Морозова Елена Германовна , кандидат химических наук Введение в естествознание (учебное пособие) Рецензент: кандидат геолого-минералогических наук, священник Константин Буфеев Учебное пособие представляет собой курс естествознания, который может быть использован в системе высшего гуманитарного и среднего общего образования.
Технические науки — это система знаний и деятельности по практическому использованию законов природы в интересах человека в технологии. Они изучают законы и специфику создания и функционирования сложных технических устройств, используемых индивидами и человечеством в различных сферах жизнедеятельности. Обществознание — это система наук об обществе как части бытия, постоянно воссоздающегося в деятельности людей.
Оно изучает специфику макро и микрообъединений общности людей (социология, демография, этнография, история и др.). Анализ приведенных определений показывает, насколько сложны и многообразны связи между элементами культуры как по горизонтали, так и по вертикали. Известно также определение культуры как особого, жизненно важного явления общества — его подсистемы.
Культура представляет собой систему норм, ценностей, принципов, убеждении и стремлений членов общества — это нормативная система общества. Ее особенности определяют характерные черты естественнонаучной картины мира в ту или иную эпоху. Цельность христианского мировоззрения в условиях многообразия культурных связей обусловлена его абсолютными ориентирами.
В основе христианского мировоззрения лежит знание о разумном устройстве окружающего мира Творцом и его познаваемости в тех рамках, которые необходимы для обеспечения полной физической, эмоциональной и духовной жизни человека, являющегося особым Божьим творением. Христианское мировоззрение связано с представлением о необходимости познания, его возможности и ценности знания, поскольку, изучая творение, мы познаем Творца.
Основой изучения окружающего мира учеными с любым мировоззрением является принцип системного подхода. Глава 2.ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ В ПОЗНАНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Особенности христианского представления о системном методе Принцип системности является основополагающим в науке. Это не вызывает возражений у ученых с любым мировоззрением.
В современной науке в основе представлений о строении материального мира лежит системный подход, согласно которому любой объект материального мира, будь то атом, планета, организм или галактика, может быть рассмотрен как сложное образование, включающее в себя составные части, организованные в целостность, т. е. упорядоченные, структурированные, иерархически организованные системы.
Христиане считают, что основа этого принципа положена Самим Богом в процессе творения. Он четко обозначил системы и их элементы. Например, вначале были сотворены пресмыкающиеся, живущие в воде, и птицы, а затем домашние животные, пресмыкающиеся и звери. Таким образом обозначены системы животного мира и внутри них обозначены системы видов. Человек занимает особое место в творении.
Сотворив человека по Своему «образу и подобию», Творец заложил в нем способность не только к творчеству, но и к богопознанию. Библия свидетельствует нам о том, что на шестой день был создан человек, которому было дано знание и способности, необходимые для того, чтобы управлять системами растительного и животного мира на земле. Игнорирование библейских ориентиров при определении естественного места объектов и явлений в окружающем нас мире приводит к декларации таких принципов научного познания, как глобальный эволюционизм, самоорганизация и историчность.
Последняя обычно понимается как незавершенность творения и невозможность познания окружающего мира. Принципиальная невозможность самоорганизации, возможно, станет очевидной при более тщательном рассмотрении всеобщих законов причины и следствия, сохранения энергии, а также законов молекулярной физики и химии. Об исторических корнях и сущности идей глобального эволюционизма речь пойдет во второй части книги (гл. 2), посвященной истории естествознания.
Коренное отличие этих принципов от христианского подхода к изучению окружающего мира связано с тем, что в их основе отсутствуют абсолютные критерии (все они исходят из отрицания существования Творца, который может служить абсолютным стандартом всего). А поскольку, кроме того, эти принципы не согласуются и со всеобщими законами, которые определяют естественное место каждого объекта и явления во вселенной, то ни о каком строгом системном анализе на их основе не может идти речи.
Знание принципов системного анализа помогает избежать ошибочных суждений. Исходным пунктом всякого системного исследования является представление о целостности изучаемой системы. Понятие системы было выработано в науке для обозначения целостности объектов. Целостность системы означает, что все ее составные части, соединяясь вместе, образуют уникальное целое, обладающее новыми интегративными свойствами.
Свойства системы — не просто сумма свойств ее элементов, а нечто новое, присущее только системе в целом. Систему можно определить как группу объектов или явлений, составляющих ее элементы, для которых характерно наличие общего признака, который связан с ее наиболее характерными функциональными особенностями. Между элементами системы могут существовать связи по вертикали (
связи иерархии, соподчинения элементов, которые могут быть выявлены и установлены извне по отношению к их функциональным особенностям) и по горизонтали (связи координации элементов, отражающие особенности их функций). Ошибочные представления о взаимосвязанности и взаимозависимости элементов и о их взаимоподчиненности, иерархичности могут приводить к ошибочным выводам.
Например, теория химической эволюции основана на предпосылке о возможности эволюции от простых химических элементов к живым организмам. В результате, несмотря на все основания для системного анализа, заложенные в периодической системе элементов Д. Менделеева, в нарушение представлений о целостности систем, в одну систему объединены во-первых, все существующие элементы. (