Поэтика Православия : Избранные гимны преподобного Симеона Нового Богослова в стихотворном переводе с греческого. Симеон Новый Богослов, преп.

Симеона, на что указывают упоминания о старости и приближающейся смерти. Размер гимна — политический пятнадцатисложник. [2] Ср. Быт. 2:7. [3] Букв. “как тело от тела”. [4] Ср. 1 Кор.15:51-53. [5] Ср. Быт. 3:1-24 (об искушении Адама и Евы диаволом и об их изгнании из рая). [6] Ср. Быт. 4:3-8 (об убийстве Каином Авеля). [7] Ср. Быт. 6-7 (повествование о потопе). [8] Ср. 2 Цар. 11:2-4; 14-17 (

рассказ о том, как Давид взял себе в жены Вирсавию и способствовал смерти ее мужа Урии). [9] Ср. Лк. 7:37-38 (о женщине, помазавшей Господа миром). [10] Ср. Лк. 15:21 (слова блудного сына из притчи). [11] Букв. “поставивший меня свободным в Твоем свете”. [12] Ср. 1 Тим. 6:16. [13] Букв. “содержащего все и находящегося вне всего, и являющегося Всем (т.е. Того, Кто есть Все), и наполняющего все”.

[14] Дуновение на диавола относится к числу древнехристианских литургических действий: оно сохранилось до сих пор в чине оглашения перед таинством Крещения (“и дуни и плюни на него”) и символизирует бессилие и беспомощность диавола перед лицом благодати Божией. [15] Ср. Иак. 2:17-18. [16] Ср. Еф. 1:23. [17] Ср. Еф. 5:27. [18] Ср. Еф. 1:22. [19] Ср. 1 Кор. 6:15. [20] Ср. Лк. 16:22. [21] Ср. Ин. 14:2. [22] Ср. 1 Кор. 15:41. [23] Ср. Апок. 21:2. [24] Ср. Ин. 1:9. [25] Букв. “сделались вторыми светами”. Этим термином св. Григорий Богослов называет ангелов (Слово 28,31). Преп.

Симеон прилагает наименование “вторых светов” к людям, приобщившимся к Божественному свету. [26] Ср. Пс. 150:6 (слав. “всякое дыхание да хвалит Господа”). № 18 наверх ЧТО ОЗНАЧАЕТ БЫТЬ “ПО ОБРАЗУ”[1], И О ТОМ, ЧТО ЧЕЛОВЕК СПРАВЕДЛИВО СЧИТАЕТСЯ ОБРАЗОМ ПЕРВООБРАЗА[2]. И ЧТО ЛЮБЯЩИЙ ВРАГОВ, КАК БЛАГОДЕТЕЛЕЙ, ЯВЛЯЕТСЯ ПОДРАЖАТЕЛЕМ БОГА, И ПОТОМУ, СТАВ ПРИЧАСТНИКОМ СВЯТОГО ДУХА, ОН БЫВАЕТ БОГОМ ПО УСЫНОВЛЕНИЮ И БЛАГОДАТИ, БУДУЧИ ПОЗНАВАЕМ ТОЛЬКО ТЕМИ, В КОМ ДЕЙСТВУЕТ СВЯТОЙ ДУХ (44; 34)

[3] Слава, честь, хвала и гимны В жизнь приведшему весь космос Словом творческим и волей[4] - В Лицах трех, трех Ипостасях, Но в единственной природе Поклоняемому Богу. Бог есть Троица Святая, Вышесущностная Сущность[5], В Лицах трех одна природа, В равночестных Ипостасях, Неразлучных, нераздельных, Естество одно и слава, Мощь единая и воля.

И она, всего Причина, Сотворив меня из праха И живую душу дав мне[6], Отослав меня на землю, Свет позволила мне видеть, В свете ж — мир, луну и солнце, Звезды, небо, землю, море, Все, что мир сей наполняет, Мне дала и ум, и слово[7]. Но внимай словам дальнейшим! Нам по образу святого Безначальнейшего Слова, Бог дал слово, то есть разум, Ведь словесные — от Слова Несозданного, благого, Неприступного и Бога.

Но по образ, конечно, И душа у человека - Сей словесный образ Слова. - Как? скажи мне, объясни мне! - Слушай дальше то же слово. Слово Божие — от Бога И совечно, сопрестольно Самому Отцу и Духу, Но душа ведь точно так же Вся по образу явилась Бога Слова: обладает И умом она, и словом, Их имея нераздельных, По природе неслиянных И во всем единосущных.

Эти три[8] — одно в единстве, Но одно и разделенье, Ведь всегда соединяясь, Постоянно разделяясь, Неслиянными бывают, Неделимыми на части. Коль одно из них отбросишь, То лишишься и других ты, ведь душа ума лишившись, Потеряв способность слова, Вся подобна бессловесным. Но и без души не могут Пребывать ни, ум ни слово.

А по образу ты можешь Представлять и Первообраз: Нет без Духа и не будет Ни Отца совсем, Ни Слова. Дух — Отец, Сын также Дух есть, Хоть и плотью Он облекся, Но и Дух, опять же, Бог есть; Три Они[9] всегда едины В существе и по природе, Точно так же, как едины Наши ум, душа и слово. Но Отец неизреченно Из Себя рождает Слово, И как ум мой происходит От души, скажу же лучше - Ум в душе моей всецело, Точно так же Дух исходит От Отца неизреченно И в Отце Он пребывает.

А как ум рождает слово, Произносит, посылает И для всех его являет, Но при том неотделенным Он от слова остается И в себе рождает вечно: Бог Отец не отделялся Никогда от Бога Сына[10], В Сыне Он бывает видим, Но и Сын в Нем пребывает. Этот образ совершенный, Хоть вполне он и не ясен, Показало ныне слово, Но познать его не сможешь Никогда ты и увидеть, Если прежде не очистишь.

Если прежде не омоешь Образ свой от всякой скверны, Если образ не достанешь - Весь засыпанный страстями - И не вытрешь совершенно, Также если не разденешь И, как снег, не убелишь ты[11] Весь божественный свой образ. Если ж сделаешь все это, Хорошо себя очистив, Доведя до совершенства Образ свой, то и тогда ты, Первообраз не увидишь, Не поймешь и не познаешь, До тех пор, пока тебе он Не откроется всецело Через Духа Всесвятого.

Ибо Дух всему нас учит, В несказанном свете славы Весь блистая и сияя; И по мере очищенья Всей души твоей от скверны Он в уме твоем покажет Умный мир[12], насколько сможешь Воспринять ты и увидеть, И насколько то возможно И доступно человеку. Станешь ты подобен Богу, Подражать Ему стараясь Всеми добрыми делами: Целомудрием, бесстрашьем И любовью к человеку, В искушениях терпеньем И к врагам своим любовью[13].

В том и есть любовь к всем людям, Если ты врагов жалеешь, Как друзей, добро творишь им, Как родным своим собратьям, Если молишься за всех ты, Кто тебе нанес обиды, И любовь всегда являешь Всем равно: и злым и добрым, Если душу ежедневно Полагаешь за спасенье Одного — чтоб не погиб он, Если ж можно, то за многих.

Так научишься ты, чадо, Подражать Творцу делами, Верным образом Владыки Станешь ты и совершенства Подражателем ты будешь. Но тогда тебе Создатель - Слушай, что скажу я дальше! - Ниспошлет Святого Духа: Не какую- то иную Он тебе подарит душу По сравненью с той, что ныне Ты имеешь[14], но вдохнет Он Внутрь тебя Святого Духа, Исходящего от Бога.