Поэтика Православия : Избранные гимны преподобного Симеона Нового Богослова в стихотворном переводе с греческого. Симеон Новый Богослов, преп.

Поэтому мне кажется, что вовсе Внутри себя я не имею жизни, А жизнь моя есть Ты. Я горько плачу, Рыдаю безнадежно, как богач, Который вдруг стал нищим и бесславным. Увидев это, враг мне говорит: “Ты не спасешься, ты отпал от Бога, Опять ошибся ты в своих надеждах. И к Богу доступ для тебя закрыт”. Не отвечая дьяволу ни слова, Я дунул на него — и он исчез[14].

Итак, прошу Тебя и умоляю: Будь снисходителен ко мне, Спаситель, В тот страшный час, когда душа Навеки будет с телом разлучаться, Чтобы врагов, бегущих на меня, Я посрамил одним лишь дуновеньем, Чтоб, защищенный светом Божества, Я перешел бы, целый-невредимый, И стал бы пред судилищем Твоим, Божественную благодать имея Внутри, которая меня, Христе, Спасает, делая неуязвимым.

Кто дерзнет явиться пред Тобой, Не облеченный благодатью этой? Кто сможет видеть славу Божества, Не просвещенный свыше благодатью? Как может видеть Бога человек? Как может наша низкая природа Уразуметь природу Божества? Бог — несозданный, мы — Его созданья, Нетленен Он, мы — тление и прах. Он — Дух, Который выше всех бесплотных, Творец небесных духов и Господь, А мы — тела земные и простые.

Он — вечный и божественный Творец, А мы — лишь черви, прах и пепел. И кто из нас увидеть Бога смог бы, Когда бы Сам Господь не ниспослал Нам Своего Божественного Духа, Который нашей немощной природе, Дает такую крепость, силу, мощь, Что человека делает земного Способным видеть славу Божества. Ибо никак иначе невозможно Узреть Его, грядущего во славе.

Так будут грешные навек отделены От праведных, нечистые — от чистых. Все, кто при жизни света не имели, Покроются навеки черной тьмой. А те, кто с Богом в жизни пребывали, В тот час навеки с Ним соединятся И никогда не будут лишены Общения таинственного с Богом. Но те, кто в жизнь иную отошли Лишенными Божественного света - Как смогут там соединиться с Ним?

Хотел бы я от вас ответ услышать, Но лучше сам скажу об этом вам. Бог, человеком став, с людьми общался, Соединившись с нашим естеством, Он приобщил к Божественной природе Всех, кто поверили в Него, и всех, Кто доказать делами веру могут[15]. Итак, лишь эти, — говорит Господь, - Одни они, кто к Богу приобщились, Одни они лишь будут спасены, Ибо и сам Господь, Творец вселенной, Соединился с нашим естеством, Как говорит святой апостол Павел, Что Церковь — это Тело Божества[16], Лишенное морщин и недостатков, Лишенное порока и пятна[17], Глава же Тела — Иисус Христос[18].

Но если это будет так, то кто же Из недостойных, грешных и нечистых Посмеет к Богу дерзко подойти? Как грешник сможет прилепиться Богу? Ведь если отлучаются теперь Все грешники от Церкви и от таинств И созерцания божественных вещей Лишаются, не будучи святыми, То как тогда — увы мне! — все они С Божественным соединятся Телом И сделаются членами Христа[19], Запятнанные грязью и пороком? Никак не будет этого, друзья!

Кто отделились от Христова Тела, От Церкви и от общества святых - Куда они пойдут, в какое царство? Где поселиться смогут, мне скажи? Ведь лоно Авраамово[20] и рай и место вечного упокоенья Тем, кто спасаются, принадлежит. А кто спасаются? Святые люди, Как говорит Евангелие нам. “Обителей, — сказал Спаситель, — много, Но все находятся внутри чертога”[21].

Как небеса одни, но в небе звезды Отличны друг от друга по размеру, Сиянью, блеску, славе, красоте[22], Так есть один чертог, одно есть царство, Которое мы называем раем Или Небесным Иерусалимом[23]. И это царство, город и чертог, Земля святая — есть один лишь Бог! Как в этой жизни человек без Бога Покоя не находит днем и ночью, Так будет и по смерти: вне Его Не будет ни покоя, ни отрады, Ни мест, лишенных скорби и печали. О братья!

Постараемся теперь, Пока еще нас не настиг час смертный, Душой своею прилепиться к Богу - Творцу всего, Который ради нас Покинул небеса, сошел на землю, Оставил ангелов, вселился в чрево Пречистой и Благословенной Девы, Неизреченно от Нее родился, Явился для спасения всех нас. Спасение же наше состоит, - Как говорили мы и снова скажем Не сами от себя — от Божьих уст, - В том, что пришел на землю Свет великий[24], Заря явилась будущего века, И Царство Божие сошло на землю, Сам Царь вселенной к нам сошел с небес И уподобился Он нам во всем, Чтоб, приобщившись света Божества, Мы засияли отраженным светом[25] И сделались подобными Ему, Причастниками Царства благодати И общниками славы Божества, Наследниками вечных благ, которых Никто на свете никогда не видел.

Уверен, верую и говорю, Что эти блага — Троица Святая, Отец и Божий Сын и Дух Святой. Они — источник благ и жизнь вселенной, Они — надежда, слава и покой, Они — спасение и сладость верных И радость несказанная для всех, Кто приобщились Божьего сиянья, Кто чувствует, что с Богом породнились. Послушайте!

Спасителем зовем Мы Бога нашего по той причине, Что дарует спасение Он всем. Спасением же называем мы От тленья, зла и смерти избавленье, Приобретенье в Боге вечных благ, Что вместо смерти даруют нам жизнь, Свет — вместо тьмы, и вместо рабства — волю, Что совершенную дают свободу Всем, кто соединились со Христом И в радости во веки пребывают.

А те, кто от Христа удалены, Кто не искали Бога, не стремились Соединиться с Ним, кто не достигли От смерти и страстей освобожденья - Князья ли то, вельможи иль цари, Хотя бы думали они и мнили, Что в радости и сладости живут, На самом деле никогда не будут Они владеть той радостью великой, Неизреченной и неизъяснимой, Какую знают все рабы Христа, Свободные от низменных желаний.

Ту радость не познает, не поймет И не увидит никогда никто Из тех, кто не соединились с Богом, Кто горячо к Нему не прилепились И кто не растворились во Христе, Которому держава подобает, Хвала и пение, и честь, и слава, И поклонение от всякой твари, От всякого дыхания[26] во веки. [1] Гимн относится к позднему периоду творчества преп.