре­менны, они возникают и исчезают, распадаясь на атомы — свои первичные составные части.

Атомы же вечны, и их ко­личество во вселенной всегда остается одним и тем же. От­сюда вытекал вывод о вечности материи, которую Лукреций отождествлял с атомами. Из сочинений древнеримского периода, посвященных ес­тественнонаучным вопросам можно также упомянуть сочи­нения Аннея Сенеки, Паппа Александрийского, Диофанта, Манилия. Все они написаны в литературной форме, т. е. в виде диалогов, поэм, энциклопедий.

Сочинение Сенеки со­держит сведения по физике, метеорологии и географии. По­эма Манилия касается астрономии. А сочинения Паппа Александрийского и Диофанта посвящены главным образом математике. Говоря о состоянии естествознания в эпоху Древнего Рима, необходимо особо отметить натурфилософское наследие Клавдия Птолемея (ок. 90-168 гг. н. э.). Большую часть сво­ей жизни он провел в Александрии и фактически может счи­таться древнегреческим ученым.

Но его научная деятель­ность протекала в период, когда Римская империя находилась в расцвете и включала в себя территорию Древней Греции. Птолемей по праву считается одним из крупнейших ученых античности. Он серьезно занимался математикой, увлекался географией, много времени посвящал астрономическим на­блюдениям. Главный труд Птолемея, носивший название «Ма­тематическая система», определил дальнейшее развитие ас­трономии более чем на тысячелетие.

В период упадка алек­сандрийской школы греческий оригинал этого сочинения был утерян. Сохранился только его арабский перевод, который много позднее, уже в XII веке, был переведен на латинский язык. Поэтому книга Птолемея дошла до нас под арабским названием «Альмагест». В этой книге нашла отражение ко­лоссальная работа, проделанная Птолемеем по созданию пер­вой математической теории, описывающей движение Солн­ца, Луны, а также пяти известных тогда планет на видимом небосводе.

В своем «Альмагесте» Птолемей рисует следу­ющую схему мироздания: в центре вселенной находится не­подвижная Земля. Ближе к Земле находится Луна, а затем следуют Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн. Объясняя данный порядок планет, Птолемей исходил из пред­положения, что чем быстрее движется планета, тем ближе к она к Земле. Геоцентрическая система мира, на обоснование которой Птолемей потратил немало сил, просуществовала пос­ле его смерти чрезвычайно долго — целых 1375 лет — вплоть до опубликования знаменитого труда Н.

Коперника, заменив­шего эту систему на гелиоцентрическую. В послекоперников-скую эпоху Птолемея вспоминают главным образом как ав­тора отвергнутой наукой системы мира. Римская цивилизация является прямой предвестницей со­временного западного мира. От первых завоеваний Римской Республики и до сего дня ее юридические и политические идеи оказывали на европейскую науку и на весь западный мир сильнейшее влияние?

Рим был велик во многих отношениях, но он не располагал ответами на коренные вопросы, стоящие перед человечеством. Мышление римлян и их культура скла­дывались под сильным влиянием греческой философии, осо­бенно с тех пор, как в 146 году до Рождества Христова Гре­ция подчинилась римскому владычеству. И греки, и вслед за ними римляне пробовали создать общество, основанное на по­читании сонма богов.

Но богам этим недоставало величия, так как они были конечны, ограничены. Даже собранные вме­сте, боги эти не достигали бесконечности. Фактически боги греческого и римского мышления походили на людей, с пре­увеличенными по сравнению с обычными человеческими спо­собностями и в принципе ничем не отличались от живых муж­чин и женщин. В качестве одного из тысяч примеров можно вспомнить статую Геркулеса, изображенного пьяным и от­правляющим малую нужду.

Геркулес был покровителем Гер­куланума, разрушенного одновременно с Помпсями. Боги яв­ляли собой приумноженные человеческие свойства — не свойства божественные. У римлян, как и греков, не было бес­конечного бога. Из-за этого у них в мышлении отсутствовала необходимая точка отсчета, то есть у них не было чего-то достаточно большого и постоянного, с чем можно было бы соотносить мысли и бытие.