Морозова Елена Германовна , кандидат химических наук Введение в естествознание (учебное пособие) Рецензент: кандидат геолого-минералогических наук, священник Константин Буфеев Учебное пособие представляет собой курс естествознания, который мо­жет быть использован в системе высшего гуманитарного и среднего общего образования.

Постепенно го­рода освобождались от феодальных пут, в разной мере доби­ваясь политических свобод, олицетворением которых стали городские ратуши, возводившиеся в XIII и XIV веках. Поми­мо роста церкви, развития государственности и производства важным показателем развития культуры в период средневе­ковья явилось появление первых университетов.

Большую роль в подъеме западной христианской науки  сыграли Парижский, Болонский, Оксфордский, Кембриджский и др. университеты, которые стали образовываться, на­чиная с XII века. К концу XIII века они существовали в Па­риже, Орлеане, Тулузе, Монпелье, Кембридже, Оксфорде, Падуе, Болонье, Неаполе, Салерно, Саламанке, Комбре и Лис­сабоне. Эти университеты первоначально предназначались для подготовки духовенства, но в них уже тогда начинали изучать­ся предметы математического и естественнонаучного направ­ления, а само обучение носило, более чем когда-либо раньше, систематический характер.

Стали использоваться письмен­ные формы местных языков. Часть Библии была, например, переведена на французский. Вместе с тем научные знания этой эпохи ограничивались в основном познанием отдельных явлений и легко укладывались в умозрительные натурфило­софские схемы мироздания, выдвинутые еще в период ан­тичности (главным образом в учении Аристотеля).

В таких условиях наука еще не могла подняться до раскрытия объек­тивных законов природы. Естествознание — в его нынешнем понимании — еще не сформировалось. Оно находилось в ста­дии своеобразной «преднауки». В XIII веке в европейской науке начались эксперимен­тальные исследования и продолжалась дальнейшая разработка статики Архимеда. Здесь наиболее существенный  прогресс был достигнут группой ученых Парижского университста во главе с Иорданом Неморарием (вторая половина XIII в.).

Они развили античное учение о равновесии про­стых механических устройств, решив задачу, с которой ан­тичная механика справиться не могла, — задачу о равнове­сии тела на наклонной плоскости. В XIV веке в полемике с античными учеными рождаются идеи, начинают использо­ваться математические методы, т. е. идет прогресс подго­товки будущего точного естествознания.

Лидерство перехо­дит к группе ученых Оксфордского университета, среди ко­торых наиболее значительная фигура — Томас Брадвардин (1290-1349). Ему принадлежит трактат «О пропорциях» (1328 г.), который в истории науки оценивается как первая попытка написать «Математические начала натуральной фи­лософии» (именно так почти триста шестьдесят лет спустя назовет свой знаменитый труд Исаак Ньютон).

Искажения христианства в период средневековья были связаны, в основном, с влиянием греческой и римской культу­ры. Интересной личностью, отразившей особенности эпохи позднего Средневековья, является Фома Аквинский (1255— 1274). Его деятельность положила начало уравниванию в пра­вах Откровения и человеческой мысли. Фома Аквинат был доминиканским монахом.

Он учился в университетах Неапо­ля и Парижа, а в последнем позднее преподавал. Для своего времени он был выдающимся теологом, и его идеи все еще являются преобладающими в некоторых кругах Римской ка­толической церкви. Аквинат считал, что человек восстал про­тив Бога и был низвержен, но представление философа о гре­хопадении было неполным. Он полагал, что человек был низ­вержен не во всей своей целостности.

По мнению Фомы Аквината, человеческая воля была повреждена, но грехопа­дение не отразилось на способности человека мыслить. Та­ким образом, люди могут вполне полагаться на свой челове­ческий разум, а это означает, что допустимо сочетать биб­лейское учение с учениями нехристианских философов. Среди греческих философов Фома Аквинат особенно выделял Ари­стотеля.

В 1263 году Папа Урбан IV запретил изучение Ари­стотеля в университетах. Аквинату удалось добиться вклю­чения его имени в учебные программы, и, таким образом, древняя не христианская философия была восстановлена в правах. Чтобы увидеть, к каким это привело результатам, полезно взглянуть на находящуюся в Ватикане фреску Рафа­эля (1483-1520) «Школа в Афинах» (ок. 510)

, тогда станут по­нятны некоторые из увлечений и споров в период Ренессанса. Рафаэль изобразил Платона, который указывает пальцем вверх, то есть отсылает собеседника к области абсолютного и идеального. Аристотель по контрасту изображен опускаю­щим руку с широко расставленными пальцами вниз, к земле, как бы указывая на область частного. Под частным мы под­разумеваем отдельные вещи нас окружающие: стул — есть частное, так же как и каждая его молекула, и так далее.

От­дельный человек тоже является частным. Фома Аквинский утвердил в философии позднего средневековья эту аристоте­левскую идею отдельных элементов-частиц, что подготови­ло почву для гуманистических идей Ренессанса. Эпоха Возрождения помещала в центр мироздания не­зависимого человека. Это был период конца XV -XVI вв., оз­наменовавший переход от Средневековья к Новому времени, характеризовшийся возрождением культурных ценностей ан­тичности (отсюда и название эпохи)

, расцветом искусства, ут­верждением идей гуманизма. Однако этот гуманизм отличен от христианского понимания гуманизма. В Библии также из­ложены истины о человечестве. Библейское учение придает смысл всем частицам вселенной и особенно — частице, ко­торая наиболее важна для людей, а именно: личности каждо­го человека, который еще более возвышается от обращения к своему Творцу.

Гуманизм же философов этого периода, ис­ходивший в своих представлениях из центрального положе­ния человека в мире, в конце концов не смог найти реального смысла человеческого существования. Движение Реформации, во времени пересекавшееся с Возрождением, возникло как ответ на искажение первоначаль­ных христианских ценностей, в частности, католической цер­ковью.