Поэтика Православия : Избранные гимны преподобного Симеона Нового Богослова в стихотворном переводе с греческого. Симеон Новый Богослов, преп.

Ты, из земли меня создавший Живым и смертным существом, Почтивший — смертного — бессмертьем, Ты, даровавший мне способность Жить, говорить, передвигаться И прославлять Тебя, Творца, Ты Сам, Владыко всех и Боже, Дай мне несчастному просить И умолять Тебя разумно. Ведь я по истине не знаю Никак пришел я в этот мир, Ни в чем земных предметов сущность.

Я не могу сказать, о Боже, Что — зрение мое, и что - Предметы, видимые мною. Осуетились мы, все люди, И не способны мы иметь Сужденье здравое об этом. Вчера пришел я в этот мир И завтра отойду отсюда, А мню, что буду здесь всегда. Всем говорю я, что Ты — Бог мой, Однако каждый день делами Я отрекаюсь от Тебя.

Учу, что Ты — Творец всего, Однако всячески стараюсь Иметь все вещи без Тебя. Ты царствуешь над всей землею, Над высотой и глубиной, Один лишь я, не трепеща, Тебе противиться пытаюсь. Но я, бессильный и несчастный, К Тебе взываю: помоги Отвергнуть все души пороки, Ведь сокрушают душу мне Пустая гордость и надменность.

Дай руку помощи, Владыко, Смиренье даруй и очисти Души моей нечистоту! Подай мне слезы покаянья. Подай спасительные слезы, Что для души всегда желанны, Что очищают мрак ума, Что вновь меня являют светлым, Тебя стремящимся увидеть — Свет мира, Свет очей моих - Что омывают скверну сердца, В котором множество пороков, В котором скорбь и неприязнь К тем, кто устроили мне ссылку[2], Сказать бы лучше — к господам, Владыкам и друзьям моим.

За зло воздай им, о Христос мой, Богатым вечным утешеньем, Божественною благодатью, Что уготовал Ты навек Всем, кто Тебя душею жаждут, Кто любят горячо Тебя! [1] Гимн написан двенадцатисложным ямбическим триметром. [2] Букв. “к тем, кто разыграли драму (спектакль) с моим изгнанием”. Речь идет о Стефане Никомидийском и других, которые добились изгнания преп. Симеона из монастыря св.

Мамаса и его ссылки в Хрисополь № 4 наверх АЛФАВИТ В ДВУСТИШИЯХ, ПОБУЖДАЮЩИЙ И НАСТАВЛЯЮЩИЙ НА ПУТЬ К СОВЕРШЕНСТВУ ЖИЗНИ ТОГО, КТО НЕДАВНО УДАЛИЛСЯ ОТ МИРА (5; 18)[1] Началом горячую веру имея, От мира всегда со Христом удаляйся[2]. Друзей избегай не встречайся с родными, Ведь это полезно для новоначальных.

Земного лишившись, прииди к Неземному: Никто, кроме Бога, тебе не поможет. Отбросив всю робость и трусость отринув (Ведь ты приступил к всемогущему Богу), Имея надежду всецело на Бога (Который заботится даже о птицах[3]), Неси нетяжелое иго Господне[4], О будущей помня великой награде. То иго нас даром спасает от смерти, Ведь все спасены мы божественной кровью, Богами нас делает силою Божьей - И в этом плоды воплощенья Владыки, - Чтоб делом познал ты всех дел окончанье - Того, Кто превыше всей видимой твари.

Полезно тебе отсекать свою волю - Чрез это свидетелем совести[5] станешь. Отца твоего исполняй повеленья - Они тебя к верной направят дороге; Хоть смерть угрожает, не смей прекословить: Весьма велика высота послушанья, Но Бог для тебя и такое соделал[6]. Считай себя худшим из всех и последним - И в Царстве Небесном окажешься первым[7].

Считай себя странником, нищим, слугою - И станешь велик, если это исполнишь. Ты весь подражателем Господа будешь - А что может быть выше этого в жизни? Любого исправит сей плач ежедневный - Он лучше воды и полезнее пищи. Познанию истины он научает: Того, что проходит и что пребывает, - Но прежде от мира он всех удаляет.

В молчанье живи, сохраняющим это: Оно отсекает бесплодные корни. И память о смерти имей постоянно: Она научает святому смиренью. Очистившись сердцем, умом просветлившись - О чудо, которого верные ищут! - Божественный свет ты сподобишься видеть, Как луч невещественный, посланный Богом. Христос нам являет любви совершенство - Кто ей обладает, тот богом бывает.

Кто ищет Христа, тех Христос просвещает. Они только живы — никто не прельщайся! О Божья любовь, что богов созидает! Она есть Сам Бог[8] — изумительно это! - Ее обрести нелегко и непросто. [1] Написанный двенадцатисложным ямбическим триметром, настоящий гимн состоит из 24-х двустиший, в которых первый стих принадлежит Симеону, а второй дополнен кем-то из его учеников (возможно, Никитой).

Алфавитный акростих — весьма распространенное в византийской поэзии явление. Алфавит понимался древними греками и византийцами как символ всеобъемлющего гармонического целого. “Алфавит” преп. Симеона представляет собой как бы “лествицу” духовного восхождения, состоящую из 24-х ступеней. Ср. тридцатиступенную “лествицу” преп. Иоанна Синайского. [2] Букв.

“Имея началом Христа и горячую веру, так удались от мира”. [3] Ср. Мф. 10:29. [4] Ср. Мф. 11:29-30. [5] Или “мучеником совести”. [6] Т.е. Иисус Христос, Бог воплотившийся, ради человека Сам пошел по пути послушания воле Своего Отца. Ср. Фил. 2:8. [7] Ср. Мф. 19:30. [8] Ср. 1 Ин. 4:16. № 5 наверх ЧЕТВЕРОСТИШИЯ О ЛЮБВИ К БОГУ (6; 5)

[1] Как Ты пламенем горящим И водой живой бываешь? Услаждая, как сжигаешь? Как от тленья избавляешь? Как нас делаешь богами, Тьму в сиянье превращая? Как из бездн людей выводишь, Нас в нетленье облекая? Как влечешь Ты тьму к рассвету? Как Ты ночь рукою держишь? Как Ты сердце озаряешь? Как меня Ты изменяешь?