Морозова Елена Германовна , кандидат химических наук Введение в естествознание (учебное пособие) Рецензент: кандидат геолого-минералогических наук, священник Константин Буфеев Учебное пособие представляет собой курс естествознания, который мо­жет быть использован в системе высшего гуманитарного и среднего общего образования.

Как христианин, он рассматривал людей не кру­пинками пыли, потерянными во вселенной. Он считал, что люди — будучи уникальным Божьим творением — способ­ны кое-что понять в этой вселенной. Люди могут постичь звез­ды, звезды же— не в состоянии постичь ничего. Помимо этого, люди представляли для Паскаля особую ценность еще и потому, что Христос принял за них смерть на кресте.

В этот период, явивший собой начало современной науки, образец научного подхода к изучению явлений природного мира мы видим в деятельности известного шведского ученого на­туралиста Карла Линнея (1707-1778). Талантливый, неуто­мимый исследователь, который много путешествовал и на­блюдал, Линней первым создал достаточно полную класси­фикацию растительного и животного мира.

В своем основном труде «Система природы» он сформулировал принцип класси­фикации и обозначил классы, отряды, роды, виды, вариации представителей живой природы. Организмы животного мира Линней разделил на 6 классов: млекопитающие, птицы, амфибии, рыбы, черви, насекомые, а в растительном мире выде­лил целых 24 класса. Оригинальной идеей Линнея стала би­нарная система обозначения растений и животных.

Согласно этой системе, любое название представителя растительного или животного мира состоит из двух латинских наименова­ний: одно из них является родовым, а второе — видовым. Например, в указанной системе человек именовался по ла­тыни Homo sapiens , т. е. человек разумный. Проделав огром­ную и очень полезную классификационную работу, распреде­лив «по полочкам» разновидности представителей живой при­роды, расположив растения и животных в порядке усложнения их строения, он не усмотрел в этом усложнении развития и считал виды растений и животных неизменными.

А самих «видов столько, сколько их создано Творцом», — писал он в своей знаменитой «Системе природы» [15]. Тщательное экспериментальное изучение окружающего мира явилось основой успехов всех выдающихся ученых опи­сываемого периода, который относится к истокам современ­ной науки. Ньютон подверг критике картезианство, в част­ности, декартову гипотезу «вихрей», основанную на умозри­тельных представлениях о мироздании. В 40-х годах XVII в. французским ученым Репе Декартом (1596-1650)

была сде­лана попытка объяснения движения. (Система научных и фи­лософских взглядов Декарта получила название картезианства, поскольку Декарт подписывал свои сочинения латинизирован­ной формой своей фамилии — Картезиус). Декарт полагал, что мировое пространство заполнено особым легким подвиж­ным веществом, способным образовывать гигантские вихри.

Вихревые потоки, окружая все небесные тела, увлекают их и приводят в движение все планеты. Центрами других, мень­ших вихрей, вращающихся вокруг Солнца, являются плане­ты. Планетные вихри вовлекают в круговое движение спут­ники этих планет. Так, вихрь, окружающий Землю, приводи! в движение вокруг Земли ее спутник — Луну. Причем в каж­дом вихре тело, находящееся ближе к центру, вращается вок­руг него быстрее, чем более далекое.

Этим Декарт объяснял тот факт, что чем ближе планеты к Солнцу, тем короче периоды их обращения вокруг него (всего 88 дней для Меркурия, 225 дней для Венеры, 365 дней для Земли и т. д.). Что касается эллиптического движения планет по уже известным законам Кеплера, то Декарт не смог ясно этого объяснить. Он гово­рил, что под действием давления соседних вихрей и вслед­ствие других причин вихри принимают сплюснутую или эл­липтическую форму.

Таким образом, теория вихрей Декар­та фактически не могла объяснить движение планет по законам Кеплера. Космологическая гипотеза Декарта ока­залась несостоятельной и была отвергнута последующим развитием науки. Рене Декарт вошел в науку благодаря своим исследова­ниям в области математического анализа и теории научных знаний. Главный упрек Ньютона в адрес картезианцев (пос­ледователей Декарта)

сводился к тому, что они не обраща­лись в должной мере к опыту, конструировали «гипотезы», «об­манчивые предположения» для объяснения природных явле­ний. «Гипотез не измышляю» — таков был девиз Ньютона. Идеи Ньютона, опиравшиеся на математическую физику и эксперимент, определили направление развития естествозна­ния на многие десятилетия вперед.

Успехи опытного изуче­ния окружающего мира в конце XVIII и начале XIX вв. приве­ли к переоценке мыслительных возможностей человека и воз­можностей научного метода. Примером может служить упомянутая выше теория вихрей Декарта. В естествознании появляется также тенденция, к умозрительному распростра­нению некоторых механистических закономерностей и образа человеческого мышления от простого к сложному на облас­ти, не исследованные человеком и скрытые от него Творцом.

Например создание теорий, подобных теории эволюции, где человек строит гипотезы о происхождении жизни и уподобля­ет Природу или действия Творца (теистическая эволюция) сво­ему образу мышления от простого к сложному (от амебы к человеку). Подобная тенденция в науке получила название диалектизации естествознания.   Глава 3 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ   Утверждение понятия поля в естествознании Как очередное подтверждение ньютоновского подхода к вопросу об устройстве мира было первоначально вос­принято физиками открытие, которое сделал французский военный инженер, впоследствии член Парижской Академии наук Шарль Огюст Кулон (1736-1806).

Оказалось, что, положительный и отрицательный электрические заряды притягиваются друг к другу прямо пропорционально величине зарядов и обратно пропорционально квадрату расстояния между ними. Создавалось впечатление о новой демонстрации права закона всемирного тяготения служить своего рода образцом, универсальным ответом на любые задачи. Лишь впоследствии стало ясно: впервые появился в науке один из законов электромагнетизма.

После Кулона открылась возмо­жность построения математической теории электрических и магнитных явлений. Механическая картина мира знала только один вид материи — вещество, состоящее из частиц, имеющих мас­су. В XIX веке к числу свойств частиц стали прибавлять электрический заряд. И хотя масса, как считалось, была у всех частиц, заряд — только у некоторых, обладание элек­трическим зарядом было признано таким же фундамен­тальным, важнейшим их свойством, как и масса.