Морозова Елена Германовна , кандидат химических наук Введение в естествознание (учебное пособие) Рецензент: кандидат геолого-минералогических наук, священник Константин Буфеев Учебное пособие представляет собой курс естествознания, который мо­жет быть использован в системе высшего гуманитарного и среднего общего образования.

При этом усиленное упражнение органов укрепляет их, а отсутствие упражнений — ослабляет. На этой основе возни­кают новые органы, а старые исчезают. Однако, приобретен­ных изменений ни Ламарком, ни кем-либо из его последовате­лей обнаружено не было, поэтому взгляды Ламарка на эволю­цию живой природы не получили распространения. В утверждении эволюционного учения важную роль сыг­рал трехтомный труд «Основы геологии» английского естествоиспытателя Чарлза Лайела (1797-1875).

В этом труде, опубликованном в 1830-1833 гг., он пытался показать, что все изменения, которые произошли, могли произойти под влияни­ем факторов, присутствующих и в настоящее время, но в те­чение длительного времени. Подобный геологический эволюционизм оказал немалое влияние на распространение эволюционного учения и в биоло­гии, в частности, на Чарльза Роберта Дарвина (1809-1882).

Главный труд Дарвина «Происхождение видов» был опубли­кован в 1859 году. В нем Дарвин на основе наблюдений об изменениях внутри отдельных видов сделал предположение о возможности развития одного вида до уровня, соответствую­щего качественно новому виду. Каждый вид, считал Дарвин, всегда находится на пути недостижимой гармонии с его жиз­ненными условиями.

Принципиально важной в учении Дарви­на является теория естественного отбора. Согласно этой тео­рии, виды с их относительно целесообразной организацией воз­никли и возникают в результате отбора и накопления качеств, полезных для организмов в их борьбе за существование в данных условиях. Большинство ученых-естествоиспытателей сразу же стали сторонниками дарвинизма.

Человек в систе­ме Дарвина находился в той же цепи развития от простейших организмов, что и животные. Почему эта теория так быстро овладела умами людей и владеет до сих пор? Причиной этого, как и ранее мы много раз наблюдали в истории, является уклонение человечества в сторону «гуманистических» идеалов. Да, уход от представ­ления о человеке как особом творении по образу и подобию Бога к представлению о человеке как об очередной ступени саморазвития природы от амебы и обезьяны это — «гума­низм».

Там, где место Творца занимает человек, мы неиз­бежно приходим к подобному «гуманизму». Это видно на при­мере развития истории во Франции в период, последовавший |за реформацией, в преддверии утверждения эволюционных I представлений, в период Просвещения. Мыслители Просвеще­ния рассматривали человека и общество способными достичь совершенства.

Подобно гуманистам Ренессанса, люди Просвещения отбросили основы и наследство христианства и обратились к древним дохристианским временам. В своем доме в Ферно Вольтер повесил в ногах своей постели картину таким образом, чтобы она была первым, что каждый день встречал его взгляд. Это было изображение богини Дианы с новорожденным месяцем над головой и крупной полной луной у ног. Она протягивала руку помощи человеку. Но...

гуманис­тические идеалы вскоре обратились в страдание! В сентябре 1792 года начались массовые убийства, в которых было унич­тожено около 1300 заключенных. Еще до того, как все кончи­лось, правительство и его агенты убили 40000 человек, мно­гие из которых были крестьянами. Руководитель террора Максимилиан Робеспьер (1758-1794) сам был казнен в июле 1794 года.

Эта катастрофа не пришла со стороны, ее породи­ла сама система. Как и в более поздней русской революции, у революционеров, воодушевленных гуманистическими идеа­лами, выбор ограничился лишь двумя возможностями — анар­хией или репрессиями. Заменив представления о едином Творце эволюционной идеей, люди в тех явлениях, где могли бы увидеть единого Твор­ца, увидели подтверждение эволюции.

Как, например, с откры­тием клеточного строения животных и растений. Клеточная теория создана в 30-х годах XIX века. Ее авторами были бота­ники Маттиас Якоб Шлейден (1804-1881), установивший, что все растения состоят из клеток, и профессор, биолог Теодор Шванн (1810-1882), распространивший это учение на живот­ный мир. В октябре 1838 г. Шлейден и Шванн встретились и обменялись мнениями.

После этого Шванн следующим обра­зом сформулировал сделанное открытие: «Весь класс клеточ­ных растений состоит только из клеток». Что касается живот­ных, то их все «многообразные формы возникают также толь­ко из клеток, причем аналогичных клеткам растений» [15]. То же самое произошло с законом сохранения и превращения энер­гии. Если для верующего человека этот всеобщий закон и все­общий характер энергии, ее неизменность являются свидетель­ством о едином Творце, сторонники теории эволюции увидели в нем основание для распространения эволюционной теории на всю вселенную.

В превращении и сохранении энергии сторон­ники теории эволюции увидели не единую энергию, проявляющуюся в различных формах движения материи, а только из­менчивость энергии — «диалектику». Открытие в 1828 г. немецким химиком Фридрихом Велером (1800-1882) искусственного органического веще­ства — мочевины, положило начало целому ряду синтезов органических соединений из исходных неорганических ве­ществ.

Эти замечательные открытия в химии, а также те, о которых пойдет речь ниже также были подвергнуты тенден­циозной трактовке. Создание в 40-х годах XVII в. учения о гомологии, т. е. закономерном изменении свойств органических соединений в зависимости от их состава, укрепляло идею взаимосвязи и единства химических веществ. По утверждению одного из создателей этого учения французского химика Шарля Фре­дерика Жерара (1816-1856), «...

достаточно знать химичес­кую историю одного какого-нибудь члена в гомологическом ряду, чтобы a priori вывести историю других членов» [17]. В рамках эволюционной парадигмы открытие периоди­ческого закона химических элементов стало «эпохальным со­бытием в химической науке, внесшим большой вклад в про­цесс диалектизации естествознания». Открытие замечательных законов, которые позволяли че­ловеку разумно использовать окружающий мир химических элементов, свидетельствовало о мудрости и любви Творца, использовавшего однотипные «кирпичики» для создания все­го многообразия явлений вокруг нас и тем самым облегчив человеку изучение окружающего мира.