Ксения Кириллова

При нахождении человека в местах массового скопления людей обостряется восприятие индивидуумом окружающей действительности и активизируются защитные механизмы человеческой психики на инстинктивном уровне. Для преодоления подобного защитного барьера и обеспечения прямого доступа к бессознательному человека оператор может использовать эффект громкой ритмичной музыки.

При использовании в составе гипнотических техник музыкальной составляющей можно выделить следующие функции, которые в данном случае выполняет такая музыка. Она является:

1. средством привлечения и управления вниманием человека, акцентирования внимания

Нарастающая и ниспадающая мелодика и вариации ритмического рисунка позволяют выгодно подчеркнуть смысловое содержание установочных фраз (в случае вербального внушения, совмещенного и наложенного на музыку). Кроме того, своевременные музыкальные проигрыши помогают оператору поддерживать порядок среди массы людей без необходимости перекрывать возможный шум силой своего голоса.

Установочные фразы присутствуют практически в каждой песне, звучащей на прославлении. Пример подобного внушения соответствующих установок приводит и Ицкович: «Собрание начинается с того, что ведущая произносит текст начала, в котором использует технику "повышения-понижения интонаций". Смысл техники в том, что эмоционально значимые слова кодируются более низким тоном. Если проанализировать текст, то выделенные низким тоном слова образуют фразу: "каждый пришедший воздаст хвалу". Фраза достаточно безобидна, настораживает только трансонаводящая ее подача»

Однако зачастую данный приём используется для внушения далеко не таких безобидных фраз. В частности, почти в каждой проповеди В.Судакова в конце речь заходит о пожертвованиях, в частности, на здание «церкви». Эти кусочки всегда выделены музыкально, при этом подбирается, как правило, медленная, проникновенная мелодия, точно гармонирующая с интонациями пастора. Речь пастора в такие моменты особенно эмоциональна, почти надрывна, и пропорционально усилению этого надрыва также усиливается музыка. В конце, когда Судаков выкрикивает своё сакраментальное «Аллилуйя!», громкость музыки предельно нарастает. Если же проанализировать слова, сказанные лидером секты особенно громко (а выделить их нетрудно, так как они постоянно повторяются), это будут слова «пожертвования» и «пусть члены нашей церкви будут даятелями». По странному совпадению, именно эти слова и фразы имеют наиболее сильную музыкальную окраску.

В прославлении также постоянно присутствуют установочные фразы. Например, если проанализировать сделанную в самой секте запись от 19.02.06 г., можно наблюдать следующую картину. Сначала идёт достаточно эмоциональное исполнение песни. Затем на фразе «Твоя благодать ко мне велика» со сцены прозвучал призыв: «Церковь, давай поднимем руки, будем говорить»… далее опять следует песня. Затем идёт фраза: «Исповедуй… говори с верой» - и затем снова уже упоминавшаяся строчка. Таким образом, происходит описанное выше внушение установки. Затем фраза повторяется ещё шесть раз, и начинаются крики «Спасибо, Господь, за твою благодать». Выходит лидер молодёжного служения Олег Казанцев, скандирующий лозунги: «Спасибо тебе, Господь», «Аллилуйя», «Слава Господу», и зал выкрикивает «Аминь». Фразы повторяются до тех пор, пока крики зала не сливаются в один исступлённый вопль. Таким образом, вместо обычного исполнения песни, зал заставили поверить в огромную сошедшую на них благодать и ощутить благодарность секте за неё.

Иногда установки имеют более открытый характер, но также сопровождаются музыкой. В частности, довольно часто на харизматических собраниях используется песня «Во мне жизнь, как река». Состоит она из предельно похожих друг на друга куплетов, представляющих собой многократное повторение этой фразы (с маленьким дополнением в конце «От Христа». Отличаются куплет друг от друга только тем, что вместо слово «жизнь» в них появляется «мир» или «радость». Само по себе повторение этой предельно простой фразы в сочетании с быстрой ритмичной музыкой (это одна из самых быстрых песен в секте), а также коллективные вопли, прыжки и крики способны довести до иррациональной эйфории большинство собравшихся. Если же кто-то всё же не смог вписаться в общее веселье, на сцене опять же появлялся Судаков начинал молиться за всех, у кого вышеозначенной радости не было. Здесь имело место прямое адресное обращение («Те, кто чувствует беспокойство, я обращаюсь к вам…») Затем пастор снова призвал спеть эту песню, но уже с тем, чтобы внутреннее состояние адептов соответствовало «исповеданию». Затем следовали молитвы за исцеление всех, кто в этом нуждается, при этом исцеление гарантировалось, что опять возвращает нам к описанным уже незаконным сеансам массового целительства, практикуемых в неопятидесятнических сектах. В довершении следует привести фразу самого Судакова из упоминавшейся уже его книги «Поединок со смертью», с. 42: «Иногда мне приходилось слышать недоброжелательные реплики по поводу наших богослужений: «Вам там мозги промывают!» С этим я не могу не согласиться, ведь всем «промывают мозги», только одним Бог, а другим – Дьявол». Добавить здесь уже нечего. Если сам Судаков цинично соглашается, что в его секте промывают мозги, нам и вовсе ни к чему с этим спорить.

2. Музыка является средством удержания человека

Имеется в виду физиологический механизм влияния громкой и ритмичной музыки на состояние человека.

Издавна было отмечено особое влияние на мозг человека трещоток, ритмичных ударов бубнов и барабанов, монотонного пения, свистящих и гортанных звуков. Их нейрофизиологическое воздействие на сознание человека связано с тем, что они вызывают ультразвуковые колебания, которые оказывают соответствующие влияния на мозг, приводя к состоянию транса.

Музыкальные воздействия на сознание связаны, главным образом, с ритмичным воздействием на мозг звуков (особенно ударных инструментов), под воздействием которых в нейронах мозга начинают выделяться особые химические вещества – так называемые эндорфины, или собственные наркотики мозга.44

Эндорфины – внутренние анестетики, необходимые для обезболивания при химических реакциях, проходящих в организме человека. Если бы не эти анестетики, то человек ежесекундно испытывал бы страшные боли во всем теле. Например, «ломки» у наркоманов происходят из-за того, что в организме перестают вырабатываться собственные анестетики в связи с тем, что их заменяют искусственными, в переизбытке содержащимися во внешних наркотиках. Передозировка введенных в организм посторонних анестетиков из наркотиков, с одной стороны, вызывает наркотический «кайф», с другой стороны – «ломку», когда «кайф» проходит, то есть из организма выводится доза искусственных анестетиков-эндорфинов, а свои внутренние уже не вырабатываются, так как организм приспособился к получению их только извне. Так вот, «кайф», «самадхи», ощущение «счастья» в состоянии транса - это следствия выброса в кровь эндорфинов.45

Специалисты считают, что музыкальный ритм, особенно постоянные ритмичные воздействия ударных инструментов, и ультразвуковые волны стимулируют, благодаря выделению эндорфинов, возбуждение центров удовольствия и эротического, что может не только приводить к половому возбуждению, но и в ряде случаев к сексуальной разрядке (оргазму).