Ксения Кириллова

Выделяющиеся при ритмах эндорфины вызывают у человека чувство удовольствия, а частое его повторение – психическую зависимость. По-существу, люди, увлечённые музыкой с изобилием ударных составляющих, становятся своеобразными муз-наркоманами из-за развития аутонаркотизации от постоянного выделения в организме в больших количествах эндорфинов. Из-за частых больших выбросов нейронами мозга эндорфинов происходит истощение мозговых резервов, и тогда, в конце концов, наступает естественный выход – своеобразная «ломка» (головные боли, нервозность, депрессии, состояние тревоги и другие психосоматические расстройства), что нередко влечёт за собой употребление наркотиков извне.46

3. средством преодоления барьера критического мышления и обеспечения скрытого доступа к бессознательной составляющей человеческой психики

Бессознательное фиксирует все внешние сигналы, пропущенные сознанием. Именно на этом принципе основана работа операторов при погружении человека в транс с целью обнаружить в тайниках его памяти ту или иную причину, сформировавшую модель его неосознанного поведения при тех или иных обстоятельствах в настоящем.

Бит и его подсознательное действие. Существует вполне определенный термин, для обозначения особой ритмической пульсации, которая является базисом любой композиции ударной музыки. Этот термин называется «бит» и означает биение. Сила бита заключена в прерывистых пульсациях, ритмах, которые вызывают ответную биопсихическую реакцию организма, способную повлиять на функционирование различных органов человеческого тела. Бит может способствовать ускорению сердечного пульса и увеличению содержания адреналина в крови, способен не только вызвать приятное чувство в половой сфере, но также и половое возбуждение, доходящее до оргазма.47

Громкость и ритм звучания. Известно, что функции мозга можно отключить под действием высокой громкости звучания. Поэтому часто выступления очень громких групп заканчивается массовой истерией, человек становится неуправляемым. Помимо высокой громкости, аналогичного эффекта можно добиться повторяющимися мелодическими и ритмическими фразами, то есть риффами. Рифф – это специальный термин, который используется для обозначения короткой и часто простой мелодической фразы, состоящей из нескольких нот. Что касается ритмически повторяющихся рисунков, то действие бита зависит от умения музыкантов, которые или усыпляют слушателей, или доводят до состояния транса. В таком состоянии человек становится очень восприимчив к влиянию извне.

Большая громкость способна вызывать невероятный слуховой стресс. При этом из почек поступает стрессовый гормон – адреналин.

При продолжительном или крайне сильном стрессе происходит перепроизводство адреналина. Адреналин не может больше через энзимы (ферменты, специфические белковые катализаторы, участвующие в биохимических реакциях организма) распространяться по телу в необходимый срок и частично превращается в адренохром.

Но адренохром – это ни что иное, как психоделический (меняющий сознание) наркотик, как ЛСД, мескалин, ДОМ (СТП), псилоцибин и т.д. Поэтому не стоит удивляться, что люди на рок-концертах и дискотеках «пьянеют». Сам по себе адренохром более слабый наркотик, чем ЛСД, но опыт ощущения действия этого принадлежащего телу наркотика будит желание еще более интенсивного хмельного состояния.48

Немаловажную роль играет ритм. Если, например, ритм кратен полутора ударам в секунду и сопровождается мощным давлением сверхнизких частот (15-30 Гц), то способен вызвать у человека сильное возбуждение. При ритме, равном двум ударам в секунду и на тех же частотах, слушающий впадает в танцевальный «транс», который сродни наркотическому.49

А. Дворкин в этой связи также отмечает, что «Пасторы грамотно (при помощи музыки, света, особых телодвижений, пассов, многократных повторений ключевых слов, рассаженных в зале в ключевых местах клакеров, “спонтанно” задающих тон для поведения и для нужных реакций зала и т. п.) вводят зал в трансовое состояние, которое и объявляется знаком нисхождения Духа. Эти ощущения и переживания индуцированной эйфории быстро делаются для сектантов своеобразным наркотиком: в кровь выбрасываются большие дозы эндорфинов и адреналина, и вскоре у человека вырабатывается стойкая зависимость от них. Он больше не может жить без того “кайфа”, который он получает на собраниях, и даже в перерывах между “служениями” испытывает синдром абстиненции. И как наркоман отдает все, что имеет, в обмен на еще одну дозу дурмана, так и сектант тащит в секту последнее, чтобы вновь пережить экстаз, без которого его жизнь делается черной ямой, исполненной ужаса и отчаяния. Бывшие члены рассказывают о людях, которые, утратив эти ощущения, пропадали из дома, вешались, обливали себя бензином и поджигали и т. д. Рассказывают также об одном “служителе”, который после заключения некоего договора с “Духом” утратил полруки, положив ее под идущий поезд»50.

Многочасовая повторяемость в сочетании со все нарастающим нагнетанием возбуждения производит воздействие на психику человека в таком направлении, что рациональное начало в ней ослабевает и индивидуум переходит в состояние транса. Не случайно однообразный ритм – один из главных элементов культовых отправлений в религиях Востока. Нескончаемость повторений одного краткого ритмического мотива со все возрастающим чувством неконтролируемого эмоционального состояния постепенно оттесняет организованное сознание на второй план.51

При рассмотрении влияния ритмичной музыки на психику человека следует отметить следующее:

- под действием постоянных внешних раздражителей отключается левое полушарие головного мозга, снижается способность к самоконтролю;

- длительное пассивное прослушивание человеком однообразных ударных композиций приводит к состоянию физического гипноза;