Морозова Елена Германовна , кандидат химических наук Введение в естествознание (учебное пособие) Рецензент: кандидат геолого-минералогических наук, священник Константин Буфеев Учебное пособие представляет собой курс естествознания, который может быть использован в системе высшего гуманитарного и среднего общего образования.
Он учился в университетах Неаполя и Парижа, а в последнем позднее преподавал. Для своего времени он был выдающимся теологом, и его идеи все еще являются преобладающими в некоторых кругах Римской католической церкви. Аквинат считал, что человек восстал против Бога и был низвержен, но представление философа о грехопадении было неполным. Он полагал, что человек был низвержен не во всей своей целостности.
По мнению Фомы Аквината, человеческая воля была повреждена, но грехопадение не отразилось на способности человека мыслить. Таким образом, люди могут вполне полагаться на свой человеческий разум, а это означает, что допустимо сочетать библейское учение с учениями нехристианских философов. Среди греческих философов Фома Аквинат особенно выделял Аристотеля.
В 1263 году Папа Урбан IV запретил изучение Аристотеля в университетах. Аквинату удалось добиться включения его имени в учебные программы, и, таким образом, древняя не христианская философия была восстановлена в правах. Чтобы увидеть, к каким это привело результатам, полезно взглянуть на находящуюся в Ватикане фреску Рафаэля (1483-1520) «Школа в Афинах» (ок. 510)
, тогда станут понятны некоторые из увлечений и споров в период Ренессанса. Рафаэль изобразил Платона, который указывает пальцем вверх, то есть отсылает собеседника к области абсолютного и идеального. Аристотель по контрасту изображен опускающим руку с широко расставленными пальцами вниз, к земле, как бы указывая на область частного. Под частным мы подразумеваем отдельные вещи нас окружающие: стул — есть частное, так же как и каждая его молекула, и так далее.
Отдельный человек тоже является частным. Фома Аквинский утвердил в философии позднего средневековья эту аристотелевскую идею отдельных элементов-частиц, что подготовило почву для гуманистических идей Ренессанса. Эпоха Возрождения помещала в центр мироздания независимого человека. Это был период конца XV -XVI вв., ознаменовавший переход от Средневековья к Новому времени, характеризовшийся возрождением культурных ценностей античности (отсюда и название эпохи)
, расцветом искусства, утверждением идей гуманизма. Однако этот гуманизм отличен от христианского понимания гуманизма. В Библии также изложены истины о человечестве. Библейское учение придает смысл всем частицам вселенной и особенно — частице, которая наиболее важна для людей, а именно: личности каждого человека, который еще более возвышается от обращения к своему Творцу.
Гуманизм же философов этого периода, исходивший в своих представлениях из центрального положения человека в мире, в конце концов не смог найти реального смысла человеческого существования. Движение Реформации, во времени пересекавшееся с Возрождением, возникло как ответ на искажение первоначальных христианских ценностей, в частности, католической церковью.
К сожалению, в борьбе за чистоту церкви реформаторы отказались от богатого духовного наследия церкви, которое было накоплено к этому историческому периоду. О высоком интересе к познанию окружающего мира в период конца XV и XVI веков, об оживлении научной деятельности в этот период говорят нижеследующие даты и факты. Леонардо да Винчи жил между 1452 и 1519 годами.
Астроном Коперник жил между 1473 и 1543 годами и в 1530 г. обнародовал предварительные выводы своей теории, утверждая, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. В сороковых годах шестнадцатого столетия произошли три важных события: во-первых, была посмертно опубликована работа Коперника «Об обращениях небесных сфер»; во-вторых, Ве-залий выпустил свой труд «О строении человеческого тела»; в-третьих, в 1544 году в Базеле вышло первое издание собрания сочинений Архимеда в латинском переводе.
В этих трудах излагались некоторые математические методы, существенные для развития современной науки. В 1609 году Галилей начал пользоваться только что изобретенным телескопом, и то, что он увидел и описал, доказывало, что Аристотель ошибался в своих заключениях об устройстве вселенной. Галилей не был первым, кто опирался на данные эксперимента. Датчанин Тихо Браге (1546-1601)
пришел в результате наблюдений к тем же выводам, но Галилей публично объявил о своих открытиях еще при жизни и на родном языке, так что им написанное все могли прочитать. Совокупность всех выщеупомянутых фактов свидетельствует о развитии познавательной активности людей в период конца XV и XVI веков. Глава 2 ПОЯВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ Предпосылки появления современной науки Зарождение современной науки часто связывают с именами Коперника и итальянца Везалия (1514—1564).
Это вовсе не снижает заслуг многих ученых, живших ранее, которые внесли существенный вклад в накопление научного знания. И греки, и арабы, и китайцы обладали глубокими знаниями о мире. Тем не менее, в Китае существовало мало общих научных теорий, основанных на этих знаниях, а средневековая наука в качестве высшего авторитета в основном принимала Аристотеля.
В арабском мире происходило множество дискуссий на эти темы, но, кажется, принципы постижения вселенной сформировались там на основе смешанного влияния учения Аристотеля и неоплатонизма. Арабские ученые проделали замечательную работу, особенно в области математики — например, в тригонометрии и алгебре, а также в астрономии. Омар Хаям (ок. 1048— ок. 1122)
, который более известен как автор книги «Рубайат», вычислил длительность солнечного года и внес огромный вклад в развитие алгебры. Но у арабов, так же как и у европейцев Средневековья наука считалась одной из отраслей философии, и в ней целиком господствовали традиции философов, в особенности — Аристотеля. То есть, средневековая наука основывалась скорее на авторитетах, чем на наблюдениях.