Морозова Елена Германовна , кандидат химических наук Введение в естествознание (учебное пособие) Рецензент: кандидат геолого-минералогических наук, священник Константин Буфеев Учебное пособие представляет собой курс естествознания, который может быть использован в системе высшего гуманитарного и среднего общего образования.
гуманистические идеалы вскоре обратились в страдание! В сентябре 1792 года начались массовые убийства, в которых было уничтожено около 1300 заключенных. Еще до того, как все кончилось, правительство и его агенты убили 40000 человек, многие из которых были крестьянами. Руководитель террора Максимилиан Робеспьер (1758-1794) сам был казнен в июле 1794 года.
Эта катастрофа не пришла со стороны, ее породила сама система. Как и в более поздней русской революции, у революционеров, воодушевленных гуманистическими идеалами, выбор ограничился лишь двумя возможностями — анархией или репрессиями. Заменив представления о едином Творце эволюционной идеей, люди в тех явлениях, где могли бы увидеть единого Творца, увидели подтверждение эволюции.
Как, например, с открытием клеточного строения животных и растений. Клеточная теория создана в 30-х годах XIX века. Ее авторами были ботаники Маттиас Якоб Шлейден (1804-1881), установивший, что все растения состоят из клеток, и профессор, биолог Теодор Шванн (1810-1882), распространивший это учение на животный мир. В октябре 1838 г. Шлейден и Шванн встретились и обменялись мнениями.
После этого Шванн следующим образом сформулировал сделанное открытие: «Весь класс клеточных растений состоит только из клеток». Что касается животных, то их все «многообразные формы возникают также только из клеток, причем аналогичных клеткам растений» [15]. То же самое произошло с законом сохранения и превращения энергии. Если для верующего человека этот всеобщий закон и всеобщий характер энергии, ее неизменность являются свидетельством о едином Творце, сторонники теории эволюции увидели в нем основание для распространения эволюционной теории на всю вселенную.
В превращении и сохранении энергии сторонники теории эволюции увидели не единую энергию, проявляющуюся в различных формах движения материи, а только изменчивость энергии — «диалектику». Открытие в 1828 г. немецким химиком Фридрихом Велером (1800-1882) искусственного органического вещества — мочевины, положило начало целому ряду синтезов органических соединений из исходных неорганических веществ.
Эти замечательные открытия в химии, а также те, о которых пойдет речь ниже также были подвергнуты тенденциозной трактовке. Создание в 40-х годах XVII в. учения о гомологии, т. е. закономерном изменении свойств органических соединений в зависимости от их состава, укрепляло идею взаимосвязи и единства химических веществ. По утверждению одного из создателей этого учения французского химика Шарля Фредерика Жерара (1816-1856), «...
достаточно знать химическую историю одного какого-нибудь члена в гомологическом ряду, чтобы a priori вывести историю других членов» [17]. В рамках эволюционной парадигмы открытие периодического закона химических элементов стало «эпохальным событием в химической науке, внесшим большой вклад в процесс диалектизации естествознания». Открытие замечательных законов, которые позволяли человеку разумно использовать окружающий мир химических элементов, свидетельствовало о мудрости и любви Творца, использовавшего однотипные «кирпичики» для создания всего многообразия явлений вокруг нас и тем самым облегчив человеку изучение окружающего мира.
Однако, человеческий разум не был склонен к прославлению Творца, а уподобил Высший Разум своему образу мышления и действий от простого к сложному с далеко идущими предположениями о происхождении человека и вселенной. Развитие процесса диалектизации естествознания привело к декларации принципа глобального эволюционизма, о котором мы уже упоминали. Г.
Спенсер даже сделал попытку переноса идей Дарвина на социальное устройство общества. В последние десятилетия идеей эволюции были захвачены многие химики, предположившие определенную последовательность появления химических элементов, а затем молекул и химических соединений в процессе снижения температуры в области взрыва, положившего начало эволюции во вселенной.
Для ученых, основывавших свои труды на христианском миросозерцании, представления о мироздании укладывались в цельную мировоззренческую картину, представлявшую собой систему, открытую для изучения человеком. Они не нуждались в приписывании природе способности к самоорганизации и эволюции. Если Бог создал причинно-следственную вселенную, мы можем узнать нечто о ней, исследуя её элементы.
Именно такой путь познания от частного к общему, характерный для человеческого мышления, лежит в основании современной науки, инструментом которой является научный метод. Вопросы и задания для самостоятельной работы: 1. Какие элементы философии Платона послужили толчком к научному познанию окружающего мира? 2. Важнейшие достижения ученых в период античности. 3.
Почему, несмотря на значительные достижения ученых античности, этот период не связывают с зарождением науки? 4. Геоцентрическая система мира Птоломея. 5. Перечислите предпосылки появления современной науки. 6 Характеристика основных научных революций. 8. Ученые и их открытия периода первой научной революции. 9. Сущность гелиоцентрической системы мира Коперника. 10.
Причины крушения механистической картины мира. 11. В чем сущность процесса диалектизации естествознания? ЧАСТЬ III НАУЧНЫЙ МЕТОД Глава 1 КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Учение о методе (
метод от греческого слова «методос» — путь к чему-либо) начало развиваться с появлением современной науки. Рене Декарт изложил свое понимание метода следующим образом: «Под методом, — писал он, — я разумею точные и простые правила, строгое соблюдение которых... без лишней траты умственных сил, но постепенно и непрерывно увеличивая знания, способствует тому, что ум достигает истинного познания всего, что ему доступно» [20].