Морозова Елена Германовна , кандидат химических наук Введение в естествознание (учебное пособие) Рецензент: кандидат геолого-минералогических наук, священник Константин Буфеев Учебное пособие представляет собой курс естествознания, который может быть использован в системе высшего гуманитарного и среднего общего образования.
Ни один из них не был христианином, и не считал себя таковым, и тем не менее оба прямо признали, что современная наука выросла из христианских взглядов на мир. Оппенгеймер, к примеру, писал об этом в статье «О науке и культуре» в журнале «Энкаунтер» за октябрь 1962 года. В Гарварде, в цикле лекций, озаглавленном «Наука и современный мир» (1925)
, Уайтхед говорил, что христианство является матерью науки, поскольку «средневековье настаивало на разумности Бога». Уайтхед говорил также об уверенности «в явной разумности личного существования». Говорил он в этих лекциях и о связанной с разумностью Бога «исключительной верой (первых ученых) в то, что каждое конкретное явление может быть соотнесено с предшествующим совершенно определенным образом, что являет собой пример общих принципов». Френсис Шеффер [9] пишет: «...
не одни лишь христиане способны создавать прекрасное в искусстве или испытывать порывы вдохновения в научном творчестве. Творческое вдохновение определяется тем фактом, что человек создан по образу и подобию Божьему, по образу Великого Творца — независимо от того, отдает ли себе в этом отчет индивидуальная личность, и даже вопреки тому, что ныне образ Божий в людях искажен.
Человек, в противоположность нечеловеку — способен к творчеству, и личное мировоззрение проглядывает в любом творении. Это относится и к творческому вдохновению в науке. Мировоззрение определяет, в каком направлении это вдохновение станет развиваться, и — станет ли оно развиваться вообще или иссякнет». Не все ученые, о которых идет речь, были последовательными христианами, но христианская система мышления первых ученых давала им «веру в возможности науки».
Позднее христианская основа была утрачена, но уже создались традиции и инерция, хотя науку может двигать вперед прагматическая необходимость в техническом развитии и даже инициатива государства. Таким образом, в христианском мировоззрении существуют основания для научного познания. К сожалению, со временем метод обрел самостоятельную ценность, и христианская система ценностей оказалась невостребованной современной наукой.
Об этом свидетельствует анализ этапов развития науки. Этапы развития науки Понятие «парадигма» оказалось весьма эффективным в выделении этапов науки. В методологию развития науки его ввел американский историк и философ Т. Кун в 60-х гг. нынешнего века. Буквальный смысл этого слова —..образец. Это система предписаний, задающих характер видения мира.
В парадигме содержатся общепринятые образцы решения конкретных проблем. Она определяет дух и стиль научных исследований. По словам Т. Куна, парадигму составляют «...признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу» [10]. Признанная научным сообществом, парадигма на долгие годы определяет круг проблем, привлекающих внимание ученых, является как бы официальным подтверждением подлинной «научности» их занятий. К парадигмам в истории науки Т.
Кун причислял, например, аристотелевскую динамику, птолемеевскую астрономию, ньютоновскую механику и т. д. Система науки развивается в рамках той или иной парадигмы. Смена парадигмы обычно приводит к изменению трактовки известных фактов, теорий, методов. Например, наблюдаемый факт движения Солнца по небосводу поддается нескольким интерпретациям, в том числе и существовавшей ранее — гелиоцентрической.
Момент перехода от одного способа объяснения (теории) к другому объяснению, приводящий к смене парадигмы, есть научная революция. Множество теорий, в совокупности описывающих известный человеку природный мир, синтезируются в единую научную картину мира, целостную систему представлений об общих принципах и законах устройства мироздания. О радикальном перевороте (революции)
в области науки можно говорить лишь в том случае, когда налицо изменение не только отдельных принципов, методов или теорий, но непременно всей научной картины мира. Научная картина мира представляет собой обобщенное, системное образование, поэтому ее радикальное изменение нельзя свести к отдельному, пусть даже крупнейшему научному открытию. Последнее, однако, также может привести к научной революции, если благодаря ему возникнет цепная реакция, которая приведет к серии научных открытий, которые и составят новую научную картину мира.
В этом процессе наиболее важны открытия в фундаментальных науках, в частности в физике и космологии. В истории развития науки вообще и естествознания, в частности, обычно выделяют три научных революции. Если их обозначить именами ученых, сыгравших в этом наиболее заметную роль, то три глобальные научные революции могут именоваться: коперниковской, ньютоновской и эйнштейновской.
Длительный процесс становления современного естествознания начался с первых двух глобальных научных революций, происходивших в XVI -XVII вв. и создавших принципиально новые по сравнению с античностью и средневековьем представления о мире. Первая научная революция произошла в XVI -XVII вв. Она связана с радикальным изменением миропонимания, которое явилось следствием появления гелиоцентрического учения великого польского астронома Николая Коперника (1473-1543).
На основе большого числа астрономических наблюдений и расчетов Коперник создал новую систему. Результаты своих исследований Коперник изложил в труде «Об обращениях небесных сфер». Коперник утверждал, что Земля не является центром мироздания и что «Солнце, как бы восседая на Царском престоле, управляет вращающимся около него семейством светил» [11].
Это являлось концом старой аристотелевско-птолемеевской геоцентрической системы мира, первой в истории человечества научной революцией. Гелиоцентрическая система мира Коперника рождала принципиально новое миропонимание, которое исходило из того, что Земля одна из планет, движущихся вокруг Солнца по круговым орбитам. Совершая обращение вокруг Солнца, Земля одновременно вращается вокруг собственной оси, чем и объясняется смена дня и ночи, видимое нами движение звездного неба.