Ксения Кириллова

После прославления начинается обсуждение проповедей пастора. Именно так: ни Библии, ни даже книг западных авторов – признанных классиков «теологии процветания», а конкретно пастора Виктора Судакова. Библию сектанты используют крайне редко в качестве не слишком убедительного подтверждения тех или иных мыслей пастора. В частности, на одной из домашних групп подвергалась анализу песня, написанная В. Судаковым и исполнявшаяся лично им в воскресном служении. Для этого руководитель домашней группы раздала всем собравшимся текст данной песни, а затем включила её магнитофонную запись. Присутствующие, вооружившись распечатками, старательно подпевали. Затем руководитель группы устроила настоящий опрос, какова главная мысль песни, сколько в ней действующих лиц, какое главное качество христианина выделяется в Библии, исходя из песни пастора. Сектанты старательно отвечали, подглядывая в записи, сделанные на воскресном служении. Никого, похоже, не смутил тот факт, что произведение Судакова и Библия – вещи не тождественные, а потому качества выделяют разные. Естественно, никакие критические мысли ни по поводу художественных достоинств, ни тем более по поводу смысла пасторской песни, не допускались.

Затем, когда все глубинные смыслы пасторского творения были выявлены, собравшиеся перешли к обсуждению воскресной проповеди вышеупомянутого пастора. Обсуждение очень напоминало «разбор «Сторожевой Башни» у «Свидетелей Иеговы» и строилось по принципу вопрос-ответ. Любопытно, что даже в секте иеговистов в последнее время поощряется пересказ публикаций Общества Сторожевой Башни своими словами. В харизматической же ячейке лидер группы добивалась дословного повторения формулировок пастора, притом – наизусть, без записей. Чтобы подопечные достигли такого уровня, она несколько раз повторила, что к каждому виду служения надо обязательно готовиться.

Альтернативой обсуждению творений пастора является обсуждение передач «Победоносный голос верующего». Разумеется, обсуждение сводится лишь к восхищению уровнем «помазания» Коупленда. Никакие критические мысли не допускаются.

Особенное внимание уделяется вновь обращённым. Не только руководитель малой группы, но и все её члены придирчиво следят, чтобы новичок молился на языках вместе со всеми. У вновь пришедших немедленно выясняются все координаты: ФИО, адрес, телефон, место работы (учёбы). Новичку объясняется, что чтобы достичь благословения, он должен посещать все виды служения, а также записаться на курсы для новообращённых. Идеальной целью провозглашается окончание библейского колледжа и карьера служителя (освобождённого или «служителя полного дня»). Затем адепту помимо руководителя ячейки назначается личный наставник, либо объявляется, что все члены ячейки отныне являются его наставниками. Ему разъясняют, что для дальнейшего «духовного роста» он должен беспрекословно подчиняться начальникам, и только в этом случае на него снизойдёт благодать Божья. В обязанности наставников входит снабжение вновь обращённого блокнотом для записей (проповеди пастора в обязательном порядке должны записываться всеми присутствующими), распорядком ежедневного чтения Библии и иными материалами. Также они обязаны следить за уровнем подготовки «учащегося» и регулярностью посещения им занятий. Адепту разъясняется «теократический порядок» и необходимость соблюдения строжайшей иерархии. Таким образом, человек сразу подпадает под всеохватный контроль группы, внимательно отслеживающей не только его поведение, но и «правильность» его веры, точность усвоения речей пастора, уровень восторженности при исполнении песен, соответствие речи «позитивному исповеданию» и т.д. Контроль над новичками не заканчивается на уровне домашней группы. Все данные о новообращённых в обязательном порядке передаются в «высшие инстанции» вплоть до уровня пастора. Способствует такой передаче отчёт, который обязан составлять каждый лидер ячейки. По новообращённым в таком отчёте предусмотрены следующие главы:

1. ФИО

2. Время прихода в церковь

3. ФИО наставника

4. Тип посещений

5. Их результат

По самому собранию заполняются графы более общего содержания: дата, время начала и окончания собрания, количество присутствующих, в том числе новообращённых.

Вообще обязанности лидера ячейки обширны. Помимо подготовки программы каждого собрания домашней группы, заполнения отчёта и контроля за новообращёнными, лидер осуществляет также контроль за каждым членом ячейки (подробнее – в главе «Контроль информации»).

Всего в Екатеринбурге приблизительно 70 ячеек, которые постоянно делятся с целью вовлечения новых лиц, как только число собравшихся превышает 10. Ячейки собираются по месту жительства либо по возрасту. Так, на каждые семь ячеек приходится примерно три молодёжных. Лидером молодёжной ячейки является, как правило, обычный молодой человек или девушка лет 18-25. Понятно, что атмосфера в молодёжной среде более вольная, чем во взрослой, поэтому помимо лидера ячейке на домашней группе присутствуют иные лица, осуществляющие контроль над качеством проведения собрания: лидер региона, охватывающего практически весь город, и лидер района (на деле – микрорайона). В остальном молодежная ячейка принципиально ничем не отличается от обычной. Вначале идёт прославление, где песни перемежаются с глоссолалией, во время которой ребята запрокидывают голову назад и с закрытыми глазами кружатся по комнате. Не случайно поэтому мебель на время молитвы отодвигают подальше. Затем могут быть какие-либо игровые формы знакомства или анализа библейских сюжетов (разумеется, в русле «теологии процветания»), а в конце – неизменное обсуждение воскресной проповеди пастора под надзором лидеров.

Раз в месяц молодёжь обязана проводить «евангелизацию» - ходить по району, в том числе по домам, раздавать визитки и приглашать на ячейку. Этот метод, по сути, полностью заимствован у «Свидетелей Иеговы». На самом деле евангелизация проводится всякий раз при разделении ячеек, когда появляются свободные места для приглашения новых людей. Разделение домашних групп осуществляется по указанию лидеров. Сами харизматы открыто признаются в том, что основная цель ячеек – привлечение в секту новых людей.

Также у домашних групп есть ряд обязанностей внутри секты. Например, у разных ячеек установлена очерёдность дежурства в гардеробе и по уборке помещения.