Морозова Елена Германовна , кандидат химических наук Введение в естествознание (учебное пособие) Рецензент: кандидат геолого-минералогических наук, священник Константин Буфеев Учебное пособие представляет собой курс естествознания, который может быть использован в системе высшего гуманитарного и среднего общего образования.
Соответственно, и их система ценностей была не настолько прочной, чтобы выдерживать давление бытия, как в личном, так и в политическом отношении. Все их боги, взятые вместе, не давали им достаточной основы для жизни, морали, ценностей и главных решений. Эти боги находились в зависимости от общества их создавшего, и, когда общество распалось, боги пали вместе с ним.
Таким образом, и греческий, и римский эксперименты в области социальной гармонии, основанные на идеях идеального социального и политического устройства, провалились, а человекоподобные боги были слабой основой, и Рим пал. Закат Римской империи совпал с приходом Христа в мир. Слабая жизнеспособность римской культуры только подчеркивала силу христианского мировоззрения.
Христиане оказались способными противостоять смешению религий, разнородных культов и верований. Сила христианства основывалась на знании о Боге который Сам пришел в мир и открыл Себя людям. Христиане получили всеобщую, абсолютную систему ценностей, благодаря которой можно жить и по отношению к которой можно судить об обществе. Особенности развития познания с появлением христианства Приход Христа в мир, вернувший человечеству смысл жизни, дал новый импульс процессу познания, придал особый смысл изучению Божьего творения.
Последовавшая за этим важнейшим событием в истории человечества эпоха Средних веков в Европе характеризовалась ростом церкви и усилением её влияния на всю духовную жизнь общества. Однако, внедрение христианства в культуру человечества в свою очередь привело к искажению христианского учения рядом церквей под влиянием языческой культуры. В них начали появляться приметы человеческой ограниченности: церковной власти оказывалось все большее предпочтение перед учением Библии.
Стало все сильнее утверждаться представление о спасении, основанное на человеческих оценках значимости Христа, а не на Нем Самом. Все эти человеческие элементы культуры в принципе объединял один и тот же подход — присваивание человеком того, что принадлежит Богу. На протяжении эпохи Средневековья появлялись все новые и новые поколения ученых, стремившихся к познанию природы.
Усиление средневековых государств служило стимулом к развитию науки. Историческим примером этого служит для нас средневековое государство Карла Великого, при котором власть церкви сравнялась по масштабу с государственной властью. Ученые этого периода испытывали воодушевление. Ремесленное производство интенсивно развивалось. Во второй половине XI и XII веке возникла волна деловой активности, которая заложила основу для взрыва средневековой культуры в тринадцатом столетии.
Росло население, происходило объединение деревень, поднявшее эффективность сельского хозяйства, планировка городов начала приобретать удобную прямоугольную форму. Даже крестовые походы способствовали экономическому развитию. К 1100 году повсеместно распространился тяжелый плуг, который историки называют революцией в обработке земли. Итальянские города богатели в торговле с Востоком, а фламандские — благодаря развитию текстильной промышленности.
Постепенно города освобождались от феодальных пут, в разной мере добиваясь политических свобод, олицетворением которых стали городские ратуши, возводившиеся в XIII и XIV веках. Помимо роста церкви, развития государственности и производства важным показателем развития культуры в период средневековья явилось появление первых университетов.
Большую роль в подъеме западной христианской науки сыграли Парижский, Болонский, Оксфордский, Кембриджский и др. университеты, которые стали образовываться, начиная с XII века. К концу XIII века они существовали в Париже, Орлеане, Тулузе, Монпелье, Кембридже, Оксфорде, Падуе, Болонье, Неаполе, Салерно, Саламанке, Комбре и Лиссабоне. Эти университеты первоначально предназначались для подготовки духовенства, но в них уже тогда начинали изучаться предметы математического и естественнонаучного направления, а само обучение носило, более чем когда-либо раньше, систематический характер.
Стали использоваться письменные формы местных языков. Часть Библии была, например, переведена на французский. Вместе с тем научные знания этой эпохи ограничивались в основном познанием отдельных явлений и легко укладывались в умозрительные натурфилософские схемы мироздания, выдвинутые еще в период античности (главным образом в учении Аристотеля).
В таких условиях наука еще не могла подняться до раскрытия объективных законов природы. Естествознание — в его нынешнем понимании — еще не сформировалось. Оно находилось в стадии своеобразной «преднауки». В XIII веке в европейской науке начались экспериментальные исследования и продолжалась дальнейшая разработка статики Архимеда. Здесь наиболее существенный прогресс был достигнут группой ученых Парижского университста во главе с Иорданом Неморарием (вторая половина XIII в.).
Они развили античное учение о равновесии простых механических устройств, решив задачу, с которой античная механика справиться не могла, — задачу о равновесии тела на наклонной плоскости. В XIV веке в полемике с античными учеными рождаются идеи, начинают использоваться математические методы, т. е. идет прогресс подготовки будущего точного естествознания.
Лидерство переходит к группе ученых Оксфордского университета, среди которых наиболее значительная фигура — Томас Брадвардин (1290-1349). Ему принадлежит трактат «О пропорциях» (1328 г.), который в истории науки оценивается как первая попытка написать «Математические начала натуральной философии» (именно так почти триста шестьдесят лет спустя назовет свой знаменитый труд Исаак Ньютон).
Искажения христианства в период средневековья были связаны, в основном, с влиянием греческой и римской культуры. Интересной личностью, отразившей особенности эпохи позднего Средневековья, является Фома Аквинский (1255— 1274). Его деятельность положила начало уравниванию в правах Откровения и человеческой мысли. Фома Аквинат был доминиканским монахом.